На основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ. РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576), приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по КЧР от 23.01.2024 N 3/24 "О составе инспекции Карачаево-Черкесского УФАС России по проведению внеплановых проверок на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфре закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция Карачаево-Черкесского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция Управления) в составе:
провела внеплановую камеральную проверку на предмет соответствия действий (бездействия) Отдела ОФСИН России по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Заказчик) требованиям Закона о контрактной системе при осуществлении
закупки у единственного поставщика на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе на заключение государственного контракта от 27.03.2024 N 30 "Об оказании медицинской помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы с учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения",
УСТАНОВИЛА:
В Карачаево-Черкесское УФАС России, в соответствии с ч. 2 ст. 93 Закона о контрактной системе поступило уведомление от Заказчика о заключении государственного контракта от 27.03.2024 N 30 "Об оказании медицинской помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы с учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения" (далее - Контракт).
На основании п. 2 ч. 15 ст. 99, ч. 26 ст. 99 Закона о контрактной системе для всесторонней проверки, Карачаево-Черкесским УФАС России истребованы необходимые документы и сведения от Заказчика.
Исследовав представленные документы и сведения, Инспекция Управления пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пп. 6, 9, 34 и 50 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик обязан направить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок уведомление о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.
27.03.2024 года между Заказчиком и ГБУЗ Ставропольского края "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи" г. Ставрополя заключен государственный контракт от 27.03.2024 N 30 на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае если работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
В рамках проведения внеплановой проверки, сведений свидетельствующих о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Инспекции Управления не представлено.
В свою очередь, Инспекция Управления отмечает, что согласно Письма Минфина России N 24-02-08/107795, ФАС России N МЕ/107414-ПР/20 от 08.12.2020 "О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи военнослужащим и лицам, приравненным по медицинскому обеспечению к военнослужащим, медицинскими организациями" в случае, если выбор медицинской организации осуществляет соответствующий орган исполнительной власти (а не военнослужащий или лицо, приравненное по медицинскому обеспечению к военнослужащему) путем осуществления закупки и заключения с медицинской организацией контракта - заключение такого контракта осуществляется в порядке, установленном Законом о контрактной системе, при этом:
а) при необходимости закупки на оказание медицинской помощи в неотложной или экстренной форме контракт может быть заключен с единственным исполнителем на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, предусматривающего возможность такой закупки в требуемом объеме и вне зависимости от возникновения обстоятельств непреодолимой силы, чрезвычайной ситуации;
б) при необходимости закупки на оказание плановой медицинской помощи - закупка осуществляется по общему правилу путем выбора соответствующего способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия Управления отмечает, что вышеуказанное письмо не относится к нормативным правовым актам, однако само по себе это обстоятельство не позволяет отклонить то нормативное обоснование, которое приведено Минфином России и ФАС России в указанном письме.
Вышеуказанные выводы подтверждаются постановлением Арбитражного суда Московского округа по делу N А40-117387/2022 от 06.04.2023.
Из вышеизложенного следует, что в рассматриваемом случае осуществление Заказчиком закупки на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе является неправомерным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают требование п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, Инспекция Управления,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Отдела ОФСИН России по Карачаево-Черкесской Республике нарушение требований п. 6 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку восстановление нарушенных прав и законных интересов возможно исключительно в судебном порядке.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Карачаево-Черкесского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 24 апреля 2024 г. N 009/06/99-10/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2024