Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя начальника отдела контроля закупок руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневская Е.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Бочарова Н.М.,
от уполномоченного органа - Мурзина А.Н.
от заявителя - Казакова Ю.И.,
УСТАНОВИЛ:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "НТА-Групп" на действия заказчика - Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, уполномоченного органа - Комитета Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0121200004724000463 "Поставка медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий по объекту "Реконструкция и модернизация государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Кисловодская городская больница" (I этап - "Строительство нового корпуса с операционным блоком и приемным отделением") для обеспечения государственных нужд Ставропольского края".
Заявитель обжалует действия заказчика в части осуществления закупки.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
04.04.2024 г. уполномоченным органом - Комитетом Ставропольского края по государственным закупкам согласно порядка взаимодействия с заказчиком в ЕИС было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0121200004724000463 "Поставка медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий по объекту "Реконструкция и модернизация государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Кисловодская городская больница" (I этап - "Строительство нового корпуса с операционным блоком и приемным отделением") для обеспечения государственных нужд Ставропольского края".
НМЦК 56 576 688,12
Согласно извещению к поставке заказчику требуются следующий товар:
32.50.50.190 Система инфузионная модульная
По мнению заявителя, закупаемый товар описан заказчиком таким образом, что совокупность всех характеристик товара соответствует товару единственного производителя - Компании "Шэньчжэнь Майндрэй Саиэнтифик Ко., Лтд." (Китай) под товарным знаком BeneFusionR. Иные производители товаров, соответствующих всей совокупности требований, установленных в извещению об осуществлении закупки на отечественном рынке, отсутствуют.
Блокирующими характеристиками к товару настольный приемник по мнению подателя жалобы явились:
минимальный объем инфузии насоса инфузионного шприцевого, мл. - не более 0,01
объёмы используемых шприцев насоса инфузионного шприцевого, 1; 2; 3; 5; 5/6; 10; 10/12; 20; 30; 30/35; 50; 50/60; 60 мл - наличие
Погрешность/точность инфузии насоса инфузионного шприцевого, % - не более _ 1,8
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные и устные пояснения, в которых просил признать жалобу необоснованной.
В ходе расссмотрения жалобы был объявлен перерыв, в целях предоставления времени сторонам по делу предстатить необходые документы в обосновании своих позиций, дело было отложено на 18.04.2024 г. в 15-00.
После перерыва, комиссия контролирующего органа, изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно статье 8 Закона N44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании анализа указанных норм следует, что заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки, но при этом не совершая действий, которые влекут ограничение числа участников закупок.
Вместе с тем, Заказчиком на заседание комиссии доказательства, документы, свидетельствующие о том, что возможна поставка товаров иных производителей, помимо которого указал заявитель - не представлены.
Включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, а так же доказательств отсутствия аналогичных товаров иных производителей, является нарушением положений статей 8, 33 Закона N44-ФЗ.
Исходя из вышеизложенного, включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ (пункт 2 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017)
Указанный выводы подтверждены так же Определением Верховного Суда РФ от 03.09.2021 N 308-ЭС21-19597 по делу N А63-5786/2020, Постановлением арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу NА63-5786/2020.
Таким образом, данный довод обоснован.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика установлены нарушения требований ст. 8, ст. 33 Закона N44-ФЗ.
2. Пунктом 2 части 29 статьи 34 Закона установлено, что Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
В соответствии с пунктом 2 части 29 статьи 34 Правительством Российской Федерации издано Постановление Правительства Российской Федерации N 620 (далее -ПП РФ N620).
Пунктом 1 ПП РФ N 620, вступившего в силу 01.07.2021, установлено, что что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Согласно пункту 2 действие ПП не распространяется при закупках:
- медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации;
- при закупках медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые совместимы с такими медицинскими изделиями;
- при закупках медицинских изделий, по результатам которых заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Перечень исключений является исчерпывающим. Совместное использование и/или совместимость медицинских изделий разных видов, каждое из которых фактически являются медицинским оборудованием и не являются расходными материалами не попадает под перечень исключений, который указан в ПП РФ от 19.04.2021 N620.
Согласно сведениям ЕИС по спорной закупке:
Предмет одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии номенклатурной классификацией медидинских изделий по видам, утвержденной Минздравом России.
Согласно сведениям, указанным в извещении об осуществлении закупки N 0121200004724000463 Заказчик избрал Код согласно Общероссийскому Классификатору Продукции по видам экономической Деятельности (Код ОКПД2) - 32.50.50.190.
"Система инфузионная модульная", согласно приложению к извещению об осуществлении закупки "Описание объекта закупки" представляет из себя сборную конструкцию в составе: "док-станция, насос инфузионный волю-метрический- 2 шт., насос инфузионный шприцевой-3 шт.".
Из сведений, указанных в реестровой записи регистрационного удостоверения N РЗН 2022/19312 от 30.12.2022 на Систему инфузионную в варианте исполнения Система инфузионная BeneFusion еSP, в составе: Насос инфузионный BeneFusion еVP медицинское изделие относится к коду Вида, медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации - 260420 (Насос инфузионный прикроватный, одноканальный
В то же время согласно сведениям, указанным в реестровой записи регистрационного удостоверения N РЗН 2022/19280 от 28.12.2022 на Систему инфузионную шприцевую BeneFusion еSP, в составе: Насос шприцевой BeneFusion еSP медицинское изделие относится к коду Вида, медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации - 229860 (насос шприцевой).
Таким образом, данный довод обоснован.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика установлены нарушения требований ПП РФ N 620.
3. В извещении об осуществлении закупки Заказчиком неправомерно установлены ограничение допуска и условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановление N 102). Согласно сведениям извещения об осуществлении закупки N 0121200004724000463 Заказчиком установлены следующие ограничение допуска и условия допуска:
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В развитие данной нормы принято Постановление N102.
Согласно п. 1 Постановления N102 утверждены следующие перечни медицинских изделий:
перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1);
перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2).
При осуществлении закупки заказчик использовал ОКПД 2 32.50.50.190.
При применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия.
В перечне N 1, утвержденного Постановлением N102 отсутствуют товары с ОКПД2 32.50.50.190.
В перечне N2, утвержденного Постановлением N102 содержатся сведения о следующих медицинских изделиях ОКПД2 32.50.50.190:
Во-первых, к Переченью N2, утвержденному постановлением Правительства N102 относятся медицинские изделия одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов. Так называемая "система инфузионная модульная" не является одноразовым медицинским изделием.
Во-вторых, при применении настоящего перечня следует руководствоваться указанными в соответствующих подразделе и пункте данного перечня классификационными признаками медицинского изделия, применимыми к закупаемому медицинскому изделию, а также кодами Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и (или) кодами вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (НКМИ). Классификационные признаки медицинского изделия, указанные в каждом подразделе данного перечня, распространяются на все пункты данного подраздела. Для медицинских изделий, соответствующих классификационным признакам, указанным в настоящем перечне, допускается классификация кодами ОКПД 2, указанными в применимом к продукции подразделе.
Ни наименование закупаемого медицинского изделия, ни код вида закупаемого медицинского изделия, ни классификационные признаки закупаемого медицинского изделия не позволяют отнести закупаемое медицинское изделие к Перечню N2.
Таким образом, закупаемое медицинское изделие отсутствует в Переченье N1 и в Переченье N2, утвержденных Постановлением N 102.
Таким образом, данный довод обоснован.
В действиях заказчика установлены нарушения требований ч. 3 ст. 14 Закона N44-ФЗ, выразившиеся в неправомерном установлении в Извещении об осуществлении закупки ограничение допуска и условия допуска, предусмотренные Постановлением N 102, неподлежащего применению при осуществлении рассматриваемой закупки.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика установлены нарушения требований ст. 8, ст. 33, ст. 42, ч. 3 ст. 14 Закона N44-ФЗ, ППП N620, ПП N 102.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НТА-Групп" на действия заказчика - Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, уполномоченного органа - Комитета Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0121200004724000463 "Поставка медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий по объекту "Реконструкция и модернизация государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Кисловодская городская больница" (I этап - "Строительство нового корпуса с операционным блоком и приемным отделением") для обеспечения государственных нужд Ставропольского края" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, нарушившими ст. 8, ст. 33, ст. 42, ч. 3 ст. 14 Закона N44-ФЗ, ППП N620, ПП N 102, в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
Е.А. Соколов |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Карпель Б.Ш.
тел.(8652) 35-28-07, вн.026-285
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 18 апреля 2024 г. N 026/06/106-805/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2024