Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, Заместителя Руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.
В присутствии представителей участвующих посредством системы (программы) "trueconf":
от заказчика - Хмельниченко О.Н.,
от ООО "Титан" - Алиев М.А.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из Староизобильненского Территориального управления Администрации Изобильненского муниципального округа СК поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "ТИТАН" по факту осуществления закупки путём проведения открытого аукциона в электронной форме N 0121600003923000057 "Обустройство площади по ул. Мира в станице Староизобильной, по адресу: Ставропольский край, Изобильненский городской округ, ст-ца Староизобильная, ул. Мира".
Заказчик указывает, что расторг контракт в одностороннем порядке.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении - ООО "ТИТАН" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления с указание о дате и времени рассмотрения дела - 22.04.2024 г.
На рассмотрение дела были установлены следующие обстоятельства:
20.09.2023 г. уполномоченным органом - Администрацией Изобильненского городского округа Ставропольского края согласно порядка взаимодействия с заказчиком было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0121600003923000057 "Обустройство площади по ул. Мира в станице Староизобильной, по адресу: Ставропольский край, Изобильненский городской округ, ст-ца Староизобильная, ул. Мира".
НМЦК 24 324 624,24
Согласно победителем был признан участник - ООО "ТИТАН".
16.10.2023 г. между заказчиком и ООО "ТИТАН" был заключен контракт N ЭА - 2 (реестровый номер N 3260702265823000002) "Обустройство площади по ул. Мира в станице Староизобильной, по адресу: Ставропольский край, Изобильненский городской округ, ст-ца Староизобильная, ул. Мира".
Цена заключенного контракта - 20 554 307 рублей 52 копейки.
Пунктами 1.1 - 1.3 заключенного контракта было установлено:
1.1. Подрядчик принимает на себя обязательства на выполПротокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.10.2023 NИЭА1нение работ по обустройству площади по ул. Мира в станице Староизобильной, по адресу: Ставропольский край, Изобильненский городской округ, ст-ца Староизобильная, ул. Мира (далее - работы, объект), согласно локально сметных расчетов (Приложение N1 к Контракту) Дизайн-проекта и сметной документацией (Приложение N2 к Контракту) и Графика выполнения работ (Приложение N3 к Контракту), которые являются неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке и на условиях определенных настоящим Контрактом.
1.2. Подрядчик обязуется выполнить все работы в соответствии с условиями Контракта в сроки, установленные настоящим Контрактом, в соответствии с требованиями ГОСТов, СНиПов, ВСН, технической документации и правил приёмки работ с составлением соответствующих актов и справок установленной формы (КС-2, КС-3).
1.3. Контроль за выполнением работ со стороны Заказчика осуществляется представителем организации строительного контроля (технического надзора), который от его имени совместно с Подрядчиком оформляет все документы, связанные с выполнением работ (приемкой работ) в течение всего срока действия контракта и в соответствии с действующими нормативными документами.
Также в силу п. 4.1 контракта срок выполнения работ:
Сроки выполнения работ:
начало выполнения работ - с 01 марта 2024 года, окончание выполнения работ по 30 октября 2024 года включительно, в том числе строительно-монтажные работы до 01 сентября 2024 года, озеленение до 30 октября 2024 года. Подрядчик имеет право выполнить работы досрочно.
Промежуточные сроки выполнения работ определяются графиком выполнения работ, который Подрядчик обязан передать Заказчику (лицу, имеющему право действовать от имени Заказчика), в течении 1-го (одного) рабочего дня с момента подписания настоящего контракта (Приложение N3 к проекту муниципального контракта). Подрядчик при подготовке графика выполнения работ, должен составить его таким образом, чтобы по состоянию на 01 сентября 2024 года, процент готовности объекта и освоения денежных средств по объекту составлял не менее 85 процентов от заявленного объема работ и цены контракта.
Согласно п. 5.1.1 и п. 5.1.2 контракта указано, что подрядчик обязан:
5.1.1. Выполнить все работы в сроки и в объёме, предусмотренные настоящим контрактом, с учетом Графика выполнения работ (Приложение N3 к Контракту), сдать работы Заказчику (лицу, осуществляющему строительный контроль) в состоянии соответствующем сметной документации и требованиям нормативных документов.
По факту фактически выполненных работ (либо отдельного этапа выполненных работ) подписать (КС-2) лицом, осуществляющем строительный контроль Заказчика в соответствии с утверждёнными локальными сметными расчетами и графиком выполненных работ по настоящему контракту.
5.1.2. Поставить на место производства работ необходимые материалы, оборудование, конструкции и комплектующие изделия согласно сметной документации для исполнения Контракта в срок и надлежащего качества и осуществить их приёмку, разгрузку, складирование и хранение на период выполнения работ.
Согласно п. 5.4.7 контракта заказчик имеет право отказаться в любое время до сдачи Работ от исполнения контракта и потребовать возмещения ущерба, если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет Работы настолько медленно, что окончание их к сроку, указанному в контракте, становится явно невозможным.
В силу п. 13.1 контракта срок действия контракта: Начало действия контракта - с момента заключения контракта, окончание действия контракта - до 30 декабря 2024 года, а в части взаиморасчетов и выполнения работ до полного исполнения сторонами обязательств, а по гарантийным обязательствам до истечения срока таковых.
Также в силу п. 16.1 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
03.04.2024 г. в связи с тем, в ходе исполнения контракта возникли обстоятельства, препятствующие выполнению работ Общество принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке, из данного решения следует:
"_ Так, в 2023 г, в ходе исполнения Контракта возникли обстоятельства, препятствующие выполнению работ на Объекте в виду существенного роста цен на строительные материалы и оборудование, в силу чего не представлялось возможным исполнение Контракта, в соответствии со строками, предусмотренными графиком выполнения Работ.
Вышеуказанное обстоятельство возникло в силу того, что закупка N 01.21600003923000057, размещая на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, в технической документации, а именно в сметных расчетах и обоснования начальной максимальной цены контракта, применен, коэффициент-дефлятор за 2022 г. При этом необходимо отметить, что закупка N 0121600003923000057 была размещена на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 20.09.2023.
В целях исполнения Контракта Подрядчик неоднократно направлял в адрес Заказчика письма с просьбой усмотреть возможность предоставления авансирования по Контракту в целях выполнения Работ, которые были оставлены без удовлетворения.
Согласно п. 1 ст. 718 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
Так, в письме N 3-СК./2023 от 11.12.2023 и в письме N 4-СК/2023 от 11.12.2023 Подрядчик указывал, что для своевременной сдачи объекта в сроки, предусмотренные Контрактом, ходатайствует о рассмотрении вопроса об авансировании Контракта в размере 50% от цены Контракта.
Ответным письмом N 179 от 06.03.2024 Заказчик указал на отсутствие возможности авансирования, а также указал на то, что Подрядчик был осведомлен об отсутствии авансирования до подписания Контракта.
В связи с возникновением обстоятельств, препятствующих исполнению Контракта в виде существенного роста цен на строительные материалы и оборудование, в целях предотвращения возникновения негативных обстоятельств в виде существенного нарушения срока исполнения Контракта и последующих негативных последствий для Заказчика в виду существенной социальной значимости Объекта, направил в адрес Заказчика письмо N 5-СК/2024 от 07.03.2024 в с предложением о расторжении Контракта по соглашению сторон, руководствуюсь положениями ч. 8 ст. 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) и п. 16.1 Контракта с приложением проекта Соглашения о расторжении Контракта.
Заказчик направил ответное письмо 191 от 15.03.2024 с указанием на необходимость предоставить подтверждение существенных изменений обстоятельств, способствующих расторжению Контракта по соглашению сторон, в виде указания на то, на какие позиции произошел рост цена, необходимые для выполнения Работ.
В письме Ага 7-СК/2024 от 18.03.2024 и в письме N 10-СК/2024 от 25.03.2024, направленных в адрес Заказчика, Подрядчик указал на существенный рост цен на ключевые позиции материалов, необходимых для выполнения Работ, а также с просьбой усмотреть возможность расторжения Контракта по соглашению сторон. Настоящие письма, были оставлены Заказчиком без удовлетворения.
Заказчик в свою очередь отклонил вышеуказанное предложением Подрядик расторгнуть Контракт по соглашению сторон, а также письмом N 245 от 02.04.2024 уведомил Подрядчика, что в случае невыполнения требования о проведении работ на Объекте, сохраняет за собой право на расторжение Контракта в одностороннем с последующим включением Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии намерения Заказчика оказать содействие Подрядчику в рамках исполнения Контрактных обязательств, вне зависимости обстоятельств существенного роста цен на строительные материалы и оборудование в 2023 г., а также применения в сметной документации в Контракту в 2023 г. коэффициент-дефлятора, предусмотренного для закупок в 2022 г.
В соответствии с п. б ст. 709 ГК РФ, подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.
При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование - расторжения договора в соответствии со статьей 451 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 451 ГК РФ, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Положением п. 16.1 Контракта предусмотрено возможность расторжения контракта по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Расторжение контракта в связи с односторонним .отказом стороны контракта от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном положениями ч, 8-23 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 19. ст. 95 Закона о контрактной системе, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта ...".
В рассмотрении дела представители заказчика и Общества участвовали по средствам программы-системы "trueconf", сторонами были представлены документы, а также пояснения.
Комиссией установлено:
В соответствии с пунктом п. 1.1. Контракта, Подрядчик взял на себя обязательства на выполнение работ по обустройству площади по ул. Мира в станице Староизобильной, по адресу: Ставропольский край, Изобильненский городской округ, ст-ца Староизобильная, ул. Мира (далее - работы, объект), согласно локально сметных расчетов (Приложение N1 к Контракту) и Графика выполнения работ (Приложение N3 к Контракту), которые являются неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке и на условиях определенных настоящим Контрактом.
Подрядчик обязуется выполнить все работы в соответствии с условиями Контракта в сроки, установленные настоящим Контрактом, в соответствии с требованиями ГОСТов, СНиПов, ВСН, технической документации и правил приёмки работ с составлением соответствующих актов и справок установленной формы (КС-2, КС-3) (п.1.2 Контракта).
В соответствии с утвержденным Графиком выполнения работ и п. 4.1 Контракта начало выполнения работе 01 марта 2024 года, окончание работ по 30 октября 2024 года включительно. Подрядчик имеет право выполнить работы досрочно.
Вместе с тем, данное условие Контракта Подрядчиком было нарушено, а именно: с 01.03.2024 года и по дату (16.04.2024 года вступление решения об одностороннем отказе в законную силу) Подрядчик не приступил к выполнению работ на данном объекте.
Подрядчик ООО "Титан" не приступил к работе в целом.
От Подрядчика в адрес Заказчика поступило письмо N 1-СК/2023 от 08 декабря 2023 года о том, что Подрядчиком ведутся переговоры с поставщиками-изготовителями МАФов, все производители оборудования требуют авансирование в размере 90 процентов стоимости товара. В связи с вышеизложенным, Подрядчик ходатайствует предусмотреть в Контракте условия авансирования в размере 50 процентов от общей суммы Контракта. На письмо Подрядчика Заказчик направил ответ N 956 от 12 декабря 2023 года, что в соответствии с п.п. 7.1 пункта 7 Контракта, платежи в рамках контракта осуществляются Муниципальным Заказчиком за выполненные работы (либо отдельного этапа выполненных работ) на основании предъявленных Подрядчиком и принятых лицом, осуществляющим строительный контроль, объемов выполненных работ. В соответствии с п.п. 7.5. пункта 7 Контракта, муниципальный заказчик осуществляет оплату работ (либо отдельного этапа выполненных работ) за счет средств бюджета Ставропольского края на 2024 год и средств бюджета Изобильненского городского округа Ставропольского края на 2024 год. С условиями Контракта Подрядчик был ознакомлен до его подписания. Условия авансирования в Контракте не предусмотрены.
04 марта 2024 года Подрядчиком в адрес Заказчика направлено письмо исх. N 4 о том, что в связи с тяжелым финансовым положением ООО "Титан", а также необходимой предварительной оплатой заказанных позиций при размещение заказа на то или иное оборудование, материалов, предусмотренных сметной документации, Подрядчик ходатайствует предусмотреть в Контракте условия авансирования в размере 70 процентов от общей суммы Контракта, а также приложена копия Договора между ООО "Комфортная среда" и ООО "Титан" N 030401 от 04.04.2024 года на оплату товара (МАФов) на сумму 6 432 110 рублей. В ходе проведенного Заказчиком анализа, сметная стоимость на указанные в Договоре N 030401 от 04.04.2024 года МАФы составляет 7 684 213,76 рублей. На письмо Подрядчика Заказчик направил ответ N 179 от 06 марта 2024 года, что в соответствии с п.п. 7.1 пункта 7 Контракта, платежи в рамках контракта осуществляются Муниципальным Заказчиком за выполненные работы (либо отдельного этапа выполненных работ) на основании предъявленных Подрядчиком и принятых лицом, осуществляющим строительный контроль, объемов выполненных работ. В соответствии с п.п. 7.5. пункта 7 Контракта, муниципальный заказчик осуществляет оплату работ (либо отдельного этапа выполненных работ) за счет средств бюджета Ставропольского края на 2024 год и средств бюджета Изобильненского городского округа Ставропольского края на 2024 год. С условиями Контракта Подрядчик был ознакомлены до его подписания. Условия авансирования в Контракте не предусмотрены.
07 марта 2024 года исх.N 5-СК/2024, Подрядчик направил письмо Заказчику с ходатайством о расторжении Контракта по соглашению сторон, на что Заказчиком был направлен ответ 15 марта 2024 года исх. N191 о том, что указанные Подрядчиком причины для расторжения контракта согласно ч.8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и п. 16.1 пункта Муниципального контракта ЭА -2 от 16 октября 20223 года на "Обустройство площади по ул. Мира в станице Староизобилъной, по адресу: Ставропольский край, Изобильненский городской округ, ст-ца Староизобильная, ул. Мира" не являются существенными для расторжения контракта по соглашению сторон, а так же попросил предоставить письменное подтверждение существенных изменений обстоятельств, способствующих расторжению контракта по соглашению сторон, указанных в письме Подрядчика, а именно: на какие позиции произошло поднятие цен и какие именно материалы, необходимые для выполнения работ, попали под санкции.
18 марта 2024 года исх. N 27 от ООО "Стройснабресурс", как от организации, осуществляющей строительный контроль на объекте "Обустройству площади по ул. Мира в станице Староизобильной, по адресу: Ставропольский край, Изобильненский городской округ, ст-ца Староизобильная, ул. Мира", сообщалось о том, что работы на вышеуказанном объекте ООО "Титан" не ведутся. 19 марта 2023 года исх. N 198 директору ООО "Титан" направлено Требование (претензия) об уплате штрафов связи с нарушением условий контракта и утвержденного графика выполнения работ, предусмотренного контрактом на сумму 5 000,00 рублей. 21.03.2024 г. Подрядчик оплатил штраф, что подтверждено платежным поручением N 4 от 21.03.2024.
29 марта 2024 года исх. Лг" 32 от 29.03.2024 года ООО "Стройснабресурс" повторно сообщает, что по состоянию на 29.03.2024 года Подрядчик к работам на объекте не приступил.
29 марта 2023 года исх. N 240 директору ООО "Титан" направлено Требование (претензия) об уплате штрафов связи с нарушением условий контракта и утвержденного графика выполнения работ, предусмотренного контрактом на сумму 5 000,00 рублей. 29.03.2024 г. Подрядчик оплатил штраф, что подтверждено платежным поручением N 7 от 21.03.2024.
На основании вышеизложенного, данные существенные нарушения условий исполнения Контракта N ЗА - 2 от 16.10,2023 года, свидетельствуют о полном бездействии Подрядчика ООО "Титан", начиная с 01.03.2024 года и в течение 46 дней до даты ( 16.04.2024 года) расторжения Контракта в одностороннем порядке. Подрядчик к работам не приступил, нарушил утвержденный График выполнения работ, строительная техника, строительные материалы на объекте отсутствуют, таким образом Подрядчик ООО "Титан" привел к срыву реализацию Федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" и не освоению денежных средств, выделенных из федерального и краевого бюджетов по данному проекту.
02 апреля 2024 года исх,N 245, Заказчик направил письмо, в котором настоятельно рекомендовал Подрядчику приступить к выполнению работ. В случае, если ООО "Титан" в течение 3 (трех) дней не приступит к работам, Заказчик оставляет за собой право расторгнуть Контракт в одностороннем порядке и включить организацию ООО "Титан" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), однако на следующий день (03 апреля 2024 года) Подрядчик ООО "Титан" принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта ЭА-2 от 16.10.2023 года, которое было опубликовано на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Заказчик Староизобильненское территориальное управление администрации Изобильненского муниципального округа Ставропольского края в свою очередь, ввиду невыполнения Подрядчиком ООО "Титан" обязательств по Контракту ЭА-2 от 16.10.2023 года, 05 апреля 2024 года принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое было опубликовано на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок wvvw.zakupki.gov.ru.
16 апреля 2024 года решение Подрядчика ООО "Титан" об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу и размещено в реестре контрактов единой информационной системы. Контракт признан расторгнутым.
Касаемо, принятого Обществом решения о расторжении контракта в одностороннем порядке от 03.04.2024 г., комиссия пришла к выводу, что для принятия такого решения сторонами договора должны иметься основания установленные ст. 95 Закона N44-ФЗ.
Так в случаи, принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке поставщиком (подрядчиком, исполнителем) установлено, что в силу ч. 19 ст. 95 Закона N44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем, доказательств подтверждающих факт неисполнения заказчиком встречных обязательств в материалы дела Обществом не представлено.
В силу ч. 20.1 ст. 95 Закона N44-ФЗ в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, у Общества оснований для принятия решения о расторжения контракта в одностороннем порядке не имелось.
В ст. 783 Гражданского Кодекса РФ указано, что общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами.
Пунктом 2 статьи 763 ГК РФ предусмотрено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Пунктом 1 статьи 766 ГК РФ предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Под государственным (муниципальным) контрактом понимается договор,заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской
Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, который заключается в порядке, предусмотренном ГК РФ и федеральными законами.
Законом N 44-ФЗ регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
В свою очередь, согласно статьям 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом, в соответствии с условиями контракта, требованиями закона.
Под неисполнением обязательств понимается, например, отказ от выполнения контракта, выполнение его условий не в полном объеме, нарушение сроков выполнения контракта и другие обстоятельства.
Согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Действия Общества, выразившиеся в неисполнении условий контракта, привели к нарушению права Заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке. Невыполнение в данном случае участником закупки требований закона влечет невозможность исполнения контракта, что приводит к нарушению интересов не только Заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта не предоставлено.
Мерой ответственности, установленной Законом N 44-ФЗ в случае нарушения участником закупки взятых на себя обязательств по исполнению контракта, является включение сведений относительно организации в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее - ГК РФ) гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, ГК РФ предусмотрена персональная ответственность лица, ведущего финансово-хозяйственную деятельность, за результаты осуществления этой деятельности, последствий принимаемых им решений.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1 и п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Согласно части 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации размещенная заказчиком на официальном сайте в сети Интернет информация о размещаемом заказе является публичной офертой, то есть предложением, содержащим все существенные условия заключения и исполнения государственного или муниципального контракта, из которого усматривается воля лица делающего предложение заключить договор на указанных в нём условиях с любым кто отзовется.
Общество было заранее ознакомлено с требованиями и условиями аукционной документации, в том числе и проекте контракта, что позволяло в полной мере подать и заключить контракт в порядке определенном документацией и действующим законодательством о закупках.
Принимая участие в аукционах на право заключения государственных или муниципальных контрактов участник закупки должен знать и соблюдать действующее законодательство и осознавать меру и степень ответственности наступления для него неблагоприятных последствий.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
При этом, как установила комиссия заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 95 Закона N 44-ФЗ и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении ООО "ТИТАН" (ИНН 0608025880, адрес: 386302, Республика Ингушетия, г. о., город Малгобек, ул. Гарданова, д. 27, кв. 52), генерального директора Точиева Джохара Жабраиловича (ИНН 060104124457) в связи с неисполнением контракта N ЭА-2 от 16.10.2023 г. (реестровый номер N 3260702265823000002) "Обустройство площади по ул. Мира в станице Староизобильной, по адресу: Ставропольский край, Изобильненский городской округ, ст-ца Староизобильная, ул. Мира" сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения информации об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр считается дата, следующая за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078, в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
Г.В. Золина |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
Е.В. Вишневская |
|
|
Б.Ш. Карпель |
Исп.Карпель Б.Ш.
тел.(8652) 35-28-07, вн.026-285
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 22 апреля 2024 г. N 026/10/104-827/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2024