Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 5559/24) администрации Краснокамского городского округа (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "Проектинформ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта на поставку операционной системы (изв. N 0156600008224000006), заключаемого в соответствии с частью 12 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 18.04.2024 г. в 16:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 19.04.2024 г. с целью изучения документов, анализа материалов обращения и принятия решения.
Резолютивная часть решения была оглашена 19.04.2024 г. в 16:00 при участии посредством ВКС представителя ООО "Проектинформ" - Макарычева С.С. (на основании доверенности).
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) установлено следующее.
Согласно извещению N 0156600008224000006 Заказчиком проводилась закупка товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о закупках, на поставку операционной системы. Начальная (максимальная) цена контракта - 706 200,00 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 04.04.2024 NИЗТ1 победителем закупки признано ООО "Проектинформ" (далее - Общество), с предложением о цене контракта - 698 390,00 руб. Снижение относительно НМЦК составило 0,11 %.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:
В соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона о закупках в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 5.2 части 1 настоящей статьи, закупка товара на сумму, не превышающую пяти миллионов рублей, может осуществляться в электронной форме с использованием электронной площадки. Годовой объем закупок, осуществляемых в таком порядке, не должен превышать сто миллионов рублей.
Согласно п. 7 ч. 12 ст. 93 Закона о закупках заключение контракта осуществляется с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер, в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 статьи 50 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о закупках по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного пп. "а" п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона о закупках, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В силу ч. 6 ст. 50 Закона о закупках заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном ст. 51 Закона о закупках, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о закупках, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 50 Закона о закупках;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 4 ст. 51 Закона о закупках, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 50 Закона о закупках, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных п. 2 ч. 2, п. 2 ч. 3, п. 2 и 3 ч. 4 ст. 51 Закона о закупках, не допускается.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о закупках, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о закупках не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона о закупках проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о закупках (за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных ст. 37 Закона о закупках, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о закупках определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта).
В силу п. 1 ч. 4 ст. 51 Закона о закупках не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона о закупках, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) контракт (за исключением случаев, установленных Законом о закупках, и не ранее срока, предусмотренного ч. 1 ст. 51 Закона о закупках) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о закупках. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о закупках определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
Согласно положениям извещения о проведении закупки N 0156600008224000006 обеспечение исполнения контракта не требуется.
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о закупках в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч. 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона о закупках, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 ст. 51 Закона о закупках, не выполнены требования п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона о закупках) и ч. 5 ст. 51 Закона о закупках:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч. 3 и 5 ст. 51 Закона о закупках:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного пп. "а" п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона о закупках, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с пп. "а" п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона о закупках протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о закупках заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со ст. 26 Закона о закупках, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный пп. "б" п. 2 ч. 6 ст. 51, пп. "в" п. 4 ч. 14 ст. 73, ч. 16 и 22.2 ст. 95 Закона о закупках, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Комиссией установлено, что протокол подведения итогов определения поставщика NИЗТ1 был размещен Заказчиком 04.04.2024 г.
Таким образом, на основании п. 1 ч. 6 ст. 50 Закона о закупах, регламентированный срок формирования и размещения в ЕИС и на электронной площадке проекта контракта - 05.04.2024 г.
Вместе с тем, в нарушение п. 1 ч. 6 ст. 50 Закона о закупах, проект контракта был сформирован и размещен Заказчиком лишь 10.04.2024 г.
В силу п. 2 ч. 6 ст. 50 Закона о закупках регламентированным сроком для подписания контракта является - 11.04.2024 г.
Вместе с тем, в регламентированный законом срок проект контракта участником подписан не был.
12.04.2024 г. информация об уклонении ООО "Проектинформ" была направлена в Пермское УФАС России посредством функционала ЕИС.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно ч. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания комиссии представитель ООО "Проектинформ" пояснил, что направление в адрес Общества проекта контракта ожидалось 05.04.2024 г., вместе с тем, проект контракта поступил на подписание 10.04.2024 г. 09.04.2024 директор Общества вылетел из г. Москва в г. Барнаул в 23:00 по московскому времени. Примерно в семь часов по местному времени 10.04.2024 директор прибыл в г. Барнаул. Представитель Общества указывает, что после перелета ноутбук, на котором находится цифровая подпись не включался. Около 14 часов директор Общества обратился в сервисный центр SoftPro (ИП Шкурин М. В.). Ноутбук был отремонтирован 12.04.2024 и получен около 10 часов. В результате был заменен шлейф дисплея, который мог повредиться от удара оборудования. Вместе с тем, помимо VPN и криптопровайдера для работы с ЭЦП на рабочем ноутбуке установлен локальный почтовый клиент для работы с почтовыми ящиками hi@prinf.ru, tender@prinf.ru, а также списки учета сделок и контрактов. На указанную почту приходят уведомления от операторов электронных площадок о поступлении контрактов. Из этих уведомлений директор Общества получает информацию о необходимости подписания того или иного контракта. Вследствие поломки ноутбука директор Общества не имел возможности отслеживать поступающие электронные письма и не знал, что по закупке 0156600008224000006 поступил на подписание контракт. Информацию о том, что контракт был на подписании директор Общества обнаружил 12.04.2024, уже за регламентированным сроком подписания.
Представитель Общества также указал, что 10.04.2024 Обществом было получено одобрение на регистрацию проекта от компании "МойОфис" на 55 лицензий. Проекту присвоен номер ПР0000-18344. То есть была заполнена и отправлена заявка на регистрацию проекта и получено разрешение на продажу требуемых лицензий. Общество готовились к исполнению контракта. При этом ООО "Проектинформ" имеет действующее соглашение с дистрибьютором программного обеспечения МойОфис - АО "Аксофт", является авторизованным партнером компании МойОфис (ООО "Новые облачные технологии"), тип партнерства: Реселлер, статус: Серебряный. Кроме того, ООО "Проектинформ" имеет в штате сертифицированных специалистов по программному продукту "МойОфис", то есть обладает соответствующими компетенциями.
Комиссия отмечает, что при принятии решения о включении победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не ограничивается формальной констатацией, а в рамках выполнения возложенной на него функции выясняет все обстоятельства, определяет вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решает вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение.
Так, в адрес Комиссии Обществом были представлены сведения о наличии партнерских отношений с ООО "Аксофт" на передачу программ для ЭВМ производителя ООО "Новые Облачные Технологии".
С учетом конкретных обстоятельств дела, в том числе, несвоевременного направления Заказчиком в адрес Общества проекта контракта, Комиссия полагает, что в действиях ООО "Проектинформ" отсутствовало недобросовестное поведение или злонамеренное уклонение от заключения контракта.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выразившееся, например, в намеренном уклонении от заключения контракта. Вместе с тем, доказательства намеренного уклонения от заключения контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Общества в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений ООО "Проектинформ", с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что ООО "Проектинформ" не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности участника закупи, и, как следствие, сведения об ООО "Проектинформ" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ООО "Проектинформ" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 6 ст. 50 Закона о закупах, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 апреля 2024 г. N РНП-59-139
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2024