рассмотрев обращение (вх. N 5558/24) ГБУЗ ПК "Ордена "Знак Почета" ПККБ" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Мигай С.В. (далее также - Предприниматель, Поставщик) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку растворов для эндоскопических манипуляций (с) (N изв. 0356200002023001779).
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению, Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку растворов для эндоскопических манипуляций (с). Начальная (максимальная) цена контракта - 2 998 800,00 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 17.04.2024 в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссией был объявлен перерыв до 19.04.2024 г. с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о закупках), установлено следующее.
08.02.2024 г. между Заказчиком и Поставщиком заключен контракт N 0356200002023001779 на поставку растворов для эндоскопических манипуляций (с). Цена контракта - 2 818 872,00 руб.
В связи с невыполнением условий контракта, 01.04.2024 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Предмет Контракта: Поставка растворов для эндоскопических манипуляций (с) (далее - товар).
1.2. Поставщик обязуется поставить товар, а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар.
1.3. Количество, наименование и страна происхождения поставляемого товара указаны в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту), требования к поставляемому товару установлены Техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.4. Срок поставки товара: в соответствии с Приложением N 3 к Контракту.
1.5. Место поставки товара:614000, Пермский край, район - Пермь, улица Пушкина, дом 85.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
7.5. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.5.1. Если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
- Поставщик и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе) и (или) поставляемому товару);
- при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Поставщик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в абзаце втором настоящего подпункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7.6. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.6.1. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств
7.6.2. не поставки Товара или его части в сроки, предусмотренные контрактом более чем на десять дней по причинам, не зависящим от Заказчика;
7.6.3. поставки Товара с дефектами, которые не могут быть устранены в установленный
настоящим контрактом срок;
7.6.4. не выполнение требования Заказчика о замене некачественного Товара или о
доукомплектовании Товара в установленный срок;
7.6.5. неоднократного (2 раза и более) выявления недостатков Товара, которые проявляются вновь после их устранения.
7.6.6. в иных случаях, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления Подрядчика является 01.04.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 12.04.2024 г.
Информация об ИП Мигай С.В. направлена в адрес Пермского УФАС России 12.04.2024 г.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Согласно решению об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта, МКУ "Краснокамск Благоустройство" приняло данное решение ввиду следующих обстоятельств.
08.02.2024 г. Заказчик направил заявку Поставщику на поставку товара в рамках первого этапа исполнения Контракта с указанием наименования и количества Товара. 08.02.2024 г.
26.02.2024 г. Заказчиком составлен Акт рекламации о не поставке товара по первому этапу. Товар по первому этапу Контракта должен быть поставлен в срок до 20. 02.2024 г.
01.04.2024 г. Заказчиком составлен Акт рекламации о не поставке товара по второму этапу. Товар по второму этапу Контракта должен быть поставлен в срок до 29. 03.2024 г.
Акты рекламации направлены Заказчиком в адрес Поставщика посредством электронной почты.
Однако, до настоящего момента товар по первому и второму этапу исполнения Контракта Заказчику так и не поступил.
Представители Предпринимателя в предоставленных пояснениях сообщили следующее.
11.01.2024 письмом исх. N02 поставщик обратился в ООО "Питерконсалт" с целью изучения рынка для возможности участия в данной закупке.
Письмом от 15.01.2024 N14 ООО "Питерконсалт" выставил поставщику коммерческое предложение о поставке товара.
31.01.2024 с целью определения возможности поставки товара напрямую от производителя обратился в ООО "МЦ Медицина" для заключения договора на поставку товара и получил рекомендацию обратиться к дилеру на территории Уральского округа - ООО "АПФ-ТРЕЙДИНГ-Е".
Письмом от 02.02.2024 исх. N98 ООО "АПФ-ТРЕЙДИНГ-Е" выставило коммерческое предложение о поставке товара по цене, значительно превышающей цены, установленные производителем.
После чего, письмом от 02.02.2024 исх. N4 поставщик повторно обратился в ООО "МЦ Медицина" и сообщил, что ООО "АПФ-ТРЕЙДИНГ-Е" не выражает намерения в поставке поставщику товара надлежащего качества на выгодных условиях, а также не выставляет коммерческое предложение, в связи с чем, просил ООО "МЦ Медицина" поставить товар напрямую, минуя ООО "АПФ-ТРЕЙДИНГ-Е".
Тем не менее, 05.02.2024 ООО "АПФ-ТРЕЙДИНГ-Е" и Поставщик подписали договор на поставку товара (ирригационных медицинских растворов) на условиях, установленных ООО "АПФ-ТРЕЙДИНГ-Е".
Однако, по указанному договору ООО "АПФ-ТРЕЙДИНГ-Е" не берет на себя ответственность за условия хранения и поставки товара, также не устанавливает условия об остаточном сроке годности товара. Таким образом, поставка товара по указанному договору не гарантирует поставщику исполнение обязательств поставщика по Контракту надлежащим образом.
Предприниматель акцентирует внимание на том, что данный товар является медицинским изделием, хранение и транспортировка которого осуществляется в строгом соответствии с Инструкцией по применению.
Вместе с тем, ввиду того, что условия транспортировки не были определены в вышеуказанном договоре, Поставщик не закупил требуемый товар у ООО "АПФ-ТРЕЙДИНГ-Е".
В связи с чем, Поставщик пытался изыскать на рынке указанный товар надлежащего качества, хранимый и транспортируемый в соответствии с инструкцией производителя на товар, в связи с чем, письмом от 09.02.2024 исх. N05 поставщик также обратился в ООО "Питерконсалт" с целью определения возможности поставки товара.
09.02.2024 письмом исх. N07 Поставщик сообщил Заказчику о невозможности поставки товара и просил продлить сроки поставки товара по Контракту.
Однако, письмом от 20.02.2024 N577/01-15 и в дальнейшем Заказчик отказал Поставщику в изменении сроков поставки по Контракту.
Письмом от 17.03.2024 исх. N17 повторно обратился в ООО "МЦ Медицина" для определения возможности поставки товара напрямую от производителя, минуя ООО "АПФ-ТРЕЙДИНГ-Е".
Также письмом от 18.03.2024 N35 ООО "Питерконсалт" сообщило, что осуществить поставку товара на ранее оговоренных условиях указанная организация не имеет возможности. ООО "Питерконсалт" были повторно сделаны запросы в адрес производителя, поставщиков (устно, письменно), ответа на которые относительно возможности поставки получено не было.
Письмом от 29.03.2024 N47 ООО "Питерконсалт" дополнительно сообщило, что на повторные запросы ответов от поставщиков также не получено.
Вместе с тем, Поставщик обращает внимание на то, что не отказывался от поставки требуемого в соответствии с положениям Контракта товара.
В подтверждение своей позиции Поставщик предоставил в адрес Комиссии Письмо ООО "МЦ Медицина" от 11.06.2021 N10/06-21 с приложением прайса, РУ и инструкции, письмо поставщика от 11.01.2024 исх. N02, письмо ООО "Питерконсалт" от 15.01.2024 N14, ответ представителя ООО "МЦ Медицина" от 31.01.2024, письмо поставщика от 02.02.2024 исх. N4, письмо ООО "АПФ-ТРЕЙДИНГ-Е" от 02.02.2024 исх. N98, договор поставки от 05.02.2024 с ООО "АПФ-ТРЕЙДИНГ-Е", письмо поставщика от 09.02.2024 исх. N05, заявку Заказчика на поставку товара от 08.02.2024, письмо поставщика от 09.02.2024 исх. N07, письмо Заказчика от 20.02.2024 N577/01-15, письмо поставщика от 17.03.2024 исх. N17, письмо ООО "Питерконсалт" от 18.03.2024 N35, письмо ООО "Питерконсалт" от 29.03.2024 N47, письмо поставщика от 04.04.2024 исх. N22, письмо Заказчика от 09.04.2024 N1402/01-15, письмо поставщика от 09.04.2024 N23, письмо Заказчика от 11.04.2024 N1467/01-15.
Комиссия также сообщает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ИП Мигай С.В. исполнил 116 государственных и муниципальных контрактов за последние три года.
На основании вышеописанного, Комиссия сообщает, что исходя из анализа предоставленных сторонами материалов переписки, писем Предпринимателя производителю товара, контрагентам его реализующим, а также иных документов, сведений, размещенных в ЕИС, можно сделать вывод о том, что действия Поставщика были направлены на исполнение положений Контракта, однако, ввиду определенных обстоятельств, исполнить положения Контракта оказалось невозможным.
При принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Поставщика или об умысле ИП Мигай С.В., направленном на неисполнение заключенного Контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ИП Мигай С.В. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Мигай С.В. в реестр недобросовестных поставщиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 апреля 2024 г. N РНП-59-140
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2024