Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 5742/24) ГБУЗ ПК "Городская клиническая больница им. Симхи Нафтолиевича Гринберга" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "СтройГавань" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на капитальный ремонт кровли здания лечебного корпуса по адресу: г. Пермь, ул. Автозаводская, 82 литер Л (изв. N 0156200009923000972),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 22.04.2024 в 14:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 23.04.2024 г. с целью изучения документов и анализа материалов обращения.
Согласно извещению N 0156200009923000972 Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края, Заказчиком проводился электронный аукцион на капитальный ремонт кровли здания лечебного корпуса по адресу: г. Пермь, ул. Автозаводская, 82 литер Л. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 130 740,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
29.09.2023 г. между Заказчиком и ООО "СтройГавань" (далее - Подрядчик, Общество) заключен контракт на капитальный ремонт кровли здания лечебного корпуса по адресу: г. Пермь, ул. Автозаводская, 82 литер Л (далее - Контракт) на сумму 4 110 086,30 руб.
Условия Контракта, права и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 03.04.2024 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1 ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что Контрактом был определен срок выполнения работ с 29.09.2023 г. до 14.12.2023 г., при этом, по состоянию на 03.04.2024 г. работы выполнены не в полном объеме - менее 50%.
Кроме того, представитель Заказчика добавил, что в зимний период отсутствие кровли значительно отразилось на температуре внутри соответствующих помещений больницы, что повлекло за собой необходимость приобретения и установления дополнительных обогревающих приборов. 27 марта 2024 г. в связи с оттепелью и дождем, в помещениях лечебного корпуса (кабинеты N 303 и N 304), расположенных на 3-м этаже корпуса, Заказчиком были выявлены протечки потолка, повреждения линолеума и частичное обрушение штукатурки.
На основании вышеуказанного, Заказчиком 03.04.2024 г. было сформировано и размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 03.04.2024 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 16.04.2024 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Информация об ООО "СтройГавань" была направлена в адрес Пермского УФАС России 16.04.2024 г. посредством функционала единой информационной системы.
В своих письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представители Общества пояснили, что Контракт был исполнен Обществом в объеме 70% от общего количества работ, что подтверждается соответствующими актами, фотоматериалами и журналом производства работ. Для выполнения работ Подрядчиком был закуплен необходимый материал, назначены работники и уполномоченный представитель. При этом, по указанию Подрядчика, в процессе выполнения работ неоднократно возникали обстоятельства, препятствующие своевременному исполнению Контракта:
- Исх. N 62-23 от "06" декабря 2023 г. - уведомление о невозможности выполнения работ с 06.12.2023 по 13.12.2023 в связи с аномальной температурой воздуха.
- Исх. N 05-24 от "16" января 2024 г. - уведомление о невозможности выполнения работ при отрицательной температуре воздуха.
- Исх. N 15-24 от "27" февраля 2024 г. - уведомление о необходимости выполнения дополнительных работ: при укладке профилированного листа столкнулись с не ровной поверхностью кровли в карнизной части кровли.
- задержки поставки строительных материалов.
Комиссия, изучив представленные в материалы обращения документы, приходит к выводу, что ООО "СтройГавань" нарушены условия исполнения Контракта.
В соответствии с условиями Контракта, Подрядчику надлежало выполнить работы по капитальному ремонту кровли здания лечебного корпуса по адресу: г. Пермь, ул. Автозаводская, 82 литер Л.
1.4. Срок начала выполнения работ: 29.09.2023 г. (срок начала выполнения работ не может быть ранее даты заключения Контракта).
1.5. Срок окончания выполнения работ: 14.12.2023 г.
Установлено, что 07.02.2024 г. Заказчиком было принято первое решение об одностороннем отказом от исполнения Контракта в связи с тем, что по состоянию на вышеназванную дату, фактически выполненный Подрядчиком объем работ составлял менее 10% от всего объема.
В связи с устранением Подрядчиком нарушений условий Контракта (заверение Подрядчика о скором выполнении работ в письме N 13-24 от 08.02.2024 г.), 16.02.2024 г. первое решение об одностороннем отказом от исполнения Контракта было отменено Заказчиком.
Согласно представленному Заказчиком в адрес Комиссии Акту осмотра кровли от 12.04.2024 г., по состоянию на 12.04.2024 г. Подрядчиком был произведен:
- демонтаж кровельного покрытия и утеплителя на чердаке на площади 550 квадратных метров, произведен демонтаж обрешетки на площади 500 квадратных метров, демонтаж слуховых окон - 4 шт., демонтаж ограждения кровли 75 м.п.;
- произведен монтаж обрешетки сплошной 85 квадратных метров, обрешетки - 415 квадратных метров (монтаж профнастила не окончен), монтаж слуховых окон - 4 шт. (коньковый элемент не установлен), обшивка плоским листом слуховых окон - 12 квадратных метров, обшивка вентиляционных труб плоским листом 8 квадратных метров, устройство примыканий к слуховым окнам и вентиляционным трубам - 30 м.п., карнизная планка - 47 м.п. Территория не очищена от мусора.
- представлена исполнительная документация, которая не предъявлялась строительному контролю.
Учитывая, что в соответствии с ЛСР N ЛС 02-01-01 общая площадь кровли составляет 1105 квадратных метров, Комиссия приходит к выводу, что общий объем выполненных работ по монтажу кровли не превышает 50% от всего объема.
Относительного представленного в адрес Комиссии Подрядчиком расчета выполненных работ, проведенных, в том числе, в период с 12.04.2024 по 16.04.2024 г. работ, Комиссия отмечает, что такой расчет не был представлен Заказчику и согласован им.
Кроме того, Заказчиком не был подтвержден факт выполнения таких работ, при этом было представлено в адрес Комиссии письмо N 302-02 от 26.02.2024 г. от ООО "МедПромСтрой" (организация, осуществляющая строительный контроль на объекте), в соответствии с которым, при производстве работ в действиях Подрядчика были выявлены множественные нарушения.
Относительно доводов Подрядчика о том, что на времени производства работ сказались погодные условия и необходимость производства дополнительных работ, Комиссия отмечает, что исходя из представленных в адрес Комиссии материалов обращения, вышеназванные обстоятельства носили краткосрочный характер и не пропорциональны общей просрочке исполнения обязательств: в ходе заседания Комиссии представитель Подрядчика пояснил, что дополнительные работы увеличили срок производства работ примерно на одну неделю, а заморозки длились с 06.12.2023 по 13.12.2023 г. (письмо Подрядчика N 65-23 от 06.12.2023 г.).
Необходимо отметить также, что Подрядчиком в адрес Комиссии не представлено надлежащее подтверждение наличия задержек поставок строительных материалов - снимок экрана мобильного телефона с неустановленным лицом не может быть учтен Комиссией в качестве доказательства, поскольку из содержания представленной переписки не представляется возможным идентифицировать ее сторон и предмет.
Важно учитывать, что ГБУЗ ПК "ГКБ им. С. Н. Гринберга" является медицинской организацией, ввиду чего, нарушение условий Контракта может повлечь за собой нарушение прав граждан, в отношении которых Заказчиком оказываются медицинские услуги.
При этом, ООО "СтройГавань" осуществляет деятельность самостоятельно, на свой страх и риск, вследствие чего, принимая участие в закупке, ООО "СтройГавань" должно было осознавать возможность наступления закономерных последствий упомянутого деяния.
Проанализировав представленную документацию, Комиссия отмечает, что доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, ООО "СтройГавань" не представлено.
Комиссия отмечает, что ООО "СтройГавань" подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласилось со всеми изложенными в документации, Контракте требованиями Заказчика.
Кроме того, участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 ст. 15 Закона о закупках.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках в недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что бездействие Подрядчика свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения о Подрядчике подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Подрядчика, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ООО "СтройГавань" (620100, Свердловская область, г Екатеринбург, тракт Сибирский, стр. 57, офис 505, ИНН 6685206219) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Включить сведения о директоре ООО "СтройГавань" Савине Е.А. (ИНН 550731278504) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведений об ООО "СтройГавань", директоре ООО "СтройГавань" Савине Е.А. в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 23 апреля 2024 г. N РНП-59-142
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2024