рассмотрев обращение (вх. N 5719/24) Администрации города Перми (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Аггеевой О.А. (далее - Предприниматель, Подрядчик) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по изготовлению сувенирной продукции (N изв. 0356500001423006185).
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению, Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по изготовлению сувенирной продукции. Начальная (максимальная) цена контракта - 308 000,10 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 22.04.2024 в 15:30 ч.
В ходе заседания Комиссией был объявлен перерыв до 23.04.2024 г. с целью принятия решения.
Резолютивная часть решения была оглашена 23.04.2024, в 15:13, в присутствии представителя Администрации города Перми - Л.Н. Шистеровой.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о закупках), установлено следующее.
19.12.2023 г. между Заказчиком и Подрядчиком заключен контракт N 0356500001423006185 на выполнение работ по изготовлению сувенирной продукции. Цена контракта - 218 460,00 руб.
В связи с невыполнением условий контракта, 04.04.2024 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Предмет Контракта: выполнение работ по изготовлению сувенирной продукции (далее - работа).
1.2. Подрядчик обязуется выполнить работу, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.3. Объем работ, требования к качеству, порядку выполнения работ определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.4. Срок начала выполнения работ: с даты заключения Контракта (срок начала выполнения работ не может быть ранее даты заключения Контракта).
1.5. Срок окончания выполнения работ: 40 рабочих дней с даты начала выполнения работ.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1 ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
7.3. Настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, установленном статьей 95 Закона о контрактной системе.
7.4. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.4.1. Если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
- Подрядчик и (или) поставляемый товар (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ) перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе) и (или) поставляемому товару (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ);
- при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Подрядчик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ) требованиям, указанным в абзаце втором настоящего подпункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7.5. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.5.1. неисполнение Подрядчиком в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
7.5.2. непредоставление Подрядчиком информации обо всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, а также копии договора (договоров) в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с субподрядчиком;
7.5.3. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления Подрядчика является 04.04.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 16.04.2024 г.
Информация об ИП Аггеевой О.А. направлена в адрес Пермского УФАС России 18.04.2024 г.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Согласно решению об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта, Администрация города Перми приняла данное решение ввиду следующих обстоятельств.
15.01.2024 Подрядчик в адрес Заказчика направил варианты эскизов панно, багета, материала паспарту и оформления индивидуальной упаковки товара.
Заказчик, рассмотрев представленные дизайн-макеты товара, направил письмо от 17.01.2024 N 059-31-20/2-11 "О направлении замечаний к дизайн-макетам товара" с установлением нового срока для устранения замечаний - 24.01.2024.
Подрядчик в адрес Заказчика направил письмо от 11.01.2024 N Ипв-01/24 о возможности расторжения Контракта по соглашению сторон, о возможности замены материалов либо изменения цены Контракта.
Заказчиком в адрес Подрядчика направлено письмо от 22.01.2024 N 059-31-20/2-15 "О направлении информации" с отклонением предложенных вариантов Подрядчика и указанием причин отказа.
Подрядчиком в адрес Заказчика 23.01.2024 и 25.01.2024 на электронную почту направлены доработанные варианты эскизов панно, багета, материала паспарту и оформления индивидуальной упаковки товара.
Рассмотрев представленные эскизы товара, Заказчиком направлено письмо от 25.01.2024 N 059-31-20/2-17 "О направлении замечаний к эскизам товара" со сроком доработки до 29.01.2024.
26.01.2024 Подрядчиком в адрес Заказчика направлены доработанные варианты. Рассмотрев представленные варианты эскизов, Заказчик согласовал изготовление товара при условии доработки отдельных элементов письмом от 29.01.2024 N 059-31-20/2-21 "О направлении предложений по доработке эскизов панно".
12.02.2024 Подрядчиком частично представлен товар в количестве 1 штуки.
Заказчиком в адрес Подрядчика направлено письмо от 14.02.2024 N 059-31-20/2-31 "О несоответствии товара техническому заданию" с указанием несоответствия технических характеристик и отказе в принятии товара.
26.02.2024 Заказчиком направлено письмо N 059-31-20/2-38 "О неисполнении обязательств по Контракту" с указанием срока предоставления информации о причинах неисполнения обязательств по Контракту до 28.02.2024.
29.02.2024 Заказчиком выставлено требование об уплате неустойки (штрафа) в связи с ненадлежащим исполнением Подрядчиком обязательств по предоставлению информации о ходе выполнения работ в срок до 07.03.2024. Оплата неустойки (штрафа) Подрядчиком произведена 07.03.2024.
01.03.2024 Заказчиком направлено письмо N 059-31-20/2-40 "О неисполнении обязательств по контракту". По состоянию на 01.03.2024 Подрядчиком не исполнены обязательства по изготовлению и поставке товара Заказчику и не представлена информация о ходе выполнения работ. Заказчиком установлено требование об исполнении обязательств по Контракту в срок до 05.03.2024, в случае неисполнения будет принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Подрядчик в адрес Заказчика направил письмо от 05.03.2024 N Ипв-07/24 об устранении всех замечаний и выполнения работ по Контракту в срок до 29.03.2024.
11.03.2024 Подрядчиком представлен товар в количестве 1 штуки. Заказчик, рассмотрев представленный товар, направил письмо от 13.03.2024 N 059-31-20/2-48 "О несоответствии товара техническому заданию" со сроком устранения замечаний до 29.03.2024.
На письмо Заказчика от 13.03.2024 N 059-31-20/2-48 Подрядчиком направлен ответ от 26.03.2024 N Ипв-08/24, в котором Подрядчик сообщает о устранении всех замечаний Заказчика и уведомлении о том, что оставшаяся часть товара находится в процессе изготовления.
01.04.2024 Подрядчиком представлен товар в количестве 1 штуки. Заказчиком при проведении экспертизы выполненной работы установлено, что товар не соответствует требованиям Технического задания и не может быть принят. В адрес Подрядчика направлено письмо Заказчика от 03.04.2024 N 059-31-20/2-66 "О несоответствии товара техническому заданию".
На основании указанных обстоятельств, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Представители Предпринимателя в предоставленных пояснениях сообщили, что по мере исполнения положений Контракта Подрядчик исправлял выявленные Заказчиком несоответствия изготавливаемого товара положениям Контракта.
01.04.2024 ИП Аггеева О.А. направила Заказчику последний сигнальный образец производимого товара. Однако, Заказчик, проведя экспертизу, указал, что:
1) Способ нанесения изображения не соответствует характеристикам технического задания.
2) Отсутствует гальваническое покрытие гравюры;
3) Отсутствует паспарту;
4) Металлическая пластина с изображением наклеена на бархатную бумагу.
Подрядчик считает Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта необоснованным, поскольку:
1) способ нанесения изображения не был указан в техническом задании, а соответственно Подрядчик может использовать любой способ нанесения, подходящий для данного вида товара;
2) Подрядчик нанёс на представленное изделие покрытие методом омеднения. При этом, конкретный способ и цвет гальванического покрытия в техническом задании также указан не был;
3) изделие содержит паспарту. Паспарту - это цельный кусок картона или бумаги, который создаёт полосу дополнительного фона между багетом и гравюрой. Виды паспарту разнообразны. Поставщик расположил гравюру на паспарту, тем самым выполнил основное назначение паспарту, а именно создал обрамление (фон) вокруг гравюрой (шильдом). В техническом задании конкретный вид паспарту указан не был. Также, поскольку Заказчик в техническом задании не указал толщину паспарту, Подрядчик самостоятельно выбрал толщину материала;
4) при изготовлении товара Подрядчик использовал бархатный картон. При этом толщина картона может быть, как 0,3 мм, 1,5 мм, так и 3 мм. Подрядчик использовал минимальную толщину картона, так как данное решение является оптимальным для данного вида товара. В техническом задании Заказчик также не установил толщину материала для паспарту.
В подтверждение своих позиций, стороны рассмотрения данного обращения направили в адрес Комиссии переписку в полном объёме.
Комиссия сообщает, что ИП Аггеева О.А. от исполнения требуемых в соответствии с положениями Контракта работ не отказывалась и по ходу их исполнения вела переписку с Заказчиком, отвечая на направленные письма и запросы, внося определенные изменения в производимый товар в соответствии с требованиями Заказчика.
Комиссией установлено, что положения Извещения, приложение к Контракту под наименованием "Техническое задание" не содержит требований относительно материала изготовления паспарту.
Вместо этого, Техническое задание лишь содержит информацию о том, что Подрядчик в адрес Заказчика направляет на рассмотрение и согласование материал паспарту.
Комиссия обращает внимание на то, что в Техническом задании не указан конкретный способ нанесения изображения, отсутствует указание на конкретный цвет и способ гальванического покрытия.
Также Комиссия обращает внимание на то, что между сторонами возник спор относительно причин, послуживших основанием принятия решения об одностороннем отказе.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Комиссия также сообщает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ИП Аггеева О.А. исполнила 282 государственных и муниципальных контракта.
На основании вышеописанного, Комиссия сообщает, что исходя из анализа предоставленной переписки, пояснений сторон, можно сделать вывод о том, что действия Подрядчика были направлены на исполнение положений Контракта.
При принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Подрядчика или об умысле ИП Аггеевой О.А., направленном на неисполнение заключенного Контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ИП Аггеевой О.А. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Аггеевой О.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 23 апреля 2024 г. N РНП-59-147
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2024