Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя; члены Комиссии - Е.О. Хорышев, врио начальника отдела; И.М. Болотова, государственный инспектор (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика -- Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Центр инженерных технологий" (ИНН 2225114191) (далее - общество, подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение комплекса инженерных изысканий по установлению причин подтопления жилых домов в мкр. Суворовском в городе Красноярске, извещение N0119300019823001363, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения аукциона (далее - обращение).
Комиссией Красноярского УФАС России установлено следующее:
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила ведения РНП), обращение было направлено заказчиком в территориальный орган контроля по месту нахождения заказчика - Красноярское УФАС России.
Поступившее в Красноярское УФАС России обращение, сформировано в соответствии с пунктами 4-8 раздела II Правил ведения РНП.
Соответственно, заказчиком соблюдены требования Законодательства о контрактной системе к форме обращения.
Обращение заказчика поступило в Красноярское УФАС России 17.04.2024 посредством Единой информационной системы (далее - ЕИС), в соответствии с подпунктом "б" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП.
Комиссии, при принятии обращения заказчика о включении поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП), необходимо установить, были ли соблюдены сроки, установленные статьёй 95 Закона о контрактной системе для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. В соответствии с частями 12.1, 13, 14, 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, не подлежит рассмотрению обращение, направленное заказчиком в орган контроля до вступления в силу решения об одностороннем отказе. Решение об одностороннем отказе вступает в силу после истечения десяти дней с момента его принятия и надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом, в случае повторного нарушения поставщиком условий Контракта, в том случае, если ранее заказчиком уже принималось решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, десятидневный срок поставщику не предоставляется.
На основании сведений, полученных из ЕИС, Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 04.04.2024.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный Закон о контрактной системе) и раздела III Правил ведения РНП Красноярским УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В установленный Законодательством о контрактной системе, а также подпунктом "г" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП срок, Красноярское УФАС России по адресам электронной почты указанным в Контракте направило заказчику и ИП уведомления о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с законодательством о контрактной системе, а также подпунктом "д" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП, указанные уведомления также были размещены в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
В срок установленный законодательством о контрактной системе и подпунктом "з" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП заказчик, направил документы, запрашиваемые Красноярским УФАС России.
Обществом также предоставлена информация и документы, запрашиваемые Красноярским УФАС России.
На основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Красноярского УФАС России проведена внеплановая проверка, на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Из пункта 13 раздела III Правил ведения РНП, следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
На заседании Комиссии присутствовали представители заказчика и общества, полномочия и личности которых подтверждены надлежащим образом.
Рассмотрев обращение заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и обществом, проведя внеплановую проверку, Комиссия установила следующее.
Комиссией установлено, что между сторонами заключён контракт N 607 от 06.10.2023 на выполнение комплекса инженерных изысканий по установлению причин подтопления жилых домов в мкр. Суворовском в городе Красноярске, цена контракта составляет 2 925 000,00 руб. В ходе анализа положений контракта Комиссией установлено следующее.
Согласно разделу 1 контракта:
"1.1. Наименование объекта закупки: выполнение комплекса инженерных изысканий по установлению причин подтопления жилых домов в мкр. Суворовском в городе Красноярске.
1.2. Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению комплекса инженерных изысканий по установлению причин подтопления жилых домов в мкр. Суворовском в городе Красноярске (далее - работы) в обусловленный пунктом 3.1 настоящего контракта срок, в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к муниципальному контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта, а Заказчик - принять и оплатить выполненные работы по условиям настоящего контракта.".
В силу пункта 3.1. контракта срок завершения выполнения работ - с момента заключения контракта в течение 1 (одного) календарного года.
В соответствии с разделом 4 контракта:
"4.1. Подрядчик обязан:
4.1.1. Обеспечить выполнение работ в полном объеме согласно Техническому заданию, по цене, с качеством и в сроки, оговоренные условиями настоящего контракта, и представить Заказчику в качестве результата работ отчетную документацию, предусмотренную Техническим заданием, по итогам исполнения контракта.
4.1.2. В течение 5 (пяти) рабочих дней с момента заключения контракта предоставить Заказчику приказ о назначении ответственных лиц с указанием ФИО и контактных данных, иную документацию, касающуюся исполнения обязательств по настоящему контракту,
по требованию Заказчика.
4.1.3. Осуществить сбор исходных данных для выполнения работ в необходимой номенклатуре, в том числе материалов, имеющихся у Заказчика и представленных им.
4.1.4. Выполнять работы в соответствии с требованиями действующего законодательства для данного вида работ.
4.1.5. Обеспечить качество выполняемых работ в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими порядок выполнения такого рода работ и действующими на момент выполнения работ.
4.1.6. Обеспечить выполнение работ за счет умений и навыков привлеченных квалифицированных сотрудников, имеющих необходимые допуски и разрешения
на производство работ.
4.1.7. Обеспечить получение всех необходимых для выполнения работ разрешений, согласований, утверждений, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, условиями настоящего контракта.".
<...>
"4.3. Заказчик обязан:
4.3.1. Предоставить Подрядчику на момент заключения настоящего контракта, а также в течение срока действия контракта возможность знакомиться, изучать имеющуюся
у Заказчика документацию, необходимую для выполнения работ по настоящему контракту.
4.3.2. Взаимодействовать с Подрядчиком при изменении, расторжении настоящего контракта, применять меры ответственности, в том числе направлять Подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) в случае просрочки Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, совершать иные действия в случае нарушения Подрядчиком условий контракта.
4.3.3. Обеспечить приемку выполненных работ в соответствии с требованиями Закона
о контрактной системе.
4.3.4. Подписывать документы о приемке в порядке и в сроки, установленные разделом 5 настоящего контракта, либо дать мотивированный отказ от подписания документа
о приемки.
4.3.5. Осуществлять оплату выполненных и принятых работ в соответствии
с условиями настоящего контракта и требованиями Закона о контрактной системе.
4.3.6. Для проверки предоставленных Подрядчиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе".
Разделом 9 контракта установлено:
"9.2.1. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе.
9.2.2. При расторжении контракта по любым основаниям Заказчик обязуется:
- принять фактически выполненные работы надлежащего качества на момент расторжения контракта;
- произвести оплату за фактически выполненные работы в течение 7 рабочих дней с даты подписания Заказчиком документов о приемке.".
На рассмотрении обращения представитель заказчика указал, что перед производством работ по контракту подрядчик обязан открыть ордер в соответствии с Порядком выдачи разрешения (ордера) на проведение работ, связанных с нарушением благоустройства утвержденным постановлением администрации города Красноярска от 09.01.2014 N 4 утвержденный постановлением администрации г. Красноярска (далее - Порядок).
Также из письменных пояснений заказчика следует, что ордер на проведение работ, связанных с нарушением благоустройства не получен, так как по мнению ООО "ЦИТ" для его получения необходима согласованная департаментом Программа работ на выполнение инженерных изысканий. Заказчик считает данный довод несостоятельным, поскольку в соответствии с пунктом 9 Порядка в перечне документов, необходимых для получения вышеуказанного ордера, отсутствует Программа работ на выполнение инженерных изысканий.
Таким образом, подрядчик не приступил к выполнению работ по муниципальному контракту.
Вместе с тем, согласно письменным пояснениям общества контрактом не предусмотрен срок начала работ, промежуточные и иные, которые были бы нарушен подрядчиком. Кроме того, график выполнения работ сторонами не утверждался. Данный факт также подтверждается отсутствием в контракте графика выполнения работ.
В своих письменных пояснениях общество указывает, что исходя из анализа пунктов 3.1., 4.1.1., 4.1.7., сроки получения необходимых согласований, в том числе и ордера, отсутствуют.
В ходе рассмотрения обращения представитель общества указал, что со стороны заказчика имеются нарушения условий контракта, которые не позволили получить вышеуказанный ордер, приступить к фактическому выполнению работ по состоянию на день одностороннего отказа от исполнения контракта.
Согласно части 5 статьи 41.2. Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) состав и объем инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, метод их выполнения устанавливаются с учетом требований технических регламентов программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания лица, принявшего решение о подготовке документации по планировке территории в соответствии с данным Кодексом, в зависимости от вида и назначения объектов капитального строительства, размещение которых планируется в соответствии с такой документацией, а также от сложности топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории, степени изученности указанных условий.
В силу пункта 4.18 "СП 47.13330.2016. Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-9" (далее - Свод правил инженерных изысканий) в соответствии с заданием исполнителем разрабатывается программа инженерных изысканий. Программа является основным организационно-руководящим, техническим и методическим документом при выполнении инженерных изысканий, согласовывается заказчиком и утверждается исполнителем.
В программе определяются и обосновываются состав и объемы работ, методы их выполнения с учетом сложности природных условий, степени их изученности, вида градостроительной деятельности, этапа выполнения инженерных изысканий, вида и назначения сооружения.
Состав и объемы работ, обоснованные в программе, должны соответствовать требованиям документов в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований , и иных НД, указанных в задании.
Пунктом 4.5 Свода правил инженерных изысканий установлено, что при инженерных изысканиях могут выполняться дополнительные и специальные работы (услуги), не входящие в состав основных видов работ. Данные работы (услуги) выполняются как по отдельному договору (контракту), так и в составе работ по договору на выполнение основных видов инженерных изысканий.
Согласно письменным пояснениям общества для получения разрешения (ордера) на проведение работ, связанных с нарушением благоустройства, утвержденным постановлением администрации города Красноярска от 09.01.2014 N 4 пунктом 9 предусмотрен перечень документов, в числе которых является ПНР (Проект производства работ (ППР) - это основной организационно-технологический документ, описывающий применяемые обоснованные решения для обеспечения оптимальной технологичности производства и безопасности соответствующих видов работ, а также экономической эффективности капитальных вложений. ППР представляет собой документ с чертежами, графиками, схемами, таблицами и текстом, а также печатью и подписью руководителя строительной организации). Для каждой отрасли с определенным видом экономической деятельностью существует предусмотренный на законодательном уровне необходимый обязательный документ.
Согласно материалам дела Комиссией установлено, что обществом в адрес заказчика письмом исх. N 459/12-23 от 01.12.2023 были направлены программы: инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-гидрометеорологических и инженерно-экологических изысканий. Заказчик программы согласовывать отказался, требуя включения в программы дополнительные работы не предусмотренные Техническим заданием и сметами контракта б с увеличения стоимости работ как дополнительные, о чём свидетельствует письмо заказчика N.07/6843/гх.
Комиссией в ходе рассмотрения обращения установлено, что заказчиком (исх. N10/6650-гх от 13.12.2023 на вх. N 460/12-23 от 01.12.2023) на открытие ордера подрядчику было отказано в предоставлении открытия ордера, в силу отсутствия полного пакета документов, в том числе и ППР.
В силу статьи 719 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работ приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности не предоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
На рассмотрении обращения установлено, что обществом в адрес заказчика было направлено уведомление о приостановке работ в части в связи с отсутствием согласованных программ инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-гидрометеорологических и инженерно-экологических изысканий до получения согласованных программ, и невозможностью включения в программы условий, которые не предусмотрены контрактом, о чём свидетельствует письмо исх. N 50/02-24 от 13.02.2024.
Материалами дела установлено, что между подрядчиком и АО "Роскартография" (г. Красноярск) заключён договор N 1 от 25.10.2023 на выполнение инженерных изысканий. Данная организация согласована с заказчиком. Согласно условиям заключённого договора, подрядчик перечислил АО "Роскартография" аванс в размере 675 000 руб., что подтверждается платёжным поручением N 678 от 15.11.2024.
Подрядчик в период с 06.10.2023 по 13.02.2024 получил следующие необходимые для выполнения работ согласования и документы.
Выписки из ППК "Роскадастр" по земельным участкам, (17 шт.), схемы КПТ, запрос N14/1967 oт 13.12.2023, запрос в ПАО "Россети Сибири", ООО "Краском" N17/1966 от 13.12.2023, получен ответ N 18/1-132017 от 25.12.2023, МКУ г. Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" акт осмотра места производства работ N1090 от 22.12.2023, ответ N 147 oт 17.01.2024, направлен график производства работ в администрацию Кировского района. Согласование скважин N 17/1991 от 20.12.2023, N 427/10-23 от 27.10.2023 ГМСН ФГБУ "Гидроспецгеология", N 425/10-23 от 27.10.2023 ООО "КрасКом", N 426/10-23 от 27.10.2023 Красноярская теплотранспортная компания, заявка на выдачу материалов от 27.10.2023 ФБУ "ТФГИ" по Сибирскому федеральному округу", запрос коммерческого предложения на анализ проб воды N 421/10-23 от 24.10.2023, запрос коммерческого предложения на анализ проб воды ЦЭР N 422/10-23 от 24.10.2024, в ответ на которые ФБУ "ТФГИ" предоставило архивные геологические материалы и отчеты, ООО "Центр экологических разработок и аудита" и Красноярский филиат ФГБУ "Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки" предоставили прейскуранты и согласие на проведение лабораторных испытаний проб воды, представляемых ООО "ЦИТ", согласование проведения буровых работ N17/1845 от 17.11.2023.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что общество приступило к работам, со своей стороны надлежащим образом, в том числе разработало основные документы для осуществления деятельности в рамках контракта, направил в адрес заказчика.
Согласно статье 762 ГК РФ заказчик по договору на выполнение проектных и изыскательских работ обязан оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных и изыскательских рабе г в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре.
В соответствии с пунктом 4.3.9. контракта заказчик обязан исполнять иные обязанности, установленные для заказчика действующим законодательством Российской Федерации и контрактом.
Согласно пояснениям представителя общества, приказ о назначении ответственного лица был предоставлен с нарушением срока, ввиду чего обществом был оплачен штраф в размере 1000 руб. (платёжное поручение N 720 от 28.11.2023), предусмотренного претензией N 02/6085-24 от 15.11.2023.
12.04.2024 подрядчик отправил в адрес заказчика уведомление об устранении обстоятельств, повлекших односторонний отказ указав, что:
- приказ о назначении ответственного лица предоставлен 30.10.2023;
- в случае надлежащего исполнения заказчиком обязанности по согласованию программ, как существенное условие контракта, указанное самим заказчиком в Техническом задании, являющего неотъемлемой частью контракта, позволит возобновить приостановленные работы по контракту и передать результат работ в срок до 05.10.2024.
Подрядчик также считает основания одностороннего отказа неправомерными.
Вместе с тем, Комиссия считает необходимым отметить, что рассмотрение оснований одностороннего отказа, в полномочия Комиссии не входит.
В силу статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статье 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание её к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Заказчиком 04.04.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контактной системе.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в ЕИС, Комиссия установила, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС - 04.04.2024.
Датой надлежащего уведомления поставщика является дата размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 04.04.2024. Контракт считается расторгнутым с 14.04.2024.
В соответствии с пунктом 15 Правил ведения РНП орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссия установила, что обществом были предприняты всевозможные меры для надлежащего исполнения обязательств по контракту, также велась регулярная переписка с заказчиком.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
К моменту проведения заседания по рассмотрению обращения по существу Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении общества от исполнения контракта заключенного по результатам аукциона в электронной форме.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Кроме того Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений в отношении ООО "Центр инженерных технологий" (ИНН 2225114191) в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
Члены Комиссии |
Е.О. Хорышев |
|
И.М. Болотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 24 апреля 2024 г. N 024/10/104-1144/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2024