Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
при участии:
- представителя департамента городского хозяйства администрации города Кирова, по доверенности;
- представителя ООО "ВЕРШИНА", по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "ВЕРШИНА", и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
У С Т А Н О В И Л А:
12.04.2024 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "ВЕРШИНА" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Департамент городского хозяйства администрации города Кирова, Уполномоченного учреждения - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству архитектурной подсветки (извещение N 0340200003324004665).
Заявитель сообщает, что Заказчику при формировании объекта закупки необходимо установить требование о наличии у участников закупки лицензии министерства культуры Российской Федерации на деятельность по сохранению объектов культурного наследия, поскольку объекты, на которых надо выполнять работы, включены в реестр объектов культурного наследия. Указывает, что Заказчик неправомерно установил требование к участникам закупки, предусмотренное позицией 9 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельные положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571). Указывает, что не продлен срок подачи заявок после внесения изменений в описание объекта закупки.
Рассмотрение жалобы назначено на 18.04.2024 г., откладывалось на 19.04.2024 г. Стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Заказчик письменно пояснил, что, извещение соответствует требованиям Закона о контрактной системе, указывает, что Подрядчик должен разработать концепцию (визуализацию) по каждому объекту и предоставить ее на согласование с Заказчиком. Работы на объектах культурного наследия проводятся без затрагивания элементов, находящихся под охраной. Виды работ, являющиеся объектом закупки, не содержатся в Перечне работ, подлежащих лицензированию согласно Постановления Правительства РФ от 28.01.2022 N 67. Подрядчиком не выполняются работы, связанные с сохранением объектов культурного наследия, поэтому требование о наличии соответствующей лицензии не применяется. Указывает, что архитектурная подсветка является одной из составляющих работ по благоустройству. Считает жалобу необоснованной.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
05.04.2024 г. на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003324004665 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству архитектурной подсветки. Начальная (максимальная) цена контракта - 20 000 000,00 руб. Установлены дополнительные требования к участникам в соответствии с позицией 9 раздела II приложения к Постановлению N 2571. Установлен код ОКПД2 " 43.21.10.290" - Работы электромонтажные прочие, не включенные в другие группировки.
Относительно первого довода Комиссия Кировского УФАС России сообщает следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ. Таким образом, проектные и производственные работы в отношении объекта культурного наследия могут проводиться исключительно в рамках работ по сохранению и требуют получения разрешительной документации.
В силу части 6 статьи 45 Закона N 73-ФЗ к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Согласно п. 2.26. Технического задания до начала производства работ на объектах Заказчика, подрядчик разрабатывает Концепцию (визуализацию) по каждому объекту отдельно и предоставляет ее на согласование с Заказчиком. Концепция должна содержать технические, конструктивные и технологические решения, необходимые и достаточные для монтажа и наладки системы архитектурной подсветки здания.
Согласно п. 2.40. Технического задания в отношении объектов культурного наследия работы проводятся без затрагивания элементов, находящихся под охраной.
Проанализировав извещение, Комиссия отмечает, что виды работ, установленные в техническом задании, не относится к видам работ, установленным в Перечне работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В жалобе Заявитель ссылается на недействующие нормы постановления Правительства РФ от 19.04.2012 N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации").
Таким образом работы, предусмотренные извещением об электронном аукционе не относятся к работам по сохранению объектов культурного наследия.
Довод Заявителя не обоснован.
Относительно второго довода Комиссия Кировского УФАС России сообщает следующее.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением N 2571 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям (Приложение).
В соответствии с позицией 2 Приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов предъявляются дополнительные требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Согласно п. 9 Приложения к Постановлению N 2571 при выполнении работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории к участникам закупки предъявляются дополнительные требования:
1)опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2)опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3)опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 2 пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Как указывалось, ранее, работы, предусмотренные извещение об электронном аукционе не относятся к работам по сохранению объектов культурного наследия.
Порядок и требования по содержанию и уборке городской территории, содержанию и внешнему благоустройству жилых и нежилых зданий, иных сооружений и объектов, проведению ремонтных и строительных работ зданий, сооружений, выполнение которых осуществляется путем совершения необходимых действий и заключения соответствующих договоров, установлены Правилами внешнего благоустройства в муниципальном образовании "Город Киров" N 19/41 (далее - Правила N 19/41).
Согласно пункту 2.2. Правил N 19/41 благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленная Правилами, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
В силу пункта 15.5. Правил N 19/41 осветительные установки архитектурно-художественного освещения подразделяются на стационарные и временные.
К временным осветительным установкам архитектурно-художественного освещения относится праздничная иллюминация, предусмотренная разделом 16 настоящих Правил.
В целях архитектурного освещения могут использоваться также осветительные установки функционального освещения для монтажа прожекторов, нацеливаемых на фасады зданий, сооружений, зеленые насаждения, для иллюминации, световой информации и рекламы, элементы которых могут крепиться на опорах уличного освещения.
Осветительные установки архитектурно-художественного освещения должны иметь либо повседневный режим включения, либо повседневный и праздничный режимы включения.
Таким образом, Заказчик обоснованно установил в извещении об осуществлении закупки дополнительные требования, предусмотренные п. 9 Приложения к Постановлению N 2571.
Довод Заявителя не обоснован.
Относительно третьего довода Комиссия Кировского УФАС России сообщает следующее.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 данной статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием ЕИС, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в ЕИС, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял при проведении электронных аукционов, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, - не менее трех дней.
Заказчик 11.04.2024 г. внес изменения в извещение о Закупке, при этом дата окончания срока подачи заявок установлена в измененном извещении о Закупке - 15.04.2024 г., т.е. со дня, следующего за днем размещения изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в Закупке, срок подачи заявок составил не менее трех дней, при этом НМЦК не превышает триста миллионов рублей, что не противоречит требованиям подпункта 3 части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе. Довод жалобы не нашел своего подтверждения.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "ВЕРШИНА" на действия Заказчика - Департамент городского хозяйства администрации города Кирова, Уполномоченного учреждения - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" при проведении электронного аукциона выполнение работ по устройству архитектурной подсветки (извещение N 0340200003324004665).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 19 апреля 2024 г. N 043/06/106-361/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2024