Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителя ООО "АКСИОМЕД";
рассмотрев жалобу ООО "АКСИОМЕД",
У С Т А Н О В И Л А:
17.04.2024 года в Единой информационной системе размещена жалоба ООО "АКСИОМЕД" на действия Заказчика - КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (извещение N 0340200003324004263).
Заявитель считает, что Заказчиком при формировании описания объекта закупки нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку указание характеристики "Инъекционный порт Люэр Лок расположен сторого над крыльями , с защитной крышкой , закрывающийся при повороте на 180 градусов", "металлическая защитная клипса, активируемая без внешнего воздействия при извлечении иглы из катетера, полностью закрывающая кончик иглы" сужает круг возможных участников закупки и ограничивает конкуренцию, так как по всем характеристикам подходит товар только одного производителя.
Рассмотрение жалобы назначено на 23.04.2024 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом. Заявитель явку представителя не обеспечил, дополнений и ходатайств не направил.
Заказчик письменно пояснил, что описание объекта закупки составлено в соответствии с Законом о контрактной системе. Заказчик имеет право самостоятельно формировать объект закупки исходя из целей и потребностей. Характеристика о наличии у катетеров металлической защитной клипсы имеет для Заказчика принципиальное клиническое значение, обусловлено особенностями медицинского процесса в отделении. Наличие металлического защитного механизма безопасности обеспечивает устойчивость к температурным воздействиям (при транспортировке), поскольку металл более прочный материал, чем пластик. При использовании катетера с металлическим защитным механизмом кончик иглы полностью закрывается клипсой, тогда как пластик - более мягкий материал, не может полностью зафиксироваться на кончике иглы и предотвратить риск случайного укола иглой, что и является главной задачей механизма безопасности. Многолетний опыт применения безопасных катетеров именно с металлической клипсой, как в отделениях ЛПУ Заказчика, так и в других медицинских учреждениях, показал их надежность в использовании. По характеристике "Инъекционный порт Люэр Лок расположен строго над крыльями, с защитной крышкой, закрывающийся при повороте на 180 градусов" сообщил, что Заказчиком были внесены изменения, теперь характеристика звучит "Инъекционный порт Люэр Лок расположен строго над крыльями, с защитной крышкой". Отмечает, что спорная характеристика присутствует у многих производителей. Кроме того, требования, являющиеся ключевыми для Заказчика, не могут удовлетворять всех возможных участников закупки. Заявителем не представлены доказательства того, что товар, соответствующий условиям аукционной документации, не может быть поставлен потенциальными участниками закупки. Требованиям описания объекта закупки удовлетворяют медицинские изделия минимум 3 производителей: Б.Браун Мельзенген АГ (Германия), Харсория Хеалткере Пвт. Лтд. (Индия), Медерен Неотех Лтд. (Израиль), а также Заказчику при формировании обоснования НМЦК представлены 3 коммерческих предложения различных поставщиков, готовых поставить товар, отвечающий требованиям документации о закупке. Просит признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения Заявителя, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
02.04.2024 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003324004263 о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий. Начальная (максимальная) цена контракта - 217 000,00 руб. Установлен код КТРУ - 32.50.13.110-00004593.
Согласно Описанию объекта закупки к поставке требуется катетер для периферических сосудов, в том числе со следующими характеристиками:
Наименование характеристики |
Тип характеристики |
Значение характеристики, единица измерения |
Инструкция к заполнению |
Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге |
Обоснование использования дополнительной характеристики |
Металлическая защитная клипса, активируемая без внешнего воздействия при извлечении иглы из катетера, полностью закрывающая кончик иглы |
качественная |
наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
В соответствии с обоснованием использования дополнительных характеристик |
Система безопасности, при извлечении иглы из катетера автоматически блокирует острие иглы, обеспечивая тем самым защиту пациента и персонала от случайного укола иглой. |
Согласно прикрепленному файлу Изменения от 08.04.2024 г.: в извещение в раздел "Объект закупки" внесены следующие изменения: Характеристику:
Инъекционный порт Люэр Лок расположен сторого над крыльями , с защитной крышкой , закрывающийся при повороте на 180 градусов |
наличие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Заменили на:
Инъекционный порт Люэр Лок расположен сторого над крыльями , с защитной крышкой |
наличие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Следовательно, на момент направления жалобы в Кировское УФАС (17.04.2024 г.) оспариваемая характеристика в извещении отсутствовала.
Согласно п. 1 ч. 1. ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с п. 4 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п. 5 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п. 6 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Техническое задание (описание объекта закупки) электронного аукциона N 0340200003324004263 содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
Позиция КТРУ не содержит запрета на включение дополнительных характеристик, описание объекта закупки содержит обоснование включения дополнительных характеристик. Правилами и Законом о контрактной системе не определена форма либо критерии допустимости к обоснованию указания дополнительных характеристик в описание объекта закупки.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Как указано в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1) ровно до того момента, пока включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару не станет свидетельствовать о его конкретном производителе в отсутствие специфики использования такого товара (пункт 2).
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При подготовке извещения об осуществлении закупки Заказчиком было получено 3 коммерческих предложения от различных юридических лиц для формирования НМЦК. Кроме того, по результатам проведенного электронного аукциона на участие в закупке подано две заявки. Данные обстоятельства указывают на отсутствие ограничения количества участников закупки.
Указанная выше позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (дела N А11-15561/2019, N А11-955/2019, Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делам N А29-11764/2020, N А11-15561/2019, N А43-15300/2020).
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Согласно ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, в составе жалобы Заявитель не представил документы и сведения, подтверждающие доводы жалобы.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что довод не обоснован.
Довод жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образует самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходит за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "АКСИОМЕД" на действия Заказчика - КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (извещение N 0340200003324004263).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 23 апреля 2024 г. N 043/06/106-379/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2024