Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
в присутствии:
- представителя КОГПОБУ "Вятское художественное училище имени А.А. Рылова" по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "ОА Гектор",
У С Т А Н О В И Л А:
22.04.2024 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "ОА Гектор" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - КОГПОБУ "Вятское художественное училище имени А.А. Рылова" при проведении запроса котировок в электронной форме на охранные услуги на объекте Заказчика по адресу город Киров, ул. Казанская, д.56 (извещение N 0340200003324005175).
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушен п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при формировании извещения о проведении закупки, поскольку Заказчиком описание объекта закупки не конкретизировано, не применены ГОСТ Р 58485-2019 Национальный стандарт Российской Федерации. Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 58485-2019), ГОСТ Р 70619-2022 Национальный стандарт Российской Федерации. Охранная деятельность. Оказание охранных услуг по защите жизни и здоровья граждан. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 70619-2022).
Рассмотрение жалобы назначено на 26.04.2024 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом.
Представитель Заказчика пояснил, что описание объекта закупки осуществлено с использованием позиции каталога товаров, работ, услуг и в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Согласно п. 2.2 Описания объекта закупки Исполнитель должен руководствоваться положениями иных правовых актов РФ, регламентирующих деятельность в сфере оказания охранных услуг, к которым относится ГОСТ Р 58485-2019. Отсутствие ссылки на ГОСТ Р 58485-2019 не нарушает права Заявителя, так как указанные в нем требования отражены в Описания объекта закупки, а также в проекте контракта, Заказчиком разработано и утверждено Положение о внутриобъектовом и пропускном режиме, в здании Заказчика имеется система видеонаблюдения, автоматическая система пожарной сигнализации, средства тревожной сигнализации. ГОСТ Р 70619-2022 регламентирует деятельность в области охраны жизни и здоровья граждан, согласно п 1.2 требования настоящего стандарта не распространяются на иные виды охранных услуг, объектом закупки является охрана объектов, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, следовательно, ГОСТ Р 70619-2022 не применяется. Считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
Изучив представленные документы, заслушав возражения Заказчика, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
16.04.2024 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на охранные услуги на объекте Заказчика по адресу город Киров, ул. Казанская, д.56. Начальная (максимальная) цена контракта - 759 551,52 руб.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г. утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п. 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно извещению о закупке Заказчиком установлена позиция КТРУ 80.10.12.000-00000002 Услуги частной охраны (Выставление поста охраны), Заказчиком в описании объекта закупки применены характеристики из описании объекта закупки позиции КТРУ:
- "Вид услуги по охране" со значением "Охрана объектов, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности";
- "Использование мобильной группы" со значением "Нет";
- "Использование специальных средств" со значением "Нет";
- "Наличие оружия у сотрудников мобильной группы" со значением "Нет";
- "Наличие оружия у сотрудников охраны" со значением "Нет".
Кроме того, Заказчиком установлены дополнительные требования в описании объекта закупки с указанием обоснования их установления, что соответствует требованиям п. 6 Правил.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 1.1 ГОСТ Р 70619-2022 настоящий стандарт устанавливает общие требования к частным охранным организациям, оказывающим охранные услуги по защите жизни и здоровья граждан.
В силу п. 1.2 ГОСТ Р 70619-2022 требования настоящего стандарта не распространяются на оказание иных видов охранных услуг, оказываемых частными охранными организациями.
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
Таким образом, Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" разграничивает как самостоятельные виды услуг защиту жизни и здоровья граждан и охрану объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
Учитывая, что согласно извещению объектом закупки выступает оказание услуг по охране объектов, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, а ГОСТ Р 70619-2022 устанавливает общие требования к частным охранным организациям, оказывающим охранные услуги по защите жизни и здоровья граждан и не распространяется на оказание иных видов охранных услуг, оказываемых частными охранными организациями, Заказчиком правомерно не применен ГОСТ Р 70619-2022.
Согласно п. 1.1 ГОСТ Р 58485-2019 настоящий стандарт устанавливает общие требования к организации охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. Также требования настоящего стандарта распространяются на филиалы образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.
Заказчиком по спорной закупке выступает КОГПОБУ "Вятское художественное училище имени А.А. Рылова". Согласно выписке из ЕГРЮЛ основной вид деятельности Заказчика - "85.21 Образование профессиональное среднее".
В силу п. 1.2 ГОСТ Р 58485-2019 требования настоящего стандарта не распространяются на оказание видов охранных услуг, связанных:
с защитой жизни и здоровья граждан;
осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
консультированием и подготовкой рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
обеспечением порядка в местах проведения массовых мероприятий.
Требования настоящего стандарта предназначены для применения образовательными организациями, а также частными охранными организациями и подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, которые обеспечивают охрану и (или) оказывают охранные услуги на объектах образования.
Представитель Заказчика пояснил, что в отсутствие ссылки на ГОСТ Р 58485-2019 не нарушает права Заявителя, так как указанные в нем требования отражены в Описания объекта закупки, а также в проекте контракта, Заказчиком разработано и утверждено Положение о внутриобъектовом и пропускном режиме, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, в составе жалобы Заявитель не представил документы и сведения, подтверждающие доводы жалобы.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что довод не обоснован.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "ОА Гектор" на действия Заказчика - КОГПОБУ "Вятское художественное училище имени А.А. Рылова" при проведении запроса котировок в электронной форме на охранные услуги на объекте Заказчика по адресу город Киров, ул. Казанская, д.56 (извещение N 0340200003324005175).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 26 апреля 2024 г. N 043/06/106-387/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2024