Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Осташовой Е.Э. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Ким Ил Дя - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
при участии:
от Заказчика - Демура В.Г.,
рассмотрев обращение ООО "Тектум" о нарушении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при заключении муниципального контракта на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе N 11/УКС/ЧС/БК-23 от 14.03.2023 по объекту: "Установка двух резервуаров для хранения питьевой воды, емкостью 1240 м3 каждый, на БФС г. Углегорск" (реестровая запись контракта N 3650800964623000002),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступило обращение ООО "Тэктум" (вх. N57/24 от 09.01.2024 г.) (далее - Общество, Заявитель) о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в действиях администрации Углегорского городского округа по заключению контракта N11/УКС/ЧС/БК-23 от 14.03.2023 г. с ООО "Тенза" на выполнение работ по объекту "Установка двух резервуаров для хранения питьевой воды, емкостью 1240 м3 каждый, на БФС в г. Углегорск" без проведения конкурентных процедур, путем осуществления закупки у единственного поставщика.
Заказчиком указанной закупки выступал Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства" Углегорского городского округа (далее - Заказчик, МКУ "УКС" Углегорского ГО)
Заявитель ставит под сомнение правомерность заключения контракта N11/УКС/ЧС/БК-23 от 14.03.2023 г., поскольку причины заключения контракта не обладают свойствами внезапности и чрезвычайности. Кроме указанного, в действиях администрации и ООО "Тенза" усматриваются признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, которые в том числе подтверждаются внесенными изменениями к контракту N11/УКС/ЧС/БК-23 от 14.03.2023 г.
В тоже время, согласно официальной позиции ФАС России, нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) носят специальный характер по отношению к Закону о защите конкуренции, поскольку последний устанавливает общие антимонопольные запреты в отношении действий (бездействия) органов власти, хозяйствующих субъектов и иных участников рынка, при этом Закон N 44-ФЗ и Закон N 223-ФЗ закрепляют специфику отношений в сфере осуществления закупочной деятельности, конкретные особенности порядка, в том числе способов и процедур осуществления закупок.
В связи с этим, на основании служебной записки обращение Заявителя передано в отдел контроля государственных закупок для проведение внеплановой проверки в части нарушения Закона о контрактной системе при заключении контракта N11/УКС/ЧС/БК-23 от 14.03.2023 г. в соответствии с пунктом 9 частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе и приказом N76/24 от 19.03.2024 "О проведении внеплановой проверки" проведя внеплановую проверку закупки в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе по объекту: "Капитальный ремонт зданий и (или) сооружений объектов теплоснабжения МО "Томаринский городской округ" (реестровая запись контракта N 3651600892823000021), Комиссия установила следующее.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе, конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи.
При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно.
То есть, заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе без ограничения по цене контракта и годовому объему таких закупок при соблюдении условий и ограничений осуществления закупок по указанному пункту, а также при наличии соответствующих лимитов бюджетных обязательств при условии наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для предупреждения чрезвычайной ситуации.
Для осуществления закупки в порядке пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик обязан обосновать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Основания для заключения контракта без проведения конкурентной процедуры должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости.
Из представленных со стороны Заявителя, Заказчика документов, а также письменных пояснений следует.
Согласно протоколу N64 от 15.11.2022 Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Углегорского ГО в том числе, решила начальнику финансового управления Углегорского ГО осуществить финансирование мероприятий, связанных с недопущением ЧС, связанной с временным прекращением водоснабжения населения.
Также Распоряжением N65 от 15.11.2022 "О проведении неотложных работ, связанных с обеспечением бесперебойного водоснабжения жителей г. Углегорска и с. Ольховка Углегорского ГО" (далее - Распоряжение N65) в целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с нарушением жизнеобеспечения населения, комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Углегорского городского округа решила МКУ "УКС" Углегорского ГО в соответствие с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе приобрести и поставить два резервуара для хранения питьевой воды, емкостью 1240 м2 каждый, на БФС г. Углегорск; организовать работы по корректировке рабочей документации на установку резервуаров чистой воды; организовать работы по установке двух резервуаров.
02.12.2022 администрация Углегорского городского округа издала постановление N958 "О недопущении возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением бесперебойного водоснабжения жителей г. Углегорск и с. Ольховка Углегорского городского округа" (далее - Постановление N958), согласно которому МКУ "УКС" Углегорского ГО необходимо в соответствие с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в рамках предупреждения ЧС, связанной с обеспечением бесперебойного водоснабжения жителей г. Углегорск и с. Ольховка Углегорского городского округа приобрести и поставить два резервуара для хранения питьевой воды; организовать работы по корректировке рабочей документации на установку резервуаров чистой воды; организовать работы по установке двух резервуаров.
22.12.2022 года между МКУ "Управление капитального строительства" Углегорского ГО и ООО "Многоотраслевое предприятие Комплекс 1" заключен контракт N119/УКС/БК-22 на приобретение и поставку двух резервуаров для хранения питьевой воды, емкостью 1240 м2 каждый, на БФС г. Углегорск. Поставка товара осуществляется в срок: с даты заключения контракта по 31.03.2023 года. 30.03.2023 года составлен акт приема-передачи Товара.
14.03.2023 года на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N44-ФЗ между МКУ "Управление капитального строительства" Углегорского ГО и ООО "Тенза" заключен контракт N11/УКС/ЧС/БК-23 на установку двух резервуаров для хранения питьевой воды, емкостью 1240 м2 каждый, на БФС г. Углегорск. Срок выполнения работ по контракту: с 14.03.2023 г. по 31.07.2023 г.
В силу выявленных недостатков проектно-сметной документации, а также материала и оборудования, между МКУ "Управление капитального строительства" Углегорского ГО и ООО "Тенза" заключены следующие дополнительные соглашения к контракту N11/УКС/ЧС/БК-23 от 14.03.2023 года:
31.07.2023 дополнительное соглашение N1, изменен срок выполнения работ, в новой редакции срок составляет: с 14.03.2023 г. по 11.09.2023 г., в результате этого, внесены изменения в график выполнения работ.
11.09.2023 дополнительное соглашение N2, изменен срок выполнения работ, в новой редакции срок составляет: с 14.03.2023 г. по 25.12.2023 г., в результате этого, внесены изменения в график выполнения работ.
22.12.2023 дополнительное соглашение N3, в связи с увеличением объемов и видов выполняемых работ по контракту, цена контракта увеличилась на 3 755 212 (три миллиона семьсот пятьдесят пять тысяч двести двенадцать) рублей 80 коп. и составляет 49 678 222 (сорок девять миллионов шестьсот семьдесят восемь тысяч двести двадцать два) руб. 80 коп.
С учетом установленных обстоятельств, Управление приходит к выводу, что контракт N11/УКС/ЧС/БК-23 от 14.03.2023 заключен через 4 месяца после вынесенных Распоряжения N65 и Постановления 958.
Вместе с тем, из пояснительной записки Администрации Углегорского ГО от 19.02.2024 б/н следует, что на начало 2023 года в связи с отсутствием финансирования мероприятий по подготовительным работам т монтажу РЧВ, не представлялось возможным проведение конкурсных процедур. В марте 2023 после длительных переговоров с ООО "Тенза" удалось достигнуть понимания в реализации мероприятий за счет средств областного бюджета, которые должны были поступить в адрес подрядчика после выполнения работ.
При этом, в материалы проверки представлено соглашение о предоставлении субсидии муниципальным образованиям Сахалинской области на осуществление мероприятий по повышению качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг от 15.02.2023 (далее - Соглашение) подписанное между Министерством ЖКХ Сахалинской области и Администрацией МО "Углегорский ГО" согласно которому в перечень мероприятий в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, также входит установка двух резервуаров для хранения питьевой воды, емкостью 1240 м2 каждый, на БФС г. Углегорск. Размер субсидии составляет 49 700, 3 тыс. руб.
Таким образом, с 15.02.2023 Заказчик обладал сведениями о предоставленной субсидии на реализацию мероприятий по установке двух резервуаров для хранения питьевой воды, емкостью 1240 м2 каждый, на БФС г. Углегорск.
Как указано выше, Заказчик обязан обосновать невозможность или нецелесообразность, использования иных способов определения поставщика.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 42 Закона о контрактной системе если НМЦК не больше 300 млн руб. (либо не больше 2 млрд руб. при закупке работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства), установите дату окончания срока подачи заявок не раньше чем через семь дней после дня, когда заказчик разместит извещение об аукционе в ЕИС. В остальных случаях дата окончания срока подачи заявок не раньше чем через 15 дней.
Процедура подачи ценовых предложений начинается через два часа с момента окончания срока подачи заявок и длится не более пяти часов с момента начала (п. 23 ч. 1 ст. 42, п. 5 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе).
Срок рассмотрения комиссией заявки на участие в электронном аукционе (которая больше не состоит из первой и второй частей) - не больше двух рабочих дней со дня, следующего после дня окончания срока подачи заявок. При этом рассмотреть заявки нужно не позднее даты подведения итогов электронного аукциона, установленной в извещении (ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе).
Датой заключения контракта для электронной процедуры считается дата размещения подписанного заказчиком контракта в ЕИС (ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе).
Сроки для заказчика:
размещение проекта контракта - в течение двух рабочих дней со дня публикации итогового протокола (п. 1 ч. 6 ст. 50, ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе);
размещение проекта контракта после протокола разногласий - в течение двух рабочих дней со дня размещения участником протокола (ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе).
подписание проекта контракта - в течение двух рабочих дней со дня, когда участник подписал контракт и предоставил обеспечение его исполнения (если такое обеспечение предусмотрено условиями закупки и участник обязан его предоставить), но не раньше чем через 10 дней со дня публикации итогового протокола (п. 1 ч. 4, ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе).
Сроки для участника:
подписание проекта контракта и предоставление обеспечения (если требование об обеспечении исполнения контракта предусмотрено условиями закупки и участник обязан его предоставить) или размещение протокола разногласий - в течение пяти рабочих дней со дня размещения проекта контракта заказчиком в первый раз (ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе);
подписание проекта и предоставление обеспечения (если требование об обеспечении исполнения контракта предусмотрено условиями закупки и участник обязан его предоставить) после протокола разногласий - в течение одного рабочего дня после повторного размещения проекта заказчиком (ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе).
Учитывая указанные сроки для проведения процедуры электронного аукциона, в том числе для оценки заявок и заключения контракта, Комиссия приходит к выводу, что с 15.02.2023 по 14.03.2024 у Заказчика имелась объективная возможность объявить конкурентную процедуру в виде электронного аукциона.
Кроме того, Комиссия не принимает во внимание указания Заказчику по проведению закупки в соответствие с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе на проведение работ по установке двух резервуаров для хранения питьевой воды, которые содержаться в Распоряжении N65 и Постановлении 958, как безусловное основание проведения закупки в указанном порядке. Заказчик должен основывать свои действия на принципах контрактной системе в сфере закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе), в том числе на принципе обеспечения конкуренции. Заказчик не должен совершать действия, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Как установлено выше, работы по установке двух резервуаров для хранения питьевой воды в рамках заключенного с единственным подрядчиком муниципального контракта относятся к мероприятиям, направленным на возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций в будущем, в частности направлены на бесперебойное водоснабжение жителей.
Вместе с тем, учитывая характер работ, в частности сроки их проведения которые длились до 25.12.2023, Комиссия не прослеживает из указанных обстоятельств то, что такие работы предотвратили загрязнение воды в 2023 году.
Кроме того, муниципальный контракт N11/УКС/ЧС/БК-23 заключенный 14.03.2023, спустя четыре месяца, что не свидетельствует об оперативности мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и исключает причинно-следственную связь между Постановлением 958 и заключенным контрактом.
С учетом значительного временного промежутка между Постановлением 958 и заключением муниципального контракта N11/УКС/ЧС/БК-23, отсутствуют доказательства безотлагательности и срочности заключения такого контракта и нецелесообразности применения конкурентных способов, требующих затрат времени.
Также порядок заключения контракта по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе не является обязанностью заказчика. Заказчик обязан обосновать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Основания для заключения контракта без проведения конкурентной процедуры должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости.
Заказчиком не представлено доказательств того, что работы в рамках муниципального контракта N11/УКС/ЧС/БК-23 не допустили загрязнение питьевой воды в 2023 году. Также не представлено доказательств, что принимались меры по проведению конкурентной процедуры с момента выделения субсидии от 15.02.2023.
Учитывая совокупность фактических обстоятельств, Комиссия считает недоказанным со стороны Заказчика отсутствие возможности применения конкурентных способов определения подрядчика в целях удовлетворения нужды по установке двух резервуаров для хранения питьевой воды, следовательно, принятое заказчиком решение заключить муниципальный контракта N11/УКС/ЧС/БК-23 в порядке пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе без проведения конкурентной процедуры (например: электронный аукцион) по основаниям, не обладающим свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости, является нарушением норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия признает Заказчика нарушившим ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе.
По результатам проведения внеплановой проверки, Комиссия Сахалинского УФАС России, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать действия заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" Углегорского городского округа связанные с заключением муниципального контракта N11/УКС/ЧС/БК-23 от 14.03.2023 в порядке пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе несоответствующими Федеральному закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства" Углегорского городского округа нарушившим ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии К.В. Солонин
Члены Комиссии: Е.Э. Осташова
Ил Дя Ким
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 16 апреля 2024 г. N 065/06/99-164/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2024