Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Халмурзиева М.М. - Заместителя руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Комиссии:
Магомедова К.Г. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Муртазалиевой К.Р. - Главного специалиста эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Передовые торговые решения" (далее - Заявитель) на действия ГКУ РД "Республиканский центр охраны нервно-психического здоровья детей и подростков" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной формеN 0303200052424000039 "Моющие средства" (далее - Запрос котировок),
с участием представителей:
Заказчика - Гаджиевой М.М (по доверенности)
Заявителя - Гарунова М.М. (ген. директор ООО "Передовые торговые решения"),
У С Т А Н О В И Л А:
28.03.2024 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении Запроса котировок.
В жалобе Заявителя указывается:
- неисполнение предписания контрольного органа;
- нарушение правил описания объекта закупки.
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки АО "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителей сторон, Комиссия установила следующее.
15.03.2024 г. Заказчиком в Единой информационной системе было размещено извещение о проведении Запроса котировок (действующая редакция от 04.04.23024).
Начальная (максимальная) цена контракта - 194 196,38 рублей.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком не исполнены требования предписания Дагестанского УФАС России N 005/06/106-386/2023 от 28.03.2024, в частности требование о внесении изменений в извещение о проведении Запроса котировок и продлении срока подачи заявок на участие в Запросе котировок.
28.03.2024 Дагестанским УФАС России принято решение N 005/06/106-386/2023 в котором установлено, что Заказчиком при описании объекта закупки допущено нарушение ч. 2 ст. 33 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
На основании решения N 005/06/106-386/2023 от 28.03.2024 Заказчику, его комиссии Оператору электронной площадки было выдано предписание N 005/06/106-386/2024 от 28.03.2024 г. (далее - Предписание) об устранении выявленного нарушения, следующего содержания:
1. Заказчику, Уполномоченному органу его комиссии, Оператору электронной площадки отменить протоколы, составленные в ходе проведения Запроса котировок.
2. Оператору электронной площадки вернуть участникам запроса котировок заявки, поданные на участие в закупке и разблокировать средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок на участие в запросе котировок.
3. Заказчику привести извещение о Запросе котировок в соответствие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и с учетом мотивировочной части Решения Дагестанского УФАС России N 005/06/106-386/2024 от 28.03.2024 г.
4. Заказчику, Уполномоченному органу продлить срок подачи заявок на участие в Запросе котировок в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Заказчику разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Запросе котировок, о новой дате рассмотрения заявок на участие в Запросе котировок.
6. Оператору электронной площадки назначить время проведения Запроса котировок.
7. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику, Уполномоченному органу и его комиссии техническую возможность исполнения пунктов 1, 4, 5 настоящего предписания.
8. Заказчику, Уполномоченному органу и его комиссии, Оператору электронной площадки в течение 7-ми рабочих дней со дня получения настоящего предписания исполнить его и в трехдневный срок со дня его исполнения представить в Дагестанское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по электронной почте to05-murtazalieva@fas.gov.ru.
Как установлено Комиссией 04.04.2024 в ЕИС размещены изменения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме от 04.04.2024 NИИ1 в ред. N2 по предписанию Дагестанского УФАС России.
Комиссией установлено, что требования предписания N 005/06/106-386/2024 от 28.03.2024 г. исполнены.
В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба может быть подана в контрольные органы в сфере закупок, и должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Согласно ч. 4 ст. 106 участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Из приведённой нормы Закона о контрактной системе следует, жалоба должна содержать доводы, свидетельствующие о нарушении Заказчиком, уполномоченным органом, требований Закона о контрактной системе и его законных прав и интересов, а также может представить соответствующие доказательства.
При этом представитель Заявителя не представил доводов свидетельствующих об обоснованности данного довода своей жалобы.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не находит своего подтверждения.
2. Заявитель указывает, что Заказчиком при описании объекта закупки не применена информация из КРТУ, а также отсутствует обоснование применения дополнительных характеристик к объекту закупки.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с п. 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
На рассмотрении жалобы, представитель Заказчика пояснила, что при формировании описания объекта закупки применял информацию, включенную в позицию каталога, по товарам в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик описал требования к товару на основании п. 7 Правил, в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Также представитель Заказчика пояснила, что в описании объекта закупки приложенного отдельным файлом имеется следующее обоснование применения дополнительных характеристик: "в виду того, что в каталоге товаров, работ и услуг отсутствуют все параметры товара, определяющие его характеристику, в описании объекта закупки установлены дополнительные требования в соответствии с потребностью Заказчика".
Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе и Правила не предъявляют требований к форме обоснования необходимости использования дополнительной информации об объекте закупки.
В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба может быть подана в контрольные органы в сфере закупок, и должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Согласно ч. 4 ст. 106 участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Из приведённой нормы Закона о контрактной системе следует, жалоба должна содержать доводы, свидетельствующие о нарушении Заказчиком, уполномоченным органом, требований Закона о контрактной системе и его законных прав и интересов, а также может представить соответствующие доказательства.
При этом представитель Заявителя не представил доводов свидетельствующих об обоснованности данного довода своей жалобы.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
3. В ходе проведенной в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, в рамках рассматриваемой жалобы внеплановой проверки, Комиссией установлено следующее.
3.1.Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.04.2024 NИЗК2 (далее - Протокол) заявка участника закупки с номером 51331 отклонена со следующим обоснованием: "Несоответствие информации и документов, предусмотренных извещением и предоставленных участником закупки оператору электронной площадки, требованиям, установленным в извещении (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 статьи 43 Закона N44-ФЗ). Отклонение по п.1 ч.12 ст. 48 Закона N44-ФЗ.
Отклонить п. 1 ч. 12 ст. 48 44-ФЗ: Участник закупки указал "Вид упаковки полимерная блистерная бутылка", тогда как в техническом задании требовалось "Вид упаковки полимерная блистерная бутылка". Согласно инструкции "В случае если показатели характеристики товара перечислены без слов и знаков препинания или через знаки препинания не указанные в настоящей инструкции, участникам закупки при возможности необходимо представить конкретный показатель из перечисленных".
В соответствии с пп. а) п. 1 ч. 3 ст. 50 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе) не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно пп. а) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
Согласно описанию объекта закупки Заказчиком установлены следующие требования к товару "Средство моющее для туалета", в том числе: "Вид упаковки полимерная блистерная бутылка".
Как установлено Комиссией, участником закупки в составе заявки по данной позиции указано следующее: "Вид упаковки полимерная блистерная бутылка".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщила, что в соответствии с описанием объекта закупки во взаимосвязи с инструкцией участник закупки должен выбрать один из перечисленных видов упаковки, полимерную или блистерную бутылку, что не было сделано участником, в связи с чем заявка признана не соответствующей требованиям извещения о проведении ЗК.
Вместе с тем Комиссия не может согласиться с указанным выводом комиссии Заказчика, поскольку упаковка товара не является качественной, функциональной характеристикой товара. Следовательно, в соответствии со ст. 43 Закона о контрактной системе, данная информация не является необходимой к предоставлению в составе заявки в конкретном значении. Кроме того блистер является полимерным продуктом, и при описании характеристики "полимерная блистерная бутылка" отсутствует перечисление.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия комиссии Заказчика, отклонившей заявку участника закупки с номером 51331 ввиду несоответствия извещению об осуществлении закупки, нарушают положения ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
3.2. Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссией установлено, к извещению о проведении ЗК отдельным файлом приложена инструкция по заполнению заявки согласно которой в случае если показатели характеристики товара перечислены без слов и знаков препинания или через знаки препинания не указанные в настоящей инструкции, участникам закупки при возможности необходимо представить конкретный показатель из перечисленных.
Согласно позиции комиссии Заказчика данное положение инструкции применяется в том числе при предоставлении показателей товара "Средство моющее для туалета", в том числе: "Вид упаковки полимерная блистерная бутылка".
По мнению Комиссии, содержание Технического задания во взаимосвязи с Инструкцией по заполнению заявки, вводит участников закупки в заблуждение, и ограничивает участников закупки.
На основании изложенного, Комиссии приходит к выводу нарушении Заказчиком требований п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
При этом, как установлено Комиссией 12.04.2024 по результатам ЗК заключен контракт.
Руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать необоснованной.
2. Признать в действиях комиссии Заказчика нарушение части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе и в действиях Заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с заключением контракта по результатам ЗК предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
5. Направить копию настоящего решения в адрес сторон.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии М.М. Халмурзиев
Члены Комиссии: К.Г. Магомедов
К.Р. Муртазалиева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 18 апреля 2024 г. N 005/06/106-500/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2024