Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Рощупкина Ю.В. - ведущий заседание - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела контроля закупок;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок;
- Коростылёва Е.В. - член Комиссии, специалист 1 разряда отдела контроля закупок;
при участии представителя индивидуального предпринимателя Едрышова Степана Руслановича:
- Юминова Филиппа Андреевича (доверенность от 25.03.2024 года N01/24),
при участии представителей муниципального казенного учреждения "Управление служебных зданий администрации городского округа город Воронеж":
- Захарова Сергея Ивановича (доверенность от 01.03.2024 года),
- Воротилина Ивана Вячеславовича (доверенность от 01.03.2024 года),
в отсутствие представителей управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж (о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Едрышова Степана Руслановича на действия муниципального казенного учреждения "Управление служебных зданий администрации городского округа город Воронеж" при проведении электронного аукциона на ремонт административного здания (ремонт отопления) по адресу: ленинский проспект, 93 (номер извещения: 0131300000624000291),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба индивидуального предпринимателя Едрышова Степана Руслановича (далее - Заявитель) на действия муниципального казенного учреждения "Управление служебных зданий администрации городского округа город Воронеж" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на ремонт административного здания (ремонт отопления) по адресу: ленинский проспект, 93 (номер извещения: 0131300000624000291) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, действия Заказчика нарушают требования Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель Заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, представлены письменные возражения.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к следующим выводам.
13.03.2024 года в единой информационной системе размещено Извещение о проведении электронного аукциона от 13.03.2024 N0131300000624000291.
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет - 2 486 099,21 рублей.
Предметом рассматриваемой закупки является ремонт административного здания (ремонт отопления) по адресу: Ленинский проспект, 93.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путём проведения электронного аукциона.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки, осуществляемой в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
28.03.2024 года индивидуальным предпринимателем Едрышовым Степаном Руслановичем, посредством ЕИС, в Воронежское УФАС России подана жалоба на действия муниципального казенного учреждения "Управление служебных зданий администрации городского округа город Воронеж" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на ремонт административного здания (ремонт отопления) по адресу: ленинский проспект, 93 (номер извещения: 0131300000624000291) (реестровый номер жалобы - 202400129101000301).
01.04.2024 года Воронежским УФАС России жалоба (реестровый номер - 202400129101000301) принята к рассмотрению.
Частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, о совершении (при необходимости) действий, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, и выдает (при необходимости) предписание об устранении допущенных нарушений, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе: выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
04.04.2024 года Воронежским УФАС России принято решение о признании жалобы (реестровый номер - 202400129101000301) обоснованной и выдано предписание об устранении допущенных нарушений.
09.04.2024 года Воронежским УФАС России размещены результаты контроля, а именно: Решение Воронежского УФАС России от 04.04.2024 года N 036/06/106-434/2024 и Предписание Воронежского УФАС России от 04.04.2024 года N 036/06/106-434/2024.
Так, в соответствии с пунктом 2 и Предписания Воронежского УФАС России от 04.04.2024 года N 036/06/106-434/2024 Заказчику предписано: "направить Участнику закупки доработанный проект контракта с приложением сметы и без описания объекта закупки содержащее формулировку "Радиаторы должны быть биметаллическими с мощностью каждой секции не менее 197 Вт"".
10.04.2024 года Заказчиком в ЕИС размещён Доработанный проект контракта" N 1 вер. 2 от 10.04.2024, которым формулировка "Радиаторы должны быть биметаллическими с мощностью каждой секции не менее 197 Вт" исключена из приложения N 4 к Контракту "Описания объекта закупки".
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу, что Предписание Воронежского УФАС России от 04.04.2024 года N 036/06/106-434/2024 исполнено муниципальным казенным учреждением "Управление служебных зданий администрации городского округа город Воронеж" в полном объёме.
Однако, Комиссией Воронежского УФАС России установлено следующее.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с подпунтом д) пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать, в том числе, информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Подпунктом а) пункта 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать: предложение участника закупки в отношении объекта закупки, с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Таким образом, по требованиям части 1 статьи 34 и подпункта "д" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и заявкой участника закупки.
Вместе с тем, в нарушение части 1 статьи 34 и подпункта "д" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе Заказчиком размещён Доработанный проект контракта" N 1 вер. 2 от 10.04.2024, в который включено условие, изначально непредусмотренное Извещением об осуществлении закупки, а именно: "Радиаторы должны быть биметаллическими с мощностью каждой секции 197 Вт".
Вышеуказанные действия Заказчика образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу об обоснованности жалобы Заявителя.
Кроме того, Комиссия УФАС по Воронежской области в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществив внеплановую проверку установила следующее.
1. Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Электронным документом "Приложение Описание объекта закупки" Заказчиком предоставлено Описание объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Так, в Описании объекта закупки Заказчиком в отношении закупаемого товара "радиаторы" установлена характеристика "мощностью каждой секции" с показателем "не менее 197 Вт".
При этом, пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Пунктом 7 Правил использования КТРУ установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Однако, в нарушение пункта 7 Правил использования КТРУ, а также пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в Извещении об осуществлении закупки, сформированном с использованием ЕИС, отсутствует указанная характеристика товара, составляющего объект закупки.
Вышеуказанные действия Заказчика образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующий электронный документ: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Так, электронным документом "Приложение Требования к содержанию, составу заявки, инструкция" Заказчиком предоставлены Требования к составу заявки.
В соответствии с подпунктами а), б) пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
Пунктом 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки: информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
Однако, в нарушение подпункта а) пункта 2 части 1 статьи 43, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, Заказчиком в Требованиях к составу заявки не установлено требование о предоставлении участниками закупки информации, предусмотренной подпунктом а) пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные действия Заказчика образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При принятии настоящего решения, Комиссия Воронежского УФАС России также основывается на письме ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)", согласно которому заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если: 1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи; 2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"; 3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Таким образом, исходя из буквального толкования указанного письма, требования к предоставлению конкретных показателей товара не предъявляются исключительно в случае наличия у товара всех 3-х признаков, указанных в данном письме.
Однако, в рассматриваемой закупке, товар, как минимум, не обладает третьим признаком, поскольку радиаторы отопления не являются строительным или расходным материалом.
3. В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать, информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N617) утверждён перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Так, пунктом 94 Перечня установлено, что вышеуказанные ограничения распространяются на - Радиаторы центрального отопления и их секции из прочих металлов (ОКПД2 - 25.21.11.130).
Однако, в нарушение пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в Извещении об осуществлении закупки не установлены ограничения допуска, предусмотренные Постановлением Правительства РФ N617.
Вышеуказанные действия Заказчика образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Едрышова Степана Руслановича на действия муниципального казенного учреждения "Управление служебных зданий администрации городского округа город Воронеж" при проведении электронного аукциона на ремонт административного здания (ремонт отопления) по адресу: ленинский проспект, 93 (номер извещения: 0131300000624000291) обоснованной.
2. Признать в действиях муниципального казенного учреждения "Управление служебных зданий администрации городского округа город Воронеж", управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж нарушение требований пункта 7 Правил использования КТРУ, части 1 статьи 34 и подпункта "д" пункта 1 части 2 статьи 51, , пункта 5 части 1 статьи 42, подпункта а) пункта 2 части 1 статьи 43, пункта 3 части 2 статьи 42, пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной.
3. Выдать муниципальному казенному учреждению "Управление служебных зданий администрации городского округа город Воронеж", управлению муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений пункта 7 Правил использования КТРУ, части 1 статьи 34 и подпункта "д" пункта 1 части 2 статьи 51, , пункта 5 части 1 статьи 42, подпункта а) пункта 2 части 1 статьи 43, пункта 3 части 2 статьи 42, пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении ответственных должностных лиц к административной ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 24 апреля 2024 г. N 036/06/51-523/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2024