Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
- Тельпов И.А. - заместитель председателя Комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок;
- Апанащик У.А. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок,
в присутствии представителя МКУ отдела финансов администрации Аннинского муниципального района Воронежской области - Копица В.В. (доверенность б/н от 19.04.2024);
в присутствии представителя ООО "РСК" - Ушакова П.А. (приказ N 005 от 01.06.2020),
рассмотрев жалобу ООО "РСК" на действия Комиссии по осуществлению закупок при рассмотрении заявок открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог (номер извещения 0131300016024000030),
У С Т А Н О В И Л А :
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) поступила жалоба ООО "РСК" (далее - Заявитель) на действия Комиссии по осуществлению закупок МКУ отдела финансов администрации Аннинского муниципального района Воронежской области (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог (номер извещения 0131300016024000030).
По мнению Заявителя, действия Комиссии по осуществлению закупок нарушают Федеральный закон от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), что выразилось в незаконном и необоснованном отклонении заявки.
Комиссия по осуществлению закупок с доводами, изложенными в жалобе не согласна и считает их необоснованными, предоставлены письменные возражения на жалобу Заявителя.
Изучив материалы дела, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
22.03.2024 г. года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение N 0131300016024000030 (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта - 49 703 240,97 руб.
Предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путём проведения открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), под открытым конкурсом в электронной форме (далее - электронный конкурс) понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем электронной процедуры признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать, в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию - опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, в развитие части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 (далее - Постановление N2571), утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Дополнительные требования).
В соответствии с пунктом 1 Постановления N2571 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Пунктом 17 графы 1 Дополнительных требований предусмотрено, что дополнительные требования применяются при проведении конкурентной закупки, объектом которой являются - работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
Таким образом, в соответствии с вышеизложенным, Заказчиком при проведении настоящего Конкурса в Извещении предусмотрено требование к участникам закупки - "в соответствии с позицией 17 раздела III приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571".
Графой 2 пункта 17 Дополнительных требований предусмотрено, что к участникам закупки предъявляется требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
Кроме того, в силу графы 2 пункта 17 Дополнительных требований цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей.
Аналогичное требование предусмотрено Заказчиком в Извещении.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, должно содержать в форме электронного документа, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Электронным документом "Приложение N4 - Требования к содержанию, составу заявки, инструкция по заполнению" Заказчиком предоставлены требования к Заявке.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе состоит из трех частей.
При этом, как следует из части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе вторая часть должна содержать информацию и документы, в том числе, предусмотренную подпунктом н) пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Подпунктом н) пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать, в том числе: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
При этом, пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур: документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Аналогичное условие, предусмотрено Заказчиком в извещении, а также в файле "Приложение N4 - Требования к содержанию, составу заявки, инструкция по заполнению".
Графой 3 пункта 17 Дополнительных требований предусмотрено, что соответствие участника данным требования подтверждается следующими документами и информацией: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт (акты) выполненных работ, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
При этом, проведение данного конкурса осуществлялось с учётом особенностей, предусмотренных частью 19 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Подпунктом а) пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае, несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 48 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать: информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют настоящему Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки.
11.04.2024 в ЕИС размещен Протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 10.04.2024 NПРОII1.
Так, согласно Протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 10.04.2024 NПРОII1 Комиссией по осуществлению закупок в отношении заявки ООО "РСК" (идентификационный номер заявок - 197) принято решение об отклонении, по следующему основанию: "несоответствие участника закупки требованиям в соответствии с ч.1 ст. 31 Закона 44-ФЗ, в соответствии с ч.1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Закона 44-ФЗ ((п.3 ч.12 ст. 48) - несоответствие участника закупки требованиям в соответствии с ч.1 ст. 31 Закона 44-ФЗ, в соответствии с ч.1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Закона 44-ФЗ. Извещением об осуществлении закупки к участникам закупки установлены требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, а именно: в соответствии с п.17, постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571. Приложением N 4 "Требования к содержанию и составу заявки, инструкция по ее заполнению" документации об открытом электронном конкурсе , вторая часть заявки должна содержать : -Документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с в соответствии с ч.2 ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Приложением к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации". к участникам закупки установлено требование: Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги. Оператором электронной площадки в качестве подтверждения соответствия участника закупки под номером 197 направлены следующие сведения о соответствии Требованиям в соответствии с позицией 17 раздела III приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571. Участник предоставил муниципальные контракты (совместный открытый электронный конкурс (исполненный) - на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения (1 транш), что не соответствует предмету закупки, проводимой Заказчиками, и не является подтверждением наличия опыта соответствия Требованиям в соответствии с позицией 17 раздела III приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571. Участник закупки не соответствует требованиям установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ))".
Комиссия Воронежского УФАС России осуществив проверку законности и обоснованности принятия Комиссией по осуществлению закупок данного решения установлено следующее.
ООО "РСК", в качестве подтверждения наличия соответствующего опыта, предоставлены муниципальные контракты, заключенные по результатам проведения совместного электронного конкурса (номер извещения 0131300053722000042):
- по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения 1 транш (асфальтирование), предусмотренные локальным сметным расчетом на территории Краснолиманского сельского поселения на сумму 1 374 893 рубля 20 копеек.
- по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения 1 транш (асфальтирование), предусмотренные локальным сметным расчетом на территории Михайловского сельского поселения на сумму 952 396 рублей 85 копеек.
- по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения 1 транш (асфальтирование), предусмотренные локальным сметным расчетом на территории Октябрьского сельского поселения на сумму 4 161 549 рублей 10 копеек.
- по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения 1 транш (асфальтирование), предусмотренные локальным сметным расчетом на территории Чернавского сельского поселения на сумму 1 724 363 рубля 05 копеек.
- по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения 1 транш (асфальтирование), предусмотренные локальным сметным расчетом на территории Криушанского сельского поселения на сумму 3 983 832 рубля 60 копеек.
- по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения 1 транш (асфальтирование), предусмотренные локальным сметным расчетом на территории Красненского сельского поселения на сумму 1 661 561 рубль 40 копеек.
- по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения 1 транш (асфальтирование), предусмотренные локальным сметным расчетом на территории Перелешинского сельского поселения на сумму 15 510 229 рублей 17 копеек.
- по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения 1 транш (асфальтирование), предусмотренные локальным сметным расчетом на территории Панинского сельского поселения на сумму 22 219 390 рублей 42 копейки.
Так, предметом данных муниципальных контрактов являются работы по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения 1 транш (асфальтирование), предусмотренные локальным сметным расчетом на территории Краснолиманского сельского поселения, Михайловского сельского поселения, Октябрьского сельского поселения, Чернавского сельского поселения, Криушанского сельского поселения, Красненского сельского поселения, Перелешинского городского поселения Панинского муниципального района Воронежской области (на сумму 48 347 098 руб. 48 коп.).
Согласно сметным расчетам, в рамках данных контрактов осуществлялось выполнение следующих видов работ: - розлив вяжущих материалов (битумной эмульсии) автогудроном; - укладка асфальтобетонной смеси тип Б мехспособом на покрытие толщиной 4 см; - на каждые 0,5 см измерения толщины слоя покрытия добавлять или исключать к ЕСР-2.12, до 5 см.
Пунктами 10, 11 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) установлено:
капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;
ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
При этом, понятие капитального ремонта, данное в Законе об автомобильных дорогах, является общим и конкретизируется специальным актом, которым является Приказ Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее - Приказ Минтранса России N402).
Так, Комиссия Воронежского УФАС России считает, что в соответствии с Приказом Минтранса России N402, работы, предусмотренные муниципальными контрактами, заключенными по результатам проведения совместного электронного конкурса (номер извещения 0131300053722000042), не относятся к капитальному ремонту автомобильных дорог. Доказательств обратного со стороны Заявителя не предоставлено.
Кроме того, Комиссия Воронежского УФАС Росси принимает во внимание, что финансирование контрактов, заключенных по результатам проведения совместного электронного конкурса (номер извещения 0131300053722000042) осуществлялось в рамках кода бюджетной классификации - 914040924101S8850244.
То есть, в соответствии с Приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" код 244 - соответствует виду расходов "Прочая закупка товаров, работ и услуг", в том время как, вид расходов - "Закупка товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" имеет код 243.
На основании вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о законности и обоснованности действий Комиссии по осуществлению закупок и необоснованности доводов Заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Воронежского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "РСК" на действия Комиссии по осуществлению закупок при рассмотрении заявок электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог (номер извещения 0131300016024000030) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии И.А. Тельпов
Члены комиссии: У.А. Апанащик
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 26 марта 2024 г. N 036/06/48-520/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2024