Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Курленко Е.С. - гласного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "КОМПЬЮТЕРОПТ" (далее - заявитель, общество, ООО "КОМПЬЮТЕРОПТ") на действия Законодательного собрания Омской области и его комиссии по осуществлению закупок (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка компьютерной техники (компьютер персональный настольный (моноблок)" (извещение N 0152200003724000016) (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заявителя - Русинова Анатолия Петровича (доверенность 01.01.2024),
заказчика - Нагорной Ларисы Николаевны (доверенность N АА-134 от 15.04.2024),
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 3212-ЭП/24 от 11.04.2024) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 29.03.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 808 380 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 08.04.2024 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы тримя участниками закупки. Лучшее ценовое предложение в размере 772 002,90 руб. подано участником с идентификационным номером заявки 116322027 (порядковый номер 1, присвоенный оператором, ООО "КОМПЬЮТЕРОПТ"), при этом снижение составило 4,50%.
На основании размещенного 09.04.2024 протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заявка участника закупки с идентификационным номером 116322027 (ООО "КОМПЬЮТЕРОПТ") признана не соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем электронного аукциона признан участник закупки с идентификационным номером 116306916 (ООО "ПУЛЬСАР"), с предложением о цене контракта 776 044,80 руб.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и направленных объяснений заказчика установлено следующее.
По мнению общества, его права и законные интересы нарушены действиями комиссии по осуществлению закупок Законодательного собрания Омской области, неправомерно принявшей решение об отклонении заявки заявителя на участие в аукционе на основании пункта 5 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе вместо пункта 4 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной.
Согласно представленным Законодательным собранием Омской области пояснениям по жалобе (вх. N 3439-ЭП/24 от 16.04.2024) при составлении протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.04.2024 по технической причине было выбрано неверное основание для отклонения заявки общества.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
Частями 1 и 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанных положений Федерального закона о контрактной системе в целях развития производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
В силу пункта 1 Постановления N 878 создан единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее - реестр).
Пунктом 2 Постановления N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Комиссией определено, что товар, соответствующий потребности заказчика с кодом по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 26.20.15 - "Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода", включен в перечень (позиция 9 перечня).
Постановлением N 878, регламентирующим применение национального режима при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, определены порядок рассмотрения заявок участников закупок, сведения, являющиеся подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции, а также информация, представляемая участником закупки в составе заявки на участие в закупке для целей подтверждения страны происхождения.
Пунктом 3 Постановления N 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного пунктом 3(1) данного постановления случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
В соответствии с пунктом 3(1) Постановления N 878 в случае если в предмет одного контракта (одного лота) включена радиоэлектронная продукция, предусмотренная пунктами 5, 7 - 9, 13 (в части систем хранения данных), заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции (за исключением содержащих предложение о поставке радиоэлектронной продукции первого уровня), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) заявка, которая удовлетворяет требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) и которая одновременно:
содержит предложение о поставке соответствующей радиоэлектронной продукции только первого уровня;
не содержит предложений о поставке прочей радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в случае если в предмет одного контракта (одного лота) включена иная радиоэлектронная продукция помимо радиоэлектронной продукции, указанной в абзаце первом настоящего пункта.
При отсутствии заявки, соответствующей требованиям настоящего пункта, применяются ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в соответствии с пунктом 3 настоящего постановления.
Пункт 3(2) Постановления N 878 определяет, что, за исключением случаев, установленных данным постановлением:
подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в реестре или евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров);
подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции первому уровню является наличие в реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров сведений о первом уровне радиоэлектронной продукции.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 данного закона.
Согласно Извещению Заказчиком установлено ограничение на допуск товаров иностранного происхождения в соответствии с Постановлением N 878.
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с данным законом и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено таким законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 данного закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если данным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми могут быть отклонены заявки участников закупок, перечислен в части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе.
В силу пунктов 4 и 5 указанной нормы при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 данного закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 такого закона);
непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).
Порядок рассмотрения заявок участников закупок при проведении электронного аукциона предусмотрен частью 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе.
В силу пункта 2 части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
На заседании Комиссии представителем заказчика было указано, что в заявке заявителя отсутствовала информация о номере реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров.
При этом Комиссией установлено, что заявка участника закупки с идентификационным номером 116306916 содержала номер реестровой записи из реестра.
Таким образом, заявка заявителя, а также заявка с идентификационным номером 116315458 (ИП Соколова М.С., содержащая предложение о поставке товара, страной происхождения которого указан Китай), подлежали отклонению в соответствии с пунктом 3 Постановления N 878.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.04.2024 заявка заявителя отклонена на основании пункта 5 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе.
При этом Комиссия отмечает, что пункт 5 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе возможен к применению комиссией по осуществлению закупок исключительно в случае установления в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
При этом извещением были установлены ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что заявка заявителя подлежала отклонению по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия комиссии по осуществлению закупок нарушают часть 12 статьи 48, часть 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "КОМПЬЮТЕРОПТ" на действия Законодательного собрания Омской области и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка компьютерной техники (компьютер персональный настольный (моноблок)" (извещение N 0152200003724000016).
2. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок Законодательного собрания Омской области нарушение части 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Законодательному собранию Омской области и оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Т.П. Шмакова |
Члены Комиссии: |
А.О. Миняева
Е.С. Курленко |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 17 апреля 2024 г. N 055/06/106-353/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2024