Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Курленко Е.С. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Зуфарова Рустема Габдулбаровича (далее - ИП Зуфаров Р.Г., предприниматель, заявитель) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер" и его комиссии по осуществлению закупок (далее - заказчик, БУЗОО "КОД", комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка медицинских расходных материалов для патологоанатомического отделения (Реестровый номер 2024.025477)" (извещение N 0352200022724000130) (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заявителя - Чеснокова Кирилла Александровича (доверенность от 08.04.2024 N 1);
заказчика - Кузнецовой Оксаны Александровны (доверенность от 16.04.2024 N 16)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 3429-ЭП/24 от 16.04.2024) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 29.03.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0352200022724000130 об осуществлении закупки с максимальным значением цены контракта 489 034 руб.
09.04.2024 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому было подано 4 заявки, лучшее ценовое предложение (1 601,20 руб.) поступило от участника закупки с идентификационным номером заявки 116326341 (ИП Зуфаров Р.Г.), при этом снижение составило 34,87 %.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.04.2024 заявки с идентификационными номерами 116326341 (ИП Зуфаров Р.Г.), 116333545 (ООО "Лабтех") признаны не соответствующими; победителем признан участник закупки с идентификационным номером 116332371 с предложением 1613,50 руб. (ООО "БВС").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и объяснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Из содержания жалобы следует, что комиссией по осуществлению закупок неправомерно отклонена заявка ИП Зуфаров Р.Г. в связи с установлением недостоверной информации о товарном знаке на предлагаемый к поставке товар.
В доводах жалобы заявителем также указано на то, что в регистрационном удостоверении отсутствует информация о наличии у указанного медицинского изделия товарного знака, ввиду чего участником закупки указано наименование производителя.
БУЗОО "КОД" были представлены возражения на доводы жалобы (вх. N 3644-ЭП/24 от 19.04.2024), согласно которым нарушения в действиях комиссии по осуществлению закупок при отклонении заявки участника закупки отсутствуют.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки являлись поставка прокладка биопсийная, рукоятка для лезвий, лезвие микротома, одноразового использования.
На основании пунктов 1 и 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным законом, должно содержать в виде электронных документов:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона,
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Характеристики закупаемого товара для нужд заказчика были указаны при формировании извещения об осуществлении закупки с использованием официального сайта ЕИС, а также конкретизированы в электронном документе "Описание объекта закупки".
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки: с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Аналогичная информация была предусмотрена подпунктом "а" пункта 2 документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению", прилагающегося к извещению об осуществлении закупки.
В части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе закреплен исчерпывающий перечень оснований, при которых заявка на участие в закупке подлежит отклонению.
Так, пунктом 8 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Порядок рассмотрения заявок участников закупок при проведении электронного аукциона предусмотрен частью 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе - не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 такого закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 такой статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 данной статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 данного закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 такого закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Из совокупности приведенных норм следует, что комиссии по осуществлению закупок заказчиков, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действуя разумно и добросовестно, обязаны проверять достоверность информации, предоставляемой участниками закупок. Данные действия являются разумными мерами, обеспечивающими предоставление качественной продукции (работы, услуги) для нужд заказчика и не противоречат действующему законодательству (данная позиция согласуется с судебной практикой по делам N А75-10530/2014, N А75-10026/2015, N А75-10269/2015, N А75-13421/2015, N А75-3746/2016, N А74-16013/2017, N А46-15281/2019).
Пунктом 31 Дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок (далее - дополнительные требования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656, предусмотрено, что при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона, с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки формируются наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона, в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно. Такие характеристики размещаются оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте единой информационной системы) одновременно с размещением протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия отмечает, что с 01.10.2023 участники закупок могут подавать заявки в части указания характеристик и наименования страны происхождения товара по соответствующей структурированной форме.
Представленные оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер" (вх. N 3463-ЭП/24 от 16.04.2024) на запрос Омского УФАС России заявки участников закупки с приложением документов, содержащихся на дату и время окончания срока подачи заявки на участие в аукционе, свидетельствуют о том, что участником закупки с идентификационным номером заявки 116326341 (ИП Зуфаров Р.Г.) к поставке предложены следующие медицинские изделия:
по позиции 1 "Прокладка биопсийная" (пункт 48 приложения к регистрационному удостоверению N РЗН 2013/1025 от 16.08.2013, производитель ДИАПАФ С.п.А., Италия, на медицинское изделие "Аппарат для гистологической проводки тканей DONATELLO (гистопроцессор), модели DONATELLO open system, DONATELLO FAST open system, DONATELLO closed system, DONATELLO FAST closed system, с принадлежностями");
по позиции 2 "Рукоятка для лезвий" (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2009/03904 от 04.03.2009, производитель Фэдза Сэйфти Рэйзор Ко., Лтд, Япония, на медицинское изделие "Лезвия для аутопсии, рукоятки для лезвий Feather"");
по позиции 3 "Лезвие для микротома, одноразового использования" (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2009/03903 от 04.03.2009, производитель Фэдза Сэйфти Рэйзор Ко., Лтд, Япония, на медицинское изделие "Лезвия для микротомов Feather с принадлежностями").
В графе "товарный знак в заявке участника" предпринимателем было указано:
по позиции 1 "ДИАПАФ С.п.А, Италия";
по позиции 2 "Фэдза Сэйфти Рэйзор Ко., Лтд. Япония";
по позиции 3 "Фэдза Сэйфти Рэйзор Ко., Лтд. Япония".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.04.2024 заявка участника закупки была отклонена со следующим обоснованием принятого комиссией по осуществлению закупок решения:
"Выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке (Отклонение по п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ), а именно: в заявке участника по позиции N1 "Прокладка биопсийная" указан товарный знак ДИАПАФ С.п.А,Италия, по позиции N2 "Рукоятка для лезвий" и N3 "Лезвия для микротомов в кассетах Feather" указан товарный знак Фэдза Сэйфти Рэйзор Ко.,Лтд. Япония, которые товарным знаком не являются. Таким образом, участник предоставил в заявке недостоверную информацию (подпункт "а" пункта 2 "Требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению", являющегося электронным документом к извещению о проведении электронного аукциона)".
Оценивая правомерность принятого комиссией по осуществлению закупок решения об отклонении заявки предпринимателя, доводы жалобы заявителя, Комиссия исходила из следующего.
В соответствии с частями 3, 4, 8 и 10 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), а также ремонт, утилизацию или уничтожение. Производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
В целях государственной регистрации медицинских изделий в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, проводятся оценка соответствия в форме технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний и экспертиза качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, а также испытания в целях утверждения типа средств измерений (в отношении медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).
В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти осуществляет ведение государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, и размещает его на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1650 утверждены Правила ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (далее - Правила ведения государственного реестра медицинских изделий).
Согласно подпунктам "л", "н" и "о" пункта 6 Правил ведения государственного реестра медицинских изделий реестр содержит следующие сведения: фотографические изображения общего вида медицинского изделия, электронный образ эксплуатационной документации производителя (изготовителя) на медицинское изделие, электронный образ регистрационного удостоверения на медицинское изделие.
Пунктом 9 Правил ведения государственного реестра медицинских изделий также предусмотрено, что сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в сети "Интернет". Сведения, содержащиеся в реестре, обновляются ежедневно с сохранением всех редакций реестра.
Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное (абзац первый пункта 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).
Правовое регулирование товарных знаков осуществляется в соответствии с параграфом 2 главы 76 раздела VII части четвертой ГК РФ.
Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 1484 ГК РФ).
Следует учитывать, что необходимость предоставления информации о товарном знаке в заявке на участие в закупке в силу требований подпункта "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе обусловлена в силу его фактического наличия.
При этом указанное в заявке предпринимателя в поле для товарного знака наименования производителя как обстоятельство соответствия товара описанию объекта закупки не свидетельствует о выполнении вышеуказанных требований Федерального закона о контрактной системе, предъявляемых к заявке на участие в закупке.
Кроме того, Комиссия считает необходимым отметить, что в силу части 5 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если таким законом предусмотрена документация о закупке).
В этой связи следует учитывать, что, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, участник закупки несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям извещения об осуществлении закупки или законодательства.
Подавая заявку, противоречащую требованиям извещения об осуществлении закупки, участник закупки несет риск наступления негативных последствий, в том числе связанных с ее отклонением.
Таким образом, участник закупки был ознакомлен с обозначенными выше требованиями и выразил безусловное согласие на их соблюдение.
Относительно позиций 2 - 3 описания объекта закупки Комиссией дополнительно установлено, что национальную регистрацию (номер государственной регистрации: 77246) имеет товарный знак:
Указанный товарный знак сопровождает предлагаемые к поставке медицинские изделия, что подтверждено положениями инструкции, размещенными в реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий на официальном сайте Росздравнадзора, фотографическими изображенияи товара с маркировкой.
С учетом установленных обстоятельств Комиссия полагает отклонение заявки предпринимателя по основанию, отраженному в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), правомерным, а жалобу ИП Зуфарова Р.Г. необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу индивидуального предпринимателя Зуфарова Рустема Габдулбаровича на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер" и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка медицинских расходных материалов для патологоанатомического отделения (Реестровый номер 2024.025477)" (извещение N 0352200022724000130).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
Т.П. Шмакова
А.Н. Зефиров
Е.С. Курленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 22 апреля 2024 г. N 055/06/106-391/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2024