Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
председателя Комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
членов Комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
- специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в отсутствие представителей заказчика - МОУ "Красногорская средняя общеобразовательная школа N1", надлежащим образом извещенных о дате, времени, месте рассмотрения жалобы;
в присутствии представителей уполномоченного органа - Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Марий Эл - (по доверенности), (по доверенности);
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО "Консорциум строительных компаний" - (по доверенности), (по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "Консорциум строительных компаний" от 17.04.2024 на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту здания муниципального общеобразовательного учреждения "Красногорская средняя общеобразовательная школа N1", расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, пгт. Красногорский, ул. Центральная д.1а (номер извещения в ЕИС 0108500000424000609),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком, уполномоченным органом проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту здания муниципального общеобразовательного учреждения "Красногорская средняя общеобразовательная школа N1", расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, пгт. Красногорский, ул. Центральная д.1а (номер извещения в ЕИС 0108500000424000609).
22.03.2024 в Марийское УФАС России поступила жалоба ООО "Консорциум строительных компаний" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении указанного конкурса.
По мнению заявителя комиссия по осуществлению закупок ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки ООО "Консорциум строительных компаний" по критерию "квалификация участника закупки", в частности указывалось, что комиссией по осуществлению закупок не приняты к оценке следующие документы: договор N 15-22/МКД от 26.04.2022 (реестровый номер договора в ЕИС 224165525889100015), договор N 1-22/ДОП от 29.08.2022 (реестровый номер контракта в ЕИС 4165525889122000001), договор N 2-22/ДОП от 06.09.2022 (реестровый номер контракта в ЕИС 4165525889122000002).
Также при рассмотрении дела податель жалобы дополнил доводы, указав, что представленная победителем закупки - ООО "ДартСтрой" в составе поданной заявки информация об исполнении контрактов в качестве подтверждения квалификации не соответствовала информации о финансовых оборотах общества, находящейся в открытых источниках информации.
По результатам рассмотрения жалобы Комиссией Марийского УФАС России по делу N 012/06/106-233/2024 принято решение о признании жалобы ООО "Консорциум строительных компаний" обоснованной в части неправомерного непринятия к оценке договора N 15-22/МКД от 26.04.2022.
Заказчику, уполномоченному органу выдано обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе по делу N 012/06/106-233/2024, согласно которому заказчику, уполномоченному органу надлежало отменить протоколы рассмотрения и оценки вторых частей заявок от
18.03.2024, подведения итогов от 18.03.2024, составленные в ходе проведения закупки N 0108500000424000609; осуществить оценку заявок, поданных на участие в закупке, повторно с учетом требований действующего законодательства и выводов Комиссии Марийского УФАС России, изложенных в решении по делу N 012/06/106233/2024.
Согласно сведениям ЕИС 12.04.2024 протоколы рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 18.03.2024, подведения итогов от 18.03.2024 отменены.
12.04.2024 по указанной закупке размещены протоколы рассмотрения и оценки вторых частей заявок, подведения итогов.
15.04.2024 в адрес Марийского УФАС России от уполномоченного органа поступило письмо, согласно которому предписание, выданное по делу N 012/06/106-233/2024, исполнено.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия ( бездействие ) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Из пункта 2 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом того, что жалоба на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные после даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, может быть подана исключительно участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
17.04.2024 в Марийское УФАС России поступила жалоба ООО "Консорциум строительных компаний" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении указанного конкурса.
Из жалобы следует, что договор N 15-22/МКД от 26.04.2022 неправомерно не принят комиссией по осуществлению закупок к оценке, заказчик, уполномоченный орган не исполнили предписание, выданное в рамках рассмотрения жалобы ООО "Консорциум строительных компаний" от 22.03.2024 по делу N 012/06/106233/2024.
Представители уполномоченного органа с доводом жалобы не согласились, представили письменные и устные пояснения, согласно которым во исполнение предписания, выданного по делу N 012/06/106-233/2024, протоколы рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 18.03.2024, подведения итогов от 18.03.2024 , составленные в ходе проведения закупки N 0108500000424000609, отменены, заявки рассмотрены комиссией по осуществлению закупок повторно, однако договор N 15-22/МКД от 26.04.2022 не принят к оценке ввиду следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение N 2604).
Из подпункта "в" пункта 28 Положения N 2604 следует, что в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Пунктом 2.1.1 Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (приложение N 5 к извещению) установлено, что к оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Согласно сведениям ЕИС по договору N 15-22/МКД ООО "Консорциум строительных компаний" были предъявлены претензии об оплате неустойки (штрафов, пени) за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных договором (претензии N 700-ф от 15.06.2022, N 1040-ф от 23.08.2022, N 1146-ф от
27.09.2022, N 1147-ф от 27.09.2022, N 1148-ф от 27.09.2022, N 1375-ф от 09.12.2022).
Однако сведений об оплате неустойки в ЕИС не размещены, в составе заявки не представлены.
Кроме того, предмет данного договора помимо работ по капитальному ремонту, включает работы по разработке проектной документации по капитальному ремонту общего имущества.
Данный договор не соответствует требованию заказчика о том, что при оценке заявок оцениваются контракты исключительно на выполнение работ по капитальному ремонту, строительству, реконструкции объекта капитального строительства, сносу объекта капитального строительства.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
В протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке от 12.04.2024 указано, что по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" ООО "Консорциум строительных компаний" присвоено 1,56 балла.
Согласно сведениям ЕИС по договору N 15-22/МКД ООО "Консорциум строительных компаний" были предъявлены претензии об оплате неустойки ( штрафов, пени ).
22.04.2024 Марийским УФАС России в адрес заказчика по договору N 1522 /МКД - НО "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" направлен запрос о предоставлении сведений о начислении неустойки (штрафов, пени), оплате данных неустоек по указанному договору.
Из ответов НО "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" (исх. N 629-ф от 23.04.2024, N 672-ф от 24.04.2024) следует, что штрафные санкции предусмотрены следующими претензиями:
- N 1040-ф от 23.08.2022, сумма штрафа: 352 154,49 рублей;
- N 700-ф от 14.06.2023, сумма штрафа: 562 713,15 рублей;
- N 102-ф от 23.01.2024, сумма штрафа: 178 950 рублей (по решению суда ).
Претензии N 1040-ф от 23.08.2022, N 700-ф от 14.06.2023 считаются исполненными, в связи с устранением ООО "Консорциум строительных компаний" недостатков в натуре.
Штраф по претензии N 102-ф от 23.01.2024 оплачен 18.03.2024.
В связи с тем, что обязательства по оплате неустойки по договору N 15-22/МКД исполнены, отклонение данного договора от оценки является неправомерным.
Комиссия Марийского УФАС России считает необходимым отметить, что у участника закупки отсутствует обязанность предоставлять в составе заявки сведения о начислении неустойки (штрафов, пени), уплате неустойки (штрафов, пени).
Кроме того, объектом закупки является "Капитальный ремонт здания муниципального общеобразовательного учреждения "Красногорская средняя общеобразовательная школа N 1", расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, пгт. Красногорский, ул. Центральная д. 1а". Предметом договора N 15-22/МКД от 26.04.2022, представленным ООО "Консорциум строительных компаний" в составе заявки, является "Оказание услуг и ( или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов".
Из изложенного следует, что договор N 15-22/МКД соответствует Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе заказчика, оснований для непринятия данного договора к оценке у комиссии по осуществлению закупок не имелось, довод заявителя является обоснованным.
Действия комиссии по осуществлению закупок не соответствуют подпункту "б" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, учитывая, что у комиссии по осуществлению закупок отсутствовали сведения об уплате неустоек по договору N 15-22/МКД, Комиссия Марийского УФАС России не усматривает в действиях комиссии умышленных действий и считает возможным не передавать материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц к административной ответственности.
По результатам рассмотрения жалобы по существу в соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, о совершении (при необходимости) действий, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, и выдает (при необходимости) предписание об устранении допущенных нарушений, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, в том числе об аннулировании определения поставщиков.
С учетом изложенного Комиссия Марийского УФАС России считает необходимым выдать комиссии по осуществлению закупок обязательное для исполнения предписание для устранения нарушений законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Консорциум строительных компаний" обоснованной.
2. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушение подпункта "б" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать комиссии по осуществлению закупок обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 24 апреля 2024 г. N 012/06/106-314/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2024