Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - руководителя управления Фисенко Е.В.,
членов Комиссии:
начальника отдела контроля закупок Парфирьевой С.Н.,
главного государственного инспектора отдела контроля закупок Шихановой Л.Б.,
в присутствии представителей:
заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Камчатская краевая больница им. А.С. Лукашевского" (далее - Заказчик): Топычкановой Я.И. (по доверенности от 04.02.2024), Ячменюка Д.В. (по доверенности от 29.01.2024),
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом СИНЕРГИЯ" (далее - Заявитель): Баландиной Н.С. (по доверенности от 09.01.2024),
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении поставщика установки навигационной стереотаксической в комплекте с принадлежностями, совместимой с микроскопом путем электронного аукциона (извещение N 0338200009824000190), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком осуществлена процедура определения поставщика установки навигационной стереотаксической в комплекте с принадлежностями, совместимой с микроскопом (далее - Товар) путем электронного аукциона (извещение N 0338200009824000190) (далее - Закупка). Извещение с приложением электронных документов размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) 10.04.2024. Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) установлена в размере 45 145 000,00 рублей.
18.04.2024 в Камчатское УФАС России поступила поданная 17.04.2024 через ЕИС жалоба Заявителя на действия Заказчика, который, по мнению Заявителя, необоснованно установил завышенные требования к техническим параметрам закупаемого Товара, а именно: требование к инструментам и расходным материалам о наличии в комплекте масок для регистрации пациента при операциях на голове и позвоночнике, что указывает только на одного производителя Товара - Страйкер Лейбингер ГмбХ унд Ко. КГ, РУ РЗН 2017/5659.
23.04.2024 посредством электронной почты от Заявителя поступили дополнительные пояснения к жалобе, содержащие информацию о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе при обосновании НМЦК.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать электронный документ:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.
Согласно пунктам 1, 2, части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению о Закупке закупается Товар с кодом позиции по КТРУ 32.50.50.190-00002722 "Система хирургическая для оптимизации планирования/навигации", с указанием дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик Товара, которые не предусмотрены в позиции каталога, с обоснованием необходимости использования такой информации.
В соответствии с извещением о Закупке, электронным документом "приложение N 1 ТЗ" к поставке требуется Товар, в том числе с функцией регистрации пациента с помощью специализированной маски для регистрации пациента, оснащенной светодиодами, с обоснованием такой потребности: "Обеспечивает наиболее точное и быстрое определение положения пациента в пространстве относительно навигационной системы, без жесткой фиксации головы" (пункт 2.15 ТЗ).
В пунктах 5.13, 5.14 ТЗ "инструменты и расходные материалы" требуются маски для регистрации пациента при операциях на голове, позвоночнике, светодиодные, распознаваемые навигационной системой.
На заседании Комиссии представитель Заявителя подтвердил доводы жалобы, пояснив, что установление требования о наличии в комплекте к Товару масок для регистрации пациента при операциях на голове, позвоночнике, светодиодных, распознаваемых навигационной системой, указывает только на одного производителя - Страйкер Лейбингер ГмбХ унд Ко. КГ, РУ РЗН 2017/5659, при этом производителями данного Товара являются также "Медтроник Навигейшн, Инк.", США РУ РЗН 2019/8291, "Брэйнлаб АГ" Германия, РУ ФСЗ 2012/12520, что не позволяет Заявителю поставить Товар иного производителя - "Брэйнлаб АГ".
Вместе с тем, каких - либо иных доводов и доказательств того, что установленные в описании Товара требования к техническим параметрам о наличии функции регистрации пациента с помощью специализированной маски, оснащенной светодиодами и, соответственно, к наличию в комплекте к Товару данных масок при операциях на голове, позвоночнике, являются завышенными, не несут в себе особой клинической значимости, жалоба Заявителя не содержит. При этом, при описании Товара по спорным позициям, Заказчик обосновал свою потребность в установлении данных технических параметров, что не противоречит правилам описания объекта закупки.
На заседании Комиссии представитель Заказчика подтвердил, что данный Товар, с требуемыми Заказчику характеристиками, производят и поставляют на территорию РФ только три производителя, при этом Товар с функцией регистрации пациента с помощью специализированной маски производит только один, вместе с тем, данная функция очень важна для надлежащего выполнения возложенных на Заказчика функций и задач, и связана со спецификой использования Товара, а именно:
- наличие данной функции делает регистрацию простой, быстрой и исключительно точной,
- маска может служить датчиком (трекером) пациента и позволяет использовать навигационную систему без жесткой фиксации головы в тех операциях, где это не требуется,
- маски могут использоваться в положении как на спине, так и на боку,
- регистрация пациента с помощью спинальной маски не требует открытого хирургического доступа, необходимого для фиксации трекера (матрицы) и не перекрывает область проведения операции,
- в случае сбоя или отключения системы, повторная интраоперационная регистрация пациента при наличии маски, не требуется,
- Заказчик имеет в наличии оборудование с данной функцией, имеет опыт обращения с данным оборудованием, и, соответственно, отсутствует необходимость в обучении персонала.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Таким образом, с учетом вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что несмотря на то, что Товар со спорной характеристикой производит Страйкер Лейбингер ГмбХ унд Ко. КГ, РУ РЗН 2017/5659, требования о наличии функции регистрации пациента с помощью специализированной маски, оснащенной светодиодами и, соответственно, к наличию в комплекте к Товару данных масок, являются обоснованной потребностью Заказчика, необходимы Заказчику с учетом специфики использования Товара и не могут рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Довод жалобы не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.
В силу части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур жалоба может быть подана в контрольные органы в сфере закупок, предусмотренные частью 3 данной статьи, исключительно с использованием ЕИС путем формирования и размещения в этой системе определенной информации.
Поскольку жалоба о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе при обосновании НМЦК подана Заявителем по истечении срока окончания подачи заявок (18.04.2024 09:30), данные доводы Комиссией не рассматриваются.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ Е.В. Фисенко
Члены комиссии:
____________________ С.Н. Парфирьева
_____________________ Л.Б. Шиханова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 26 апреля 2024 г. N 041/06/106-173/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2024