Резолютивная часть решения оглашена "23" апреля 2024 г.
В полном объеме решение изготовлено "26" апреля 2024 г.
г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России)
при участии посредством системы видеооконференц-связи представителей
ФБУЗ "Центральная медико-санитарная часть N141" Федерального медико-биологического агентства (далее - Заказчик): *** (по доверенности), *** (по доверенности),
представители ООО "Техмет" (далее - Заявитель) на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения посредством системы видеооконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством видеооконференц-связи, жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Кровать больничная) для нужд учреждений ФМБА России в 2024 году (извещение от 09.04.2024 N 0336100008324000043 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru) (далее - Закупка, Аукцион),
и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Тверское УФАС России 16.04.2024 поступила жалоба Заявителя на действия (бездействия) Заказчика при проведении Аукциона.
Согласно доводам жалобы:
1) в соответствии с извещением о проведении Аукциона поставщику необходимо осуществить поставку товара расположенным в 9 субъектах Российской Федерации. Формирование Заказчиком объекта закупки путем объединения в один лот поставки товаров в указанные места поставки влечет за собой ограничение количества участников закупки, поскольку к участникам Аукциона фактически предъявляется дополнительное требование о необходимости наличия большого объема технических, кадровых и финансовых ресурсов, позволяющих одновременно поставить товар в различные субъекты Российской Федерации, что также приводит к увеличению начальной (максимальной) цены контракта, суммы обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта и влечет к ограничению количества участников Аукциона;
2) Заказчик в техническом задании установил технические требования к медицинской кровати, которые ограничивают конкуренцию;
Заказчик представил письменные пояснения, с доводом жалобы не согласился.
Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвовавших в заседании, приходит к следующим выводам.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона составленным при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте 09.04.2024;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 122 966 250,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 17.04.2024, по окончании срока подачи заявок подано три заявки;
4) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 19.04.2024, две заявки признаны соответствующими требованиям, определен победитель.
1. В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
На заседании Комиссии установлено, что согласно извещению о проведении Аукциона поставщику (подрядчику, исполнителю) необходимо осуществить поставку товара Заказчикам, а именно:
1. Российская Федерация, Томская обл, Томская область, ЗАТО г. Северск, пер. Чекист, 7, МТБ Статус ЗАТО
2. Российская Федерация, Тверская обл, 171841, Тверская область, г. Удомля, ул. Энтузиастов, д. 13
3. Российская Федерация, Свердловская обл, Российская Федерация 624130, Свердловская область, ЗАТО г. Новоуральск, ул. Мичурина 15/28
4. Российская Федерация, Московская обл, 141292, Московская область, г. Красноармейск, мкр. Северный, д. 1А
5. Российская Федерация, Мурманская обл, 184682, Мурманская область, ЗАТО Александровск, г. Снежногорск, ул. Валентина Бирюкова, 10.
6. Российская Федерация, Алтайский край, 658839, Алтайский край, г. Яровое, ул. Гагарина 11
7. Российская Федерация, Московская обл, Московская область, г. Дубна, ул. Ленинградская, д. 9
8. Российская Федерация, Челябинская обл, 456780, Челябинская обл., город Озерск, ул. Колыванова, 27А.
9. Российская Федерация, Саратовская обл, 413863, Российская Федерация, Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, 44/1
10. Российская Федерация, Красноярский край, 663690, Россия, Красноярский край, город Зеленогорск, улица Комсомольская, дом 23/4
11. Российская Федерация, Челябинская обл, 456080, Челябинская область, г. Трехгорный, ул. К. Маркса, 52, корпус 3
12. Российская Федерация, Мурманская обл, 184230, Мурманская область, г. Полярные Зори, проспект Нивский, д. 1а.
13. Российская Федерация, Свердловская обл, Лесной г, Свердловская область, закрытое административно-территориальное образование городской округ "Город Лесной", г. Лесной, Дорожный проезд, д. 15
14. Российская Федерация, Московская обл, Химки г, Московская обл., городской округ Химки, микр. Новогорск, ул. Ивановская 15А
Согласно части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки одних и тех же товаров, работ, услуг допускается проведение совместного конкурса или аукциона на основании заключенного в соответствии с настоящей статьей соглашения о проведении совместного конкурса или. При проведении совместного конкурса или аукциона применяются положения настоящего Федерального закона о проведении конкурсов, аукционов с учетом следующих особенностей:
проведение совместного конкурса или аукциона осуществляется его организатором, являющимся одним из заказчиков, одним из уполномоченных органов или уполномоченных учреждений, которому другие заказчики, уполномоченные органы или уполномоченные учреждения передали полномочия по проведению такого конкурса или аукциона на основании соглашения о проведении совместного конкурса или аукциона (пункт 1);
контракт по результатам проведения совместного конкурса или аукциона заключается каждой стороной соглашения в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе (пункт 4).
Особенностью проведения совместных закупок является объединение потребностей разных заказчиков в один лот, по итогам проведения которых определяется один победитель, выполняющий одновременно условия контракта в отношении каждого из заказчика (по итогам проведения торгов заключается не один контракт, а множество контрактов по числу заказчиков).
Положения названной нормы обеспечивают баланс между эффективным и рациональным использованием средств при проведении конкурсов и аукционов, в том числе сокращением издержек на их проведение, и воспрепятствованием необоснованному ограничению числа участников закупок.
Вместе с тем из правового анализа положений Закона о контрактной системе следует, что объединение лотов не должно входить в противоречие с общими принципами, закрепленными в статье 8 данного закона, в части создания равных условий для обеспечения конкуренции, а также требованиями Закона о защите конкуренции, запрещающей при проведении торгов совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
При проведении совместных закупок заказчики должны учитывать не только однородность приобретаемых товаров (работ, услуг), но и обеспечить конкурентность проводимых закупок.
Независимо от количества лотов их формирование не может быть произвольным, поскольку необоснованное укрупнение лота негативно влияет на количество участников закупки, способных принять участие в торгах, имеющих трудовые и иные ресурсы для надлежащего исполнения условий контракта, но не имеющих в наличии финансовых ресурсов, позволивших бы им практически одновременно, в определенный промежуток времени, внести (иметь в наличии) установленное денежное обеспечение.
В данном случае на участие в закупке поданы три заявки различных производителей (Регистрационные удостоверения NРЗН 2021/14015, NФСЗ 2008/02642, NРЗН 2017/6662).
Кроме того, согласно пункту 5.1 проекта контракта поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта в течение 180 дней с момента заключения Контракта. Таким образом исполнитель контракта наделен сроками для исполнения своих обязательств.
Таким образом, объединенные в один лот поставки медицинских изделий в рассматриваемом случае не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу жалобы, Заказчиком в описании объекта закупки установлены следующие избыточные характеристики к товару:
Материал съёмных секций ложа |
цельнолитой пластик |
|
Увеличивает срок службы матраса и снижает нагрузку на персонал при проведении дезинфекции оборудования |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Покрытие рамы и металлических элементов |
порошковое на основе эпоксидного полиэстера |
|
Для придания дополнительной антикоррозийной стойкости в период длительной эксплуатации оборудования |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Класс водозащиты |
не ниже IP X4 |
|
Для обеспечения долговечности оборудования и безопасной дезобработки |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Матрас из пенополиуретана |
наличие |
|
Для повышения функциональности оборудования |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Как утверждает Заявитель, все указанные выше характеристики становятся известны только после проведения специальных испытаний и/или исследований определенных партий или образцов таких товаров. Заказчиком не учтено, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования Заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Объектом закупки является готовый товар, а не компоненты и сырье из которого он изготовлен. Все вышеперечисленные характеристики не относятся к товару как к готовому изделию. Данные требования являются избыточными и необъективными, не характеризуя непосредственно сам товар, а являются показателями отдельных материалов (сырья).
Также требование "Положение Фовлера - Наличие", по мнению Заявителя, является избыточным, так как известно, что положение Фовлера (полулежа/полусидя) это стандартная поза пациента, при которой он находится в полусидячем положении (под углом 45-60 градусов) и может сидеть с согнутыми или прямыми коленями. Такое положение обеспечивается регулировками с пульта управления положением спинной и, при необходимости, бедренной секций. Отдельного упоминания о таком положении не имеет смысла.
Заказчик пояснил, что при описании объекта закупки по характеристикам "Материал съёмных секций ложа", "Покрытие рамы и металлических элементов" и "Матрас из пенополиуретана" заказчиком использовались требования государственных стандартов, а именно ГОСТ Р 70485-2022 "Изделия медицинские. Кровать для пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи. Технические требования для государственных закупок".
Согласно п. 4.4. ГОСТ Р 70485-2022 заказчик вправе включить в ТЗ на закупку требования, не регламентированные настоящим стандартом, если они не противоречат действующим нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом заказчик обязан однозначно обосновать соответствующие повышенные функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики.
На основании пункта 6.3 ГОСТ Р 70485-2022 Пример требований, которые могут быть предъявлены заказчиком к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам кровати для пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, приведен в приложении А.
Согласно пункту 1.1. Требования к ложу кровати приложения А к ГОСТ Р 70485-2022 - покрытие каркаса кровати: антибактериальная порошковая краска в электростатическом поле с последующей полимеризацией.
Согласно пункту 1.2 Требования к боковым ограждениям кровати приложения А к ГОСТ Р 70485-2022 - должны быть изготовлены из высокопрочного пластика.
Согласно пункту 1.5 Требования к матрацу кровати приложения А к ГОСТ Р 70485-2022 - матрац должен быть изготовлен из поролона высокопрочного с перфорированной поверхностью, которым и является пенополиуретан.
Характеристика "Класс водозащиты" не ниже IP Х4 установлена заказчиков в соответствии с требованиями ГОСТ 14254-2015 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP), Таблица 3 - Степень защиты от воды - 4, которая означает, что изделие должно быть защищено от сплошного обрызгивания (Вода, падающая в виде брызг на оболочку с любого направления, не должна оказывать вредного воздействия).
Также Заказчик указал, что характеристика "Положение Фовлера" является значимой для пациентов с черепно-мозговыми травмами, травмами позвоночника, дыхательной недостаточности, кровотечениями, так как обеспечивает максимально необходимое положение пациентов, при различных травмах и патологиях.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление N 145).
Пунктом 5 Постановления N 145 установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 Постановления N 145 в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу пункта 7 Постановления N 145, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуг, в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Из системного толкования пунктов 2, 4 Постановление N 145 следует, что при закупке товаров, работ, услуг, в отношении которых в каталоге присутствуют соответствующие позиции, заказчики обязаны применять информацию, которая включена в такие позиции каталога, в том числе при описании объекта закупки.
Комиссия отмечает, что ни правилами использования КТРУ, ни Законом о контрактной системе не определена форма либо критерии допустимости к обоснованию указания дополнительных характеристик в описание объекта закупки. Сам по себе факт установления определенных требований к товару, являющемуся предметом поставки, не свидетельствует об ограничении количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия отмечает, что заказчик установил требования к медицинскому оборудованию, исходя из своей потребности, из назначения закупаемого изделия, с учетом специфики деятельности
Довод жалобы является необоснованным
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тверского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Техмет" необоснованной.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его изготовления может быть обжаловано в Арбитражный суд Тверской области, находящийся по адресу: 170100 г. Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, д. 5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 26 апреля 2024 г. N 069/06/106-425/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2024