Резолютивная часть решения оглашена "23" апреля 2024 г.
В полном объеме решение изготовлено "26" апреля 2024 г.
г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России)
при участии посредством системы видеооконференц-связи представителей
ФБУЗ "Центральная медико-санитарная часть N141" Федерального медико-биологического агентства (далее - Заказчик): *** (по доверенности), *** (по доверенности),
ООО "Техноимпорт" (далее - Заявитель): *** (по доверенности),
рассмотрев посредством видеооконференц-связи, жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Кровать больничная) для нужд учреждений ФМБА России в 2024 году (извещение от 09.04.2024 N 0336100008324000043 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru) (далее - Закупка, Аукцион),
и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Тверское УФАС России 16.04.2024 поступила жалоба Заявителя на действия (бездействия) Заказчика при проведении Аукциона.
Согласно доводам жалобы:
1) в соответствии с извещением о проведении Аукциона поставщику необходимо осуществить поставку товара расположенным в 9 субъектах Российской Федерации. Формирование Заказчиком объекта закупки путем объединения в один лот поставки товаров в указанные места поставки влечет за собой ограничение количества участников закупки, поскольку к участникам Аукциона фактически предъявляется дополнительное требование о необходимости наличия большого объема технических, кадровых и финансовых ресурсов, позволяющих одновременно поставить товар в различные субъекты Российской Федерации, что также приводит к увеличению начальной (максимальной) цены контракта, суммы обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта и влечет к ограничению количества участников Аукциона;
2) Заказчик в техническом задании установил технические требования к медицинской кровати, которые ограничивают конкуренцию;
3) требование от поставщика первичных бухгалтерских документов на бумажном носителе противоречит принципу электронной приемки. Дата бумажного УПД не равна дате УПД в ЕИС, так как заказчик требует предоставить бумажный документ при приемке товара, а размещение в ЕИС после приемки и подписания бумажного документа заказчиком. Предоставление бумажного УПД приводит к задвоению документооборота разными датами, что не допустимо для налогового и бухгалтерского учета.
Заказчик представил письменные пояснения, с доводом жалобы не согласился.
Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвовавших в заседании, приходит к следующим выводам.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона составленным при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте 09.04.2024;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 122 966 250,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 17.04.2024, по окончании срока подачи заявок подано три заявки;
4) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 19.04.2024, две заявки признаны соответствующими требованиям, определен победитель.
1. В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
На заседании Комиссии установлено, что согласно извещению о проведении Аукциона поставщику (подрядчику, исполнителю) необходимо осуществить поставку товара Заказчикам, а именно:
1. Российская Федерация, Томская обл, Томская область, ЗАТО г. Северск, пер. Чекист, 7, МТБ Статус ЗАТО
2. Российская Федерация, Тверская обл, 171841, Тверская область, г. Удомля, ул. Энтузиастов, д. 13
3. Российская Федерация, Свердловская обл, Российская Федерация 624130, Свердловская область, ЗАТО г. Новоуральск, ул. Мичурина 15/28
4. Российская Федерация, Московская обл, 141292, Московская область, г. Красноармейск, мкр. Северный, д. 1А
5. Российская Федерация, Мурманская обл, 184682, Мурманская область, ЗАТО Александровск, г. Снежногорск, ул. Валентина Бирюкова, 10.
6. Российская Федерация, Алтайский край, 658839, Алтайский край, г. Яровое, ул. Гагарина 11
7. Российская Федерация, Московская обл, Московская область, г. Дубна, ул. Ленинградская, д. 9
8. Российская Федерация, Челябинская обл, 456780, Челябинская обл., город Озерск, ул. Колыванова, 27А.
9. Российская Федерация, Саратовская обл, 413863, Российская Федерация, Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, 44/1
10. Российская Федерация, Красноярский край, 663690, Россия, Красноярский край, город Зеленогорск, улица Комсомольская, дом 23/4
11. Российская Федерация, Челябинская обл, 456080, Челябинская область, г. Трехгорный, ул. К. Маркса, 52, корпус 3
12. Российская Федерация, Мурманская обл, 184230, Мурманская область, г. Полярные Зори, проспект Нивский, д. 1а.
13. Российская Федерация, Свердловская обл, Лесной г, Свердловская область, закрытое административно-территориальное образование городской округ "Город Лесной", г. Лесной, Дорожный проезд, д. 15
14. Российская Федерация, Московская обл, Химки г, Московская обл., городской округ Химки, микр. Новогорск, ул. Ивановская 15А
Согласно части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки одних и тех же товаров, работ, услуг допускается проведение совместного конкурса или аукциона на основании заключенного в соответствии с настоящей статьей соглашения о проведении совместного конкурса или. При проведении совместного конкурса или аукциона применяются положения настоящего Федерального закона о проведении конкурсов, аукционов с учетом следующих особенностей:
проведение совместного конкурса или аукциона осуществляется его организатором, являющимся одним из заказчиков, одним из уполномоченных органов или уполномоченных учреждений, которому другие заказчики, уполномоченные органы или уполномоченные учреждения передали полномочия по проведению такого конкурса или аукциона на основании соглашения о проведении совместного конкурса или аукциона (пункт 1);
контракт по результатам проведения совместного конкурса или аукциона заключается каждой стороной соглашения в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе (пункт 4).
Особенностью проведения совместных закупок является объединение потребностей разных заказчиков в один лот, по итогам проведения которых определяется один победитель, выполняющий одновременно условия контракта в отношении каждого из заказчика (по итогам проведения торгов заключается не один контракт, а множество контрактов по числу заказчиков).
Положения названной нормы обеспечивают баланс между эффективным и рациональным использованием средств при проведении конкурсов и аукционов, в том числе сокращением издержек на их проведение, и воспрепятствованием необоснованному ограничению числа участников закупок.
Вместе с тем из правового анализа положений Закона о контрактной системе следует, что объединение лотов не должно входить в противоречие с общими принципами, закрепленными в статье 8 данного закона, в части создания равных условий для обеспечения конкуренции, а также требованиями Закона о защите конкуренции, запрещающей при проведении торгов совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
При проведении совместных закупок заказчики должны учитывать не только однородность приобретаемых товаров (работ, услуг), но и обеспечить конкурентность проводимых закупок.
Независимо от количества лотов их формирование не может быть произвольным, поскольку необоснованное укрупнение лота негативно влияет на количество участников закупки, способных принять участие в торгах, имеющих трудовые и иные ресурсы для надлежащего исполнения условий контракта, но не имеющих в наличии финансовых ресурсов, позволивших бы им практически одновременно, в определенный промежуток времени, внести (иметь в наличии) установленное денежное обеспечение.
В данном случае на участие в закупке поданы три заявки различных производителей (Регистрационные удостоверения NРЗН 2021/14015, NФСЗ 2008/02642, NРЗН 2017/6662), в том числе заявка подана и Заявителем.
Кроме того, согласно пункту 5.1 проекта контракта поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта в течение 180 дней с момента заключения Контракта. Таким образом исполнитель контракта наделен сроками для исполнения своих обязательств.
Таким образом, объединенные в один лот поставки медицинских изделий в рассматриваемом случае не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу жалобы, Заказчик в техническом задании установил технические требования к медицинской кровати, которые ограничивают конкуренцию, а именно "высота ложа кровати в крайнем нижнем положении не более 320 мм". В обосновании включения данного дополнительного параметра, отсутствующего в КТРУ указано: "Для повышения функциональности оборудования и снижения нагрузки на медперсонал".
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление N 145).
Пунктом 5 Постановления N 145 установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 Постановления N 145 в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу пункта 7 Постановления N 145, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуг, в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Из системного толкования пунктов 2, 4 Постановление N 145 следует, что при закупке товаров, работ, услуг, в отношении которых в каталоге присутствуют соответствующие позиции, заказчики обязаны применять информацию, которая включена в такие позиции каталога, в том числе при описании объекта закупки.
Комиссия отмечает, что ни правилами использования КТРУ, ни Законом о контрактной системе не определена форма либо критерии допустимости к обоснованию указания дополнительных характеристик в описание объекта закупки. Сам по себе факт установления определенных требований к товару, являющемуся предметом поставки, не свидетельствует об ограничении количества участников закупки.
Также Заявителем указано, что описанию объекта закупки соответствует товар единственного производителя Кровать медицинская функциональная Enterprise с принадлежностями: Enterprise 5000X (Е5Х) с системой противопролежневой активного типа Alpha Active 4, Страна происхождения товара: Королевство Швеция, РУ N ФСЗ 2008/02642 от 02.03.2020 года.
Заказчиком указано, что при описании объекта закупки Заказчиком был проведен анализ рынка и сформирована сравнительная таблица, из которой следует, что данная характеристика подходит под двух производителей, а именно производители с регистрационными удостоверениями NФСЗ 2008/02642 и NРЗН 2017/6662. Данные регистрационные удостоверения присутствуют в заявках двух разных участников, поданных на электронный аукцион, что доказывает факт отсутствия ограничения конкуренции.
На заседании Комиссии представитель Заказчика указал, что товар по регистрационному удостоверению NРЗН 2017/6662 в настоящее время невозможно поставить на территорию России, вмести с тем документы, подтверждающие данный факт Заявителем не представлены
При таких обстоятельствах довод Заявителя признается необоснованным.
3. Проект контракта содержит следующие пункты:
- 5.3. Поставщик в срок не более 5 рабочих дней с даты отгрузки товара формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать информацию, предусмотренную пунктом 1 части 13 статьи 94 44-ФЗ.
- 9.3. Оплата по Контракту за поставленное Оборудование и оказанные Услуги осуществляется Заказчиком после представления Поставщиком в течение 5 рабочих дней документов, предусмотренных пунктом 5.3. Контракта, а также:
а) счета;
б) счета-фактуры или УПД;
в) Акта приема-передачи Оборудования;
г) Акта ввода Оборудования в эксплуатацию и обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов;
д) Обеспечение гарантийных обязательств (оригинал банковской гарантии либо ее копию или платежное поручение с отметкой банка, либо копию такого платежного поручения, которое подтверждает факт внесения денежных средств в обеспечение гарантийных обязательств).
Согласно пункту 2 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе к документу о приемке, предусмотренному пунктом 1 настоящей части, могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью.
Заказчик указал, что указанные документы в пункте 9.3 проекта контракта формируются, прилагаются и предоставляются Поставщиком в единой информационной системе закупок при формировании документа о приемке.
Вместе с тем проект контракта, вопреки доводу Заявителя, не содержит указание на необходимость предоставления поставщиком первичных бухгалтерских документов на бумажном носителе.
Довод жалобы является необоснованным
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тверского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Техноимпорт" необоснованной.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его изготовления может быть обжаловано в Арбитражный суд Тверской области, находящийся по адресу: 170100 г. Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, д. 5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 26 апреля 2024 г. N 069/06/106-426/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2024