Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
__.,
в присутствии представителей заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Новгородская станция скорой медицинской помощи" - _.. (доверенность N 41 от 16.04.2024), _.. (доверенность N 43 от 17.04.2024);
податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью "Дезосфера", уполномоченное учреждение - Государственное областное казенное учреждение "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения, своих представителей не направили, 18.04.2024 уполномоченное учреждение заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей (вх. N 2925-ЭП/24 Новгородского УФАС России),
рассмотрев жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Дезосфера" (630083, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Грибоедова, д.2, помещ. 314; далее - Общество) на действия заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Новгородская станция скорой медицинской помощи" (173015, Великий Новгород, ул. Обороны, д. 24; далее - ГОБУЗ "НССМП", Учреждение) при осуществлении им совместно с уполномоченным учреждением - Государственным областным казенным учреждением "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24; далее - ГОКУ МЦ "РЕЗЕРВ") закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку дезинфекционных средств, извещение N 0850200000424000655 о проведении которого в редакции N ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 12.04.2024, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,
УСТАНОВИЛА:
16.04.2024 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - Общества на действия заказчика - ГОБУЗ "НССМП" при осуществлении им совместно с уполномоченным учреждением - ГОКУ МЦ "РЕЗЕРВ" закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку дезинфекционных средств, извещение N 0850200000424000655 о проведении которого в редакции N ИИ1 было размещено на официальном сайте 12.04.2024 (вх. N 2834-ЭП/24 Новгородского УФАС России; далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
По мнению Общества, установленное заказчиком требование к подлежащему поставке по позиции 4 описания объекта закупки, содержащегося в приложении N 1 к извещению о проведении электронного аукциона (далее - Извещение; ТЗ) дезинфекционному средству, а именно показатель "Экспозиция при гигиенической обработке рук" со значением "0,45 минут" приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки и противоречит действующему законодательству, методическим рекомендациям, санитарным правилам.
Общество считает, что обработка рук антисептиком должна производиться в течение 30 секунд, есть 0,5 минуты.
Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Согласно представленным ГОБУЗ "НССМП" возражениям на Жалобу (вх. N 2911/24 от 18.04.2024 Новгородского УФАС России) ее доводы заказчик считает необоснованными по следующим основаниям.
Указаний на конкретного производителя медицинского оборудования, а также на товарные знаки в описании объекта закупки не содержится.
При этом, указанный по позиции 4 ТЗ показатель "Экспозиция при гигиенической обработке рук" со значением "0,45 минут" установлен заказчиком для определения производительности дезинфицирующего средства.
В ходе обоснования начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) рассматриваемой закупки заказчиком были получены коммерческие предложения от 3 хозяйствующих субъектов и на участие в закупке было подано 4 заявки.
Присутствовавшие на заседании Комиссии представители заказчика поддержали возражения на Жалобу в полном объеме и дополнительно указали, что в соответствии с СанПиН 3.3686-21 длительность обработки рук медицинского персонала определяется инструкцией по применению, в ходе обработки необходимо поддержание рук во влажном состоянии (пункт 3481), а согласно Методическим указаниям "МУ 3.5.1.3674-20 Дезинфектология. Обеззараживание рук медицинских работников и кожных покровов пациентов при оказании медицинской помощи. Методические указания", утверждённым главным государственным санитарным врачом РФ 14.12.2020 (далее - МУ 3.5.1.3674-20) кожные антисептики должны отвечать следующим характеристикам:
- короткое время обработки;
- необходимый (в соответствии с назначением антисептика) спектр антимикробного действия, обеспечивающий гибель грамположительных и грамотрицательных бактерий, патогенных грибов, вирусов, других возбудителей ИСМП;
- безопасность для персонала и пациентов;
- удобная для применения форма выпуска (пункт 5 Приложения N 2 к МУ 3.5.1.3674-20).
Каких-либо пояснений относительно доводов Жалобы уполномоченным учреждением представлено не было.
Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В апреле 2024 года заказчиком - ГОБУЗ "НССМП" совместно с уполномоченным учреждением - ГОКУ МЦ "РЕЗЕРВ" осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку дезинфекционных средств, извещение N 0850200000424000655 о проведении которого в редакции N ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети 12.04.2024.
Извещение утверждено (подписано электронной подписью) исполняющим обязанности главного врача ГОБУЗ "НССМП" _.. 12.04.2024.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию относительно наименования объекта закупки.
Согласно пункту 3.1 Извещения объектом рассматриваемой закупки является поставка дезинфекционных средств.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание ее объекта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Кроме того, в силу положений пункта 7 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 Правил использования каталога товаров, работ, услуг (далее - каталог) (далее - Правила N 145), при проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки.
Во исполнение требований пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и пункта 7 Правил N 145 функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики подлежащего поставке медицинского оборудования заказчиком приведены как в ТЗ, так и в созданной с использованием единой информационной системы экранной форме извещения о проведении настоящего электронного аукциона (размещена на официальном сайте 12.04.2024; далее - Экранная форма извещения).
Во исполнение требований пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и пункта 7 Правил N 145 функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики подлежащих поставке медицинских изделий приведены как в ТЗ, так и в Электронном извещении.
Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, также содержатся в обоих вышеуказанных документах.
Среди прочих характеристик, подлежащих поставке дезинфекционных средств в Экранной форме извещения и ТЗ установлен такой показатель как "Экспозиция при гигиенической обработке рук" со значением "0,45 минут".
По мнению Общества, использование заказчиком при описании объекта закупки указанной выше характеристики со значением "0,45 минут" приводит к необоснованному ограничению количества участников рассматриваемой закупки, поскольку исключает возможность предложить к поставке дезинфекционные средства с экспозицией при гигиенической обработке рук равной 0,5 минут.
Рассмотрев доводы Жалобы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017)).
При этом, формирование объекта закупки является правом заказчика, который не должен нарушать запрет, предусмотренный статьей 33 Закона о контрактной системе в части установления требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Как следует из имеющихся в материалах Жалобы вышеупомянутых письменных возражений ГОБУЗ "НССМП", а также устных пояснений, присутствовавших на заседании Комиссии его представителей, включение заказчиком в описание объекта закупки вышеуказанной спорной характеристика дезинфекционных средств отвечают действительным потребностям заказчика как медицинского учреждения и обусловлены спецификой его деятельности, являются важными для него и способствует определению производительности дезинфицирующего средства.
Кроме того, как указывалось ранее, в соответствии с СанПиН 3.3686-21 длительность обработки рук медицинского персонала определяется инструкцией по применению, в ходе обработки необходимо поддержание рук во влажном состоянии (пункт 3481), а согласно МУ 3.5.1.3674-20 кожные антисептики должны отвечать следующим характеристикам:
- короткое время обработки;
- необходимый (в соответствии с назначением антисептика) спектр антимикробного действия, обеспечивающий гибель грамположительных и грамотрицательных бактерий, патогенных грибов, вирусов, других возбудителей ИСМП;
- безопасность для персонала и пациентов;
- удобная для применения форма выпуска (пункт 5 Приложения N 2 к МУ 3.5.1.3674-20).
При этом, из приложения N 3 к МУ 3.5.1.3674-20 также следует, что необходимое количество антисептика и продолжительность обработки определяется инструкцией по применению средства.
Согласно письму ФАС России от 20.09.2021 N ПИ/79427/21 объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товара соответствовало как минимум два производителя.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.04.2024 на участие в рассматриваемой закупке поступили 4 заявки.
Во всех заявках участников закупки по позиции 4 ТЗ предложено дезинфекционное средство разных производителей (Общества с ограниченной ответственностью "СПЕЦМЕДПРОЕКТ-РЕГИОН", Общества с ограниченной ответственностью "АММА", Общества с ограниченной ответственностью "САВИР" (далее - ООО "САВИР"), Общества с ограниченной ответственностью "РАСТЕР).
Коммерческие предложения, которые были использованы заказчиком при обосновании НМЦК, также содержат предложения к поставке по позиции 4 ТЗ дезинфекционные средства разных производителей.
Кроме того, в материалах Жалобы имеются инструкция N 3 от 01.11.2019 по применению средства дезинфицирующего "Савир-септ" производства ООО "САВИР" согласно пункту 3.1.5 которой, гигиеническая обработка рук: "на сухие руки (без предварительного мытья водой и мылом) наносят не менее 1-2 мл средства и втирают его в кожу до высыхания, но не менее 10 сек, обращая внимание на тщательность обработки кожи рук между пальцами и кончиков пальцев" и инструкция по применению дезинфицирующего средства "БиаСептикМ" с аналогичными требованиями к обработке рук (пункт 3.1.2).
Следовательно, объект рассматриваемой закупки сформирован заказчиком таким образом, что требующееся заказчику дезинфекционное средство производится как минимум 4 производителями, что полностью отвечает позиции, высказанной в вышеупомянутом письме ФАС России, а установленная в ТЗ экспозиция при гигиенической обработке рук соответствует инструкциям по применению средства, предложенных к поставке участниками закупки.
Помимо указанного необходимо отметить, что в Экранной форме извещения и ТЗ не содержится указаний на конкретные товарный знак, производителя или страну происхождения товара, а рынок поставки дезинфекционных средств не является закрытым и географически ограниченным, его участниками могут быть не только производители таких изделий, но и их поставщики.
Таким образом, устанавливая в Электронной форме извещения и ТЗ вышеуказанное оспариваемое Обществом в Жалобе требования к закупаемому дезинфекционному средству, ГОБУЗ "НССМП" не совершает действий, приводящих к необоснованному ограничению конкуренции при осуществлении закупок, поскольку предмет торгов отражает действительные потребности учреждения, а характеристики закупаемого дезинфекционного средства является важными для заказчика исходя из его таких потребностей.
Доказательств обратного подателем Жалобы не представлено, как и не представлено дезинфекционное средство, исключительно которое, по мнению Общества, соответствует требованиям ТЗ.
Учитывая все вышеизложенное, доводы Жалобы в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения.
Каких-либо нарушений Закона о контрактной системе в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией не установлено.
Руководствуясь статьями 33, 42, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Дезосфера" (630083, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Грибоедова, д.2, помещ. 314) на действия заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Новгородская станция скорой медицинской помощи" (173015, Великий Новгород, ул. Обороны, д. 24) при осуществлении им совместно с уполномоченным учреждением - Государственным областным казенным учреждением "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку дезинфекционных средств, извещение N 0850200000424000655 о проведении которого в редакции N ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 12.04.2024, необоснованной.
__.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 23 апреля 2024 г. N 053/06/33-236/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2024