Резолютивная часть решения оглашена 19 апреля 2024 года.
В полном объеме решение изготовлено 24 апреля 2024 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Телкова К.А.,
в присутствии представителей:
Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области" (далее - Заказчик) - _..,
в отсутствие представителей индивидуального предпринимателя (далее - Заявитель),
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу индивидуального предпринимателя на действия заказчика - Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области" при проведении открытого электронного аукциона N 0364100010924000010 от 08.04.2024 на демонтаж кирпичной трубы и монтаж металлической дымовой трубы Н=30-м., работы по устройству фундаментов под металлическую дымовую трубу Н=30 м, и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области" 08.04.2024 опубликовало на сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0364100010924000010 на демонтаж кирпичной трубы и монтаж металлической дымовой трубы Н=30-м., работы по устройству фундаментов под металлическую дымовую трубу Н=30 м.
Заказчик - Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области".
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 500 000,00 руб.
Дата и время окончания подачи заявок - 16.04.2024 10:00 часов.
ИП считает, что в извещении аукциона отсутствуют требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке.
Комиссия Тамбовского УФАС России рассмотрев объяснения Заказчика, представленные материалы, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Установлено, что в извещении электронного аукциона Заказчик не установил требования к содержанию и составу заявки на участие
Таким образом, в действиях Заказчика содержится нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя признается Комиссией Тамбовского УФАС России обоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России установлены следующие нарушения в действиях Заказчика требований Закона о контрактной системе.
1. Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Заказчиком в извещении об осуществлении закупки установлено в том числе следующее:
Дополнительная информация: "1292 ПП РФ 1292 - закупка ТРУ по п.11. ч.1 ст.93 закона (Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 N 1292 "Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)" (в ред. от 13.03.2015; 27.06.2016) 2571 ПП РФ 2571 - дополнительные требования к участникам закупок Условия применения".
В то же время, закупка проводится путем проведения электронного аукциона, а не с единственным поставщиком в соответствии с п.11 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, поэтому данная информация является недостоверной. Действия Заказчика нарушают ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Кроме того заказчиком не установлено в соответствии с каким пунктом Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" установлены дополнительные требования к участникам закупки, что также является нарушением ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика усматривается нарушение требований ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Пунктом 1.2 проекта контракта установлено: "Срок выполнения работ: Не более 90 рабочих дней с момента заключения Контракта. Подрядчик вправе выполнить работы досрочно". Однако в пункте 6.2 проекта контракта установлено, что срок выполнения работ осуществляется с момента подписания контракта до 20.12.2024.
Таким образом, в проекте контракта установлены противоречивые сроки в части исполнения обязанностей подрядчика по исполнению контракта, что является нарушением ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Кроме того, противоречивая информация содержится в пункте 3.3.2 проекта контракта. Так, пунктом 3.3.2 проекта контракта определено, что исполнитель обязуется выполнить работы в сроки и в порядке, указанные в разделе 8 контракта. Однако раздел 8 проекта контракта определяет требования к гарантийным обязательствам со стороны подрядчика.
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что информация в проекте контракта о сроках выполнения работ сформирована Заказчиком в нарушение ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
3. Согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
В пункте 8.4 проекта государственного контракта рассматриваемой закупки установлено следующее: "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Заказчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы".
В пункте 8.8 проекта государственного контракта рассматриваемой закупки установлено следующее: "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Поставщиком".
Данный пункт проекта государственного контракта не соответствуют ч.ч. 5, 7 ст. 34 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
В соответствии с пунктом 11 Правил общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Согласно пункту 12 Правил общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Вместе с тем пунктом 8.6 проекта контракта установлено следующее: "Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта".
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, нарушают п.11 и п.12 Правил.
Согласно п. 4 Постановления N 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства.
"8.9. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Поставщик выплачивает Заказчику штраф в размере 5 процентов цены Контракта (этапа).
8.10. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, заключенным по результатам определения Поставщика в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Поставщик выплачивает Заказчику штраф в размере 2 процента цены Контракта (этапа)".
Таким образом, пункты 8.9 и 8.20 проекта контракта противоречат п 4 Постановления N 1042, что является нарушением ч. 8 ст. 34 Закона.
4. Согласно п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений ч. 13 ст. 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со ст. 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения гарантийных обязательств.
В проекте государственного контракта в нарушение вышеприведенных требований Закона о контрактной системе отсутствуют обязательные условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки оказанных по условиям контракта услуг.
5. Пунктом 3.1.5 проекта контракта установлено, что государственный заказчик вправе взыскивать пеню и штраф, а также требовать возмещение убытков в соответствии с разделом 11 контракта, однако 11 раздел не предусматривает порядок взыскания пеней и штрафов, поскольку является положением о расторжении контракта.
Таким образом, указанное в пункте 3.1.5 проекта контракта противоречит ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
6. Согласно пункту 11.1 проекта контракта: "Исполнитель при заключении Контракта предоставляет Государственному заказчику обеспечение исполнения Контракта в размере 325000 рублей 00 копеек, 5 % от НМЦК, в виде независимой гарантии или внесением денежных средств на указанный Государственным заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Государственному заказчику".
Согласно ч. 6 ст. 96 Закона в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2-1 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 6.2 ст. 96 Закона если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт.
В извещении об осуществлении закупки установлено преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем, в пункте 11.1 проекта контракта размер обеспечения исполнения контракта определен от начальной (максимальной) цены контракта, что не соответствует требованиям ч. 6.2 ст. 96 Закона о контрактной системе.
7. Согласно части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе, если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
В пункте 11.9 проекта контракта установлено, что если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона.
Таким образом в пункте 11.9 проекта контракта не предусмотрено, что за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Данный пункт проекта государственного контракта не соответствует ч. 30 ст. 34 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой установлено, в том числе, что за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
С учетом изложенного, все вышеперечисленные действия Заказчика нарушают требования ч.3 ст.7, ч.5, 7, 8, 30, п.1 ч.13 ст.34, ч.6.2 ст.96 Закона о контрактной системе и образуют признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП обоснованной.
2. Признать Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области" нарушившим требования ч.3 ст.7, ч.5, 7, 8, 30, п.1 ч.13 ст.34, ч.6.2 ст.96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд.
Руководитель комиссии В.В. Иванов
Члены комиссии Н.Е. Козлова
К.А. Телкова
исп. Телкова К.А.,
тел. 8 (4752) 71-36-00, вн. 068-119
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 24 апреля 2024 г. N 068/10/99-246/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2024