резолютивная часть решения оглашена
24.04.2024, решение изготовлено 26.04.2024 г. Брянск
На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), под. а п.19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, обращения Брянского регионального отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности федерального координационного центра руководителей охранных структур (исх. 35/3-р/вх. 1947/24 от 25.03.2024), в соответствии с Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 12.04.2024, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "____"
Членов инспекции: "___."
в присутствии:
"___." - представителя Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N3 "Радуга" г. Брянска, действующего на основании доверенности б/н от 24.04.2024;
в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей заявителя, заказчиков, уполномоченного органа,
осуществив внеплановую проверку соблюдения заказчиками:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N3 "Радуга" г. Брянска;
- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N7 "Колокольчик" г.Брянска;
- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N65 "Василек" г.Брянска;
- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N 72 "Черемушки" г.Брянска;
- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N 109 "Воробушек" г.Брянска;
- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N151 "Маяк" г. Брянска;
- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N159 "Непоседа" г.Брянска;
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 22" г. Брянска (далее - Заказчики), а также уполномоченным органом Брянская городская администрация требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на услуги частной охраны (выставление поста охраны) за N 0127300013124000091, установила:
05.03.2024 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении совместного электронного аукциона на услуги частной охраны (выставление поста охраны) за N 0127300013124000091.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 326 400,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.03.2024 NИЭА1 победителем электронного аукциона признано ООО "ЧОП "КАМЕЛОТ".
29.03.2024 контракты по итогам электронного аукциона за N 0127300013124000091 заключены.
До проведения внеплановой проверки в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения заказчиков.
По итогам внеплановой проверки Инспекция Брянского УФАС России пришла к следующему выводу:
1. Заказчиками (согласно Приложению N1) при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться, поскольку:
- техническое задание, сформированное заказчиками на оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны), не содержит требований к порядку оказания услуг сотрудниками охраны в образовательном учреждении, их количестве, поскольку, исходя из содержания технического задания сотрудникам охраны необходимо выполнять одновременно различные функции:
- периодический обход здания и территории охраняемого объекта (каждые два часа);
- допуск/въезд автомобильного транспорта на территорию учреждения;
- соблюдение режима работы охранника, в том числе прием пищи (пункт 10.8 технического задания не допускает прием пищи на постах охраны), что неисполнимо одним сотрудником охраны в образовательном учреждении.
Заказчиками в адрес Брянского УФАС России представлены письменные пояснения, согласно которым: "Количество сотрудников охраны, определённое техническим заданием, достаточно для одновременного выполнения различных функций: основной пропускной режим учащихся, сотрудников осуществляется утром; периодический обход здания и территории осуществляется неодновременно с пропускным режимом (во время уроков), на это время и на время когда охранник осуществляет допуск автомобильного транспорта и принимает пищу, пост охраны осуществляет дежурный администратор".
Однако, в частности, согласно положениям ГОСТ Р 58485-2019. Национальный стандарт Российской Федерации "Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Общие требования" содержит следующую информацию: "Организация и контроль за соблюдением пропускного режима возлагаются на должностное лицо образовательной организации, на которое в соответствии с приказом руководителя образовательной организации возложена ответственность за безопасность, а его непосредственное выполнение - на охранников охранной организации (работников по обеспечению охраны образовательных организаций), осуществляющих охранные функции на объекте (наименование объекта образования). При необходимости в целях организации и контроля за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, а также учебно-воспитательного процесса и внутреннего распорядка дня из числа заместителей руководителя образовательной организации и сотрудников назначается дежурный администратор в соответствии с графиком".
Таким образом, дежурный администратор образовательной организации в соответствии с ГОСТ Р 58485-2019 уполномочен только организовывать и контролировать соблюдение пропускного режима, но не подменять функции частного охранника учреждения.
Кроме того, письменные пояснения заказчиков содержат информацию о пропускном режиме во время уроков, однако заказчиками по данной закупки являются детские сады, в связи с чем, уроки в детских садах не проводятся.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению спецификации, параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей и соответствующих требованиям законодательства РФ о контрактной системе и иных нормативно- правовых актов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Как установлено, система обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения, это совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий персонала образовательного учреждения, осуществляемых под руководством органов управления образованием и органов местного самоуправления во взаимодействии с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями (формированиями), с целью обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.
Целью, процессом и результатом реализации указанных мер и мероприятий является комплексная безопасность образовательного учреждения как временное состояние защищенности охраняемого объекта от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера. Безопасность образовательного учреждения (как временный результат) достигается в процессе реализации основных мер и мероприятий, к которым также относится организации физической охраны объекта и территории (ее задачи: контроль и обеспечение состояния безопасности для своевременного обнаружения и предотвращения опасных проявлений и ситуаций; осуществления пожарного надзора; организации пропускного режима, исключающего несанкционированное проникновение на объект граждан и техники; защиты персонала и обучающихся от насильственных действий в образовательном учреждении и его территории и т.д.).
Таким образом, Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу, что сформированное заказчиком Техническое задание на услуги частной охраны (выставление поста охраны) за N 0127300013124000091 не отражает в полной мере требования к оказанию охранных услуг в образовательных учреждениях, предусмотренные нормативно- правовыми актами, а также национальным стандартом.
Таким образом, указанные действия заказчиков нарушают пункт 2 части 1 статьи 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя ООО "ЧОП "Камелот", признанный победителем электронного аукциона, не соответствует требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности"
(вместе с "Положением о лицензировании частной детективной деятельности", "Положением о лицензировании частной охранной деятельности", "Правилами ведения реестров лицензий на осуществление частной детективной и частной охранной деятельности и предоставления сведений из них", "Правилами уведомления частной охранной организацией территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников)").
Вместе с тем, Инспекция Брянского УФАС России отмечает следующее.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе, с учетом части 4 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения: плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с Законом о контрактной системе отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок; внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.
Таким образом ООО "ЧОП "Камелот" не относится к субъектам контроля, поименованным в части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе, следовательно, проведение контрольных мероприятий на предмет нарушений Закона о контрактной системе в отношении ООО "ЧОП "Камелот" Брянским УФАС России не представляется возможным.
По итогам проведения внеплановой проверки Инспекция Брянского УФАС России,
решила:
1. По итогам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчиков (согласно Приложению N1) нарушения положений п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Не выдавать заказчикам (согласно Приложению N1), уполномоченному органу Брянская городская администрация, оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе, поскольку контракты заключены.
3. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 26 апреля 2024 г. N 032/06/99-339/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2024