резолютивная часть решения оглашена
24.04.2024, решение изготовлено 26.04.2024 г. Брянск
На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 29.03.2024, на основании обращения заказчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области (вх. N 2638/24 от 17.04.2024) о включении сведений в отношении ООО БЦСП "Мир звуков" "___." в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "___."
Членов Инспекции: "___."
в присутствии:
"___." - представителя заказчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области, действующего на основании доверенности N ТС-12 от 11.01.2024;
"___." - представителя заказчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области, действующего на основании доверенности N ТС-21 от 11.01.2024;
"___." - представителя заказчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области, действующего на основании доверенности N ТС-69 от 03.04.2024;
"___." - представителя ООО БЦСП "Мир звуков", действующего на основании Приказа N 11 от 20.03.2023 о продлении полномочий директора ООО БЦСП "Мир звуков";
в результате рассмотрения обращения заказчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области о включении сведений в отношении ООО БЦСП "Мир звуков" "___." в реестр недобросовестных поставщиков, а также в результате проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку технических средств реабилитации - кресло-коляски активного типа (для инвалидов и детей-инвалидов) за N 0227100000824000012;
установила:
1) 29.01.2024 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку технических средств реабилитации - кресло-коляски активного типа (для инвалидов и детей-инвалидов) за N 0227100000824000012.
2) Начальная (максимальная) цена договора - 332 333,33 рублей.
3) На участие в запросе котировок в электронной форме за N 0227100000824000012 подано 2 (две) заявки.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.02.2024 NИЗК1 победителем запроса котировок в электронной форме признан - ООО БЦСП "Мир звуков", с ценой контракта 325 000,00 рублей.
5) 12.02.2024 между заказчиком Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области и ООО БЦСП "Мир звуков" заключен государственный контракт N 79-2024 на поставку технических средств реабилитации - кресло-коляски активного типа (для инвалидов и детей-инвалидов).
В соответствии с п. 1.1 государственного контракта в соответствии с Контрактом Поставщик обязуется осуществить поставку инвалидам или их законным представителям, или представителям по доверенности либо на основании иного документа, подтверждающего их полномочия (далее соответственно - Получатель, представитель Получателя), следующих технических средств реабилитации ходунки (далее - Товар), предусмотренных техническим заданием (приложение N 1 к Контракту) и спецификацией (приложение N 2 к Контракту), в Брянскую область в соответствии с календарным планом (приложение N 3 к Контракту), по направлениям на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, оформленным Заказчиком в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2008 г. N 439н "Об утверждении форм уведомления о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, направления на их получение либо изготовление, специального талона и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями" (далее - направления), а Заказчик обязуется оплатить Товар.
Согласно календарному плану, поставка товара должна быть осуществлена в течение 10 рабочих дней с момента заключения государственного контракта, то есть до 27.02.2024.
6) 22.02.2024 (исх. N 4) поставщиком ООО БЦСП "Мир звуков" в адрес заказчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области направлено письмо о задержке поставки товара на территорию Брянской области.
7) 04.03.2024 заказчиком Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области осуществлена выборочная приемка поставляемого товара. По результатам составлен акт выборочной проверки поставляемого товара, согласно которому установлено несоответствие поставленного товара условиям контракта.
8) 12.03.2024 (исх. N ОМ-32-12/17507) заказчиком направлено в адрес поставщика требование об исполнении обязательств по поставке товара, соответствующего требованиям условиям контракта, в срок не позднее 22.03.2024.
9) 01.04.2024 (исх. N ОМ-32-14/23711) заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 79-2024 на поставку технических средств реабилитации - кресло-коляски активного типа (для инвалидов и детей-инвалидов) от 12.02.2024.
Указанное решение размещено заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок 01.04.2024 12:14 ч., которое впоследствии 01.04.2024 12:15 ч. автоматически с использованием единой информационной системы направлено поставщику.
10) 08.04.2024 (исх. N 32) поставщиком в адрес заказчика направлено информационное письмо от производителя на кресло-коляску Leo.
11) 12.04.2024 (исх. N ОМ-32-12/27994) заказчиком направлен ответ на обращение от 08.04.2024 согласно которому, заказчиком обозначен перечень несоответствий поставленного товара условиям контракта.
12) 16.04.2024 (исх. N ОМ-32-02/28734) заказчиком в адрес поставщика направлена претензия (требование) о выплате неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту.
13) 23.04.2024 (исх. N 60) поставщиком в адрес заказчика направлено информационное письмо о наличии намерений исполнить условия контракта.
До рассмотрения обращения заказчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области (вх. N 2636/24 от 17.04.2024), по существу, в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области (вх. N 2794-ЭП/24 от 22.04.2024), а также ООО БЦСП "Мир звуков" (вх. N 2737-ЭП/24 от 18.04.2024).
По итогам рассмотрения обращения заказчика, проведения внеплановой проверки, Инспекция Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок пришла к следующему выводу:
Заказчиком Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области 01.04.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 79-2024 на поставку технических средств реабилитации - кресло-коляски активного типа (для инвалидов и детей-инвалидов) от 12.02.2024.
В основу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком положено неисполнение обязательств по поставке товара по контракту в установленный срок.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 13.1 контракта N 77-2024 на поставку технических средств реабилитации - кресло-коляски активного типа (для инвалидов и детей-инвалидов) от 12.02.2024 предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчиком Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области 01.04.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 79-2024 на поставку технических средств реабилитации - кресло-коляски активного типа (для инвалидов и детей-инвалидов) от 12.02.2024.
Указанное решение размещено заказчиком Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области в единой информационной системе в сфере закупок 01.04.2024 12:14 ч., которое впоследствии 01.04.2024 12:15 ч. автоматически с использованием единой информационной системы направлено поставщику ООО БЦСП "Мир звуков", в соответствии с положениями п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, 01.04.2024 является датой надлежащего уведомления поставщика ООО БЦСП "Мир звуков" об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таком образом, поскольку 01.04.2024 является датой надлежащего уведомления поставщика ООО БЦСП "Мир звуков" об одностороннем отказе от исполнения контракта, следовательно, с 12.04.2024 контракт N 79-2024 на поставку технических средств реабилитации - кресло-коляски активного типа (для инвалидов и детей-инвалидов) от 12.02.2024 считается расторгнутым.
Таким образом, заказчиком Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области процедура расторжения контракта в одностороннем порядке соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
Инспекция Брянского УФАС России всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела при рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ООО БЦСП "Мир звуков" в реестр недобросовестных поставщиков, пришла к выводу о недоказанности заказчиком Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области в рамках заключенного государственного контракта недобросовестного поведения поставщика ООО БЦСП "Мир звуков".
Данный вывод подтверждается следующим:
При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган оценивает поведение исполнителя (поставщика) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Реестр недобросовестных поставщиков является мерой публично-правового характера, антимонопольный орган в каждом конкретном случае выясняет причины неисполнения контракта и оценивает существенность допущенного нарушения.
Вместе с тем, отказ заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Верховный Суд Российской Федерации также неоднократно разъяснял, что при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной проверкой, а должен устанавливать по делу обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Согласно п. п. в) п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
При рассмотрении материалов настоящего дела установлено, что ООО БЦСП "Мир звуков" осуществлена поставка товара, о чем свидетельствует акт выборочной проверки поставленного товара от 04.03.2024.
04.03.2024 заказчиком Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области составлен и подписан Акт выборочной проверки поставляемого повара, в соответствии с которым заказчиком установлено несоответствие поставленного товара условиям контракта с указанием на следующие выявленные несоответствия: "внешний вид-не соответствует; маркировка не соответствует; примечания: в государственном контракте заявлено, что кресло-коляска должна быть активного типа, внешний вид коляски не соответствует коляске активного типа: тип коляски: кресло-коляска для детей-инвалидов, в том числе детей с ДЦП, задние колеса установлены прямо, а не под большим углом".
Однако, положениями ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Так, сформированное заказчиком Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области описание объекта закупки содержит исчерпывающий, исходя из потребности заказчика, перечень технических и эксплуатационных требований к закупаемому товару. При этом, требований к внешнему виду товара, в том числе, к уклону, диаметру колес кресла-коляски заказчиком не установлены. Описание объекта закупки не содержит показатель, позволяющий при поставке товара однозначно определить, что товар кресло-коляска возможно отнести к "активному типу".
Следовательно, заказчиком в акте выборочной проверки от 04.03.2024 выявлены несоответствия предлагаемого к поставке товара, не установленные условиями заключенного контракта N 79-2024 на поставку технических средств реабилитации - кресло-коляски активного типа (для инвалидов и детей-инвалидов) от 12.02.2024.
Кроме того, согласно вышеназванному акту от 04.03.2024 такие показатели товара как: качество, количество, упаковка, комплектность, документы, передаваемые с товаров признаны заказчиком Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области соответствующими условиям контракта N 79-2024 на поставку технических средств реабилитации - кресло-коляски активного типа (для инвалидов и детей-инвалидов) от 12.02.2024.
Далее, 12.04.2024 (исх. N ОМ-32-12/27994) заказчиком Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области направлен ответ на обращение от 08.04.2024 согласно которому, заказчиком обозначен перечень несоответствий поставленного товара условиям контракта. При этом, следует отметить, что информация о несоответствии фактических параметров поставленного товара (ширина сидения, глубина сидения) доведена до сведения ООО БЦСП "Мир звуков" только 12.04.2024, после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 01.04.2024, что свидетельствует о невозможности в полном объеме устранить выявленные несоответствия в срок не позднее 22.03.2024 (согласно письму от 12.03.2024, исх. N ОМ-32-12/17507).
При этом, исходя из анализа переписки сторон, Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу о том, что стороны не достигли соглашения в решении вопроса относительно того, что предлагаемый к поставке товар относится к "активному типу", поскольку согласно пояснений представителя что ООО БЦСП "Мир звуков", а также информационных писем, направленных в адрес заказчика, ООО БЦСП "Мир звуков" настаивает, что поставленный товар (кресло-коляска) следует относить к активному типу.
Таким образом, установлено наличие между сторонами спора относительно типа поставленного товара.
Предпринятые действия ООО БЦСП "Мир звуков" по поставке товара, неоднократное направление информационных писем в адрес заказчика, а также действия поставщика по урегулированию возникшей ситуации (попытки устранения выявленных недостатков при выборочной приемке товара), свидетельствуют о предпринятых ООО БЦСП "Мир звуков" мерах по надлежащему исполнению принятых на себя обязательств.
Односторонний отказ заказчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области от исполнения контракта свидетельствует о существенном нарушении поставщиком ООО БЦСП "Мир звуков" условий контракта, однако, ООО БЦСП "Мир звуков" представлены на обозрение Инспекции Брянского УФАС России доказательства принятия возможных, достаточных мер к устранению выявленных нарушений, а также попытки урегулированию возникшей ситуации, что не может в полной мере свидетельствовать о недобросовестности поставщика.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
В данном случае, фактические обстоятельства дела не подтверждают совершение ООО БЦСП "Мир звуков" умышленных действий (бездействия) и недобросовестного поведения. Иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО БЦСП "Мир звуков", в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, сведения в отношении ООО БЦСП "Мир звуков" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства N 1078, Инспекция Брянского УФАС России,
Решила:
Сведения в отношении ООО БЦСП "Мир звуков" "___." в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 26 апреля 2024 г. N РНП-32-842
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2024