Резолютивная часть решения объявлена 19.04.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 22.04.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>; <_>;
при участии представителей Общества с ограниченной ответственностью "Молодежно-студенческий центр "Лидер" (далее - ООО "МСЦ "Лидер", Заявитель) - <_>, <_>, представителя Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Иркутский национальный исследовательский технический университет" (далее - Заказчик) - <_>;
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу Заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона "Оказание услуг по организации и проведению оздоровительного отдыха, в рамках культурно - массовых и спортивно - оздоровительных мероприятий, для обучающихся ФГБОУ ВО "ИРНИТУ" за счет средств федерального бюджета", извещение N0334100025624000016, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 15 апреля 2024 года поступила жалоба Заявителя на положения извещения об осуществлении электронного аукциона.
В жалобе Заявителя содержатся следующие доводы:
1. Заявитель считает, что указание в Техническом задании: "место оказания услуг: Россия, Краснодарский край, Туапсинская курортная зона, в экологически чистой зоне Черноморского побережья" является избыточным и ограничивает количество участников закупки.
2. Заявитель считает, что количественное требование о наличии мест для размещения отдыхающих является избыточным. В соответствии с пунктом 3 Технического задания максимальное число отдыхающих в один заезд 45 человек. Заказчиком необоснованно заявлено требование о наличии 200 мест для студентов, поскольку это не соразмерно объему госконтракта.
3. Заявитель полагает, что установленное условие о недопущении отдыхающих иных социальных и возрастных групп является избыточным.
4. По мнению Заявителя, Заказчик ограничивает конкуренцию путем предъявления требования к территориальной удаленности моря не более 300 м.
5. Заявитель не согласен с требованием об огороженной и охраняемой территории с расположенными на ней капитальными жилыми корпусами (вместимостью не менее 200 человек) со всеми удобствами, столовой (не менее чем на 200 посадочных мест), экскурсионным бюро и медпунктом.
6. Заявитель не согласен с требованием о 3-х разовом комплексном питании в одну смену должно обеспечиваться в собственной столовой одновременно для всех групп заезда. Количество мест в столовой должно быть рассчитано на единовременное обслуживание всей группы. Считает данное требование избыточным.
7. Заявитель не согласен с требованием технического задания о необходимости обеспечения питьевого режима. Считает данное требование не обязательным.
8. По мнению Заявителя установленное Заказчиком требование о необходимости размещения студентов при удаленности от моря не более 300 м является избыточным и не влияет на оказание всех необходимых услуг и проведение необходимых мероприятий по оздоровлению.
9. Заявитель не согласен с требованием Технического задания о необходимости участия в межвузовской программе с другими ВУЗами.
10. Заявитель полагает, что Заказчиком установлено избыточное требование к площади и глубине открытого бассейна.
11. По мнению Заявителя требование о том, что актовый зал/дискоклуб должен быть площадью не менее 550 м2., оснащенный сценой не менее 60 м2, а также о вместимости не менее 200 чел. единовременно является завышенным, так как мало объектов обладают таким местом, что исключает возможность многим потенциальным исполнителям принять участие в закупке.
12. Требование к вместимости конференц-зала не менее 130 человек единовременно является избыточным и не соразмерно объему госконтракта.
13. По мнению Заявителя требования, предъявляемые к количеству лиц по организации культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий, являются необоснованными. Заказчиком не указана необходимость присутствия более 6 лиц (совместно с медицинскими работниками среднего и младшего звена, спасателями, поварами и других), оказывающих услуги, для обеспечения досуга 45 студентов.
12. Заявитель не согласен с требованием о наличии сертификатов соответствия на услуги по обеспечению питанием или иных документов, подтверждающих качество оказания услуг в соответствии с законодательством РФ.
13. Заявитель не согласен с требованием о предоставлении заверенной копии договора между исполнителем и объектом размещения обучающихся /представительством объекта размещения обучающихся, подтверждающего возможность оказания услуг в оздоровительном учреждении, должна быть в обязательном порядке предоставлена Заказчику к моменту заключения Контракта.
14. По мнению Заявителя требование о наличии у оздоровительного учреждения свидетельства о присвоении категории не ниже "2 звезды" по общепринятой классификации в соответствии с законодательством РФ (Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 N1860 "Об утверждении Положения о классификации гостиниц" является несоразмерным поскольку до даты оказания услуг около 4 четырех месяцев и за этот период у объекта размещения могут отозвать присвоенную категорию, или наоборот - за это время объект оформит требуемую категорию.
15. По мнению Заявителя требования, о наличии копии сертификатов соответствия на услуги по обеспечению питанием или иных документов, подтверждающих качество оказания услуг в соответствии с законодательством РФ.
16. Заявитель не согласен с требованием, что при подаче Заявки Исполнитель должен указать точное название, полный фактический и почтовый адрес объекта размещения студентов в составе заявки для включения в условия контракта, заключаемого с исполнителем, т.к. данные сведения являются существенными условиями исполнения контракта в соответствии с положениями Федерального Закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24 ноября 1996 года N132-ФЗ. Считает, что данное требование приводит к идентификации лица
Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 05 апреля 2024 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено Извещение об осуществлении электронного аукциона N0334100025624000016 "Оказание услуг по организации и проведению оздоровительного отдыха, в рамках культурно - массовых и спортивно - оздоровительных мероприятий, для обучающихся ФГБОУ ВО "ИРНИТУ" за счет средств федерального бюджета" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 000 000 рублей 00 копеек.
Комиссия, изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь статьей 106 Федерального закона N 44-ФЗ, установила следующее.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)
Пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Кроме того, общие принципы организации и порядка проведения торгов установлены статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N44-ФЗ, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее , в том числе информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе электронный документ - описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ при составлении описания объекта закупки необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно статьи 10 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что Извещение об осуществлении электронного аукциона не содержит указание на наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, более того в Извещении установлены требования к техническим и функциональным характеристикам объекта закупки в целях реализации потребностей Заказчика, а сведения, запрещенные к указанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в Извещении отсутствуют, следовательно, Извещение об осуществлении электронного аукциона не противоречит нормам Федерального закона N 44-ФЗ.
В Техническом задании Заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам объекта закупки, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика. При этом все характеристики объекта закупки определяются исходя из нужд Заказчика для использования смеси белковой композитной сухой в лечебном питании пациентов, находящихся на стационарном лечении.
В зависимости от указанных потребностей Заказчик в Извещении в праве установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) объекта закупки с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, Заказчик вправе включить в Извещение такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Также Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает Заказчика при определении характеристик оказываемых услуг устанавливать такие характеристики объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим потенциальным участникам закупки, не предусматривает ограничения по включению в Извещение требований к объекту закупки, являющемуся значимым для Заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в Извещении обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к услугам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за Заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Заказчик в ходе заседания Комиссии обосновал свою потребность в установленных требованиях к оказываемым услугам следующим:
"Местом оказания услуг может являться курортный регион (район), устанавливаемый в соответствии с Законом о курортах и Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 N 1426 "Об утверждении Положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения". Заказчик вправе указать в конкурсной документации в качестве места оказания услуги конкретный курортный регион. Туапсинский курортный район имеет большую территорию, включает большое количество гостиниц и баз отдыха.
Условия обязательности предоставления здания с общим количеством мест не менее 200 чел. для размещения отдыхающих и исключения в объекте размещения студентов отдыхающих других возрастных категорий и социальных групп обусловлено обеспечением студентам ИРНИТУ целевой аудитории при организации культурно-массовых и спортивно- оздоровительных мероприятий во исполнение Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной Постановлением Правительства РФ N 1642 от 26.12.2017 (ред. от 27.02.2023 г.), где говорится о необходимости достижения улучшения межвузовской коммуникации не только в рамках образовательных процессов, но и в рамках поддержки и проведения оздоровительно-развлекательных программ.
Указанные программы для межвузовской коммуникации максимально эффективно возможно реализовать во время выездных мероприятий в период летних каникул в объекте размещения студентов, адаптированном именно для отдыха и оздоровления студентов, имеющем материально-техническую базу "для проведения культурно-массовых и познавательных программ, спортивных соревнований"
Заказчик пояснил, что место отдыха было выбрано из сложившего опыта по организации отдыха студентов.
Установление требований к месту, обеспечению безопасности, а также к размещению студентов обусловлено потребностью Заказчика.
Условие исключения в месте размещения студентов, отдыхающих других возрастных категорий и социальных групп установлено в связи с обеспечением комфорта, безопасности и удобства пребывания студентов на отдыхе. Студенты - активная социальная группа, для которой необходимы особые условия пребывания.
Исходя из неоднократного опыта организации летнего отдыха студентов Заказчик неоднократно сталкивался с жалобами пенсионеров и семей с детьми на то, что студенты мешают их отдыху, с другой стороны студенты не проявляют интереса к совместному отдыху с подобными социальными группами.
Нахождение объекта размещения не далее 300-м от моря, также обусловлено необходимостью организации комфортного и безопасного отдыха.
Требования к площади и глубине бассейна обусловлены с точки зрения возможности его единовременного использования определенным количеством отдыхающих и безопасностью для человека среднего роста.
На заседании Комиссии, Заказчик также пояснил, что сформировал описание товара, исходя из фактических потребностей того, чтобы организация мероприятия была максимально адаптирована для отдыха и оздоровления, а также являлась безопасной и комфортной для отдыха студентов.
Кроме того, исходя из информации, предоставленной Заказчиком (коммерческие предложения), услуги по организации и проведению культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий для студентов в период летних студенческих каникул 2024 г. на Черноморском побережье РФ готовы предоставить 3 (три) организации, а именно: ООО "Туристическая фирма Пирамида-Тур", ИП Сафронов Н.Ф., ООО "Итема групп".
Также согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.04.2024 NИЭА1 на участие в аукционе было подано 2 (две) заявки. Все участники были допущены эк участию в данном аукционе.
В пункте 1 Технического задания указано следующее место оказания услуг Россия, Краснодарский край, Туапсинский курортный район. При подаче Заявки Исполнитель должен указать точное название, полный фактический и почтовый адрес объекта размещения студентов в составе заявки для включения в условия контракта, заключаемого с Исполнителем, так как данные сведения являются существенными условиями исполнения контракта в соответствии с положениями Федерального закона от 24.11.1996 N132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Ввиду того, что у Заказчика имеется обязанность в определении места оказания услуг и, с учетом отсутствия законодательного запрета на указание конкретного курортного региона при осуществлении закупок такого рода, жалоба в данной части признается необоснованной.
Таким образом, при наличии у Заказчика потребности в получении определенных услуг, вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения закупки не приходится.
В соответствии с частью 4 статьи 106 Федерального закона N44-ФЗ участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Вместе с тем в составе жалобы Заявителем не представлено доказательств того, что содержащиеся в извещении требования необоснованно создали одним участникам закупок преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупок, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Более того, в соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона N44-ФЗ при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу части 5 статьи 24 Федерального закона N44-ФЗ, под электронным аукционом понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем электронной процедуры признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона N44-ФЗ) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 Федерального закона N44-ФЗ, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Согласно подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.04.2024 NИЭА1, заявка Заявителя была признана соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона N0334100025624000016.
Таким образом, Заявитель был допущен к участию в электронном аукционе, и имел возможность принять участие в электронном аукционе, следовательно, его права и законные интересы не нарушены, доказательств, свидетельствующих об обратном, Заявителем не представлено.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика при описании объекта закупки не привели к нарушению требований Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МСЦ "Лидер" необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии
|
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 23 апреля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2024