Резолютивная часть решения объявлена 24.04.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 25.04.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: * И.И. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
Члены Комиссии: * О.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России; * К.В. - заместитель начальника отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
в отсутствие надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения обращения представителей Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Иркутская областная клиническая туберкулезная больница" (далее - Заказчик); представителей ООО "АЛЬЯНС-МЕД" (далее - Участник закупки, Общество);
Рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "АЛЬЯНС-МЕД" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения Электронного аукциона "Поставка медицинских изделий (Набор базовый для внутривенных вливаний)", извещение N 0334200001323000315, в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 17 апреля 2024 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "АЛЬЯНС-МЕД" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что 22 декабря 2023 года между областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Иркутская областная клиническая туберкулезная больница" (далее - Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "АЛЬЯНС-МЕД" (далее - Поставщик), заключен контракт N 57-ЭА-ТБ/24 на поставку медицинских изделий (Набор базовый для внутривенных вливаний). 4 апреля 2024 года Заказчик, учитывая неоднократное нарушение Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
ООО "АЛЬЯНС-МЕД" не представлены письменные пояснения о причинах уклонения от исполнения контракта по результатам электронного аукциона.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, включается в Реестр.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что 30 ноября 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено Извещение о проведении электронного аукциона "Поставка медицинских изделий (Набор базовый для внутривенных вливаний)", извещение N 0334200001323000315 (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 430 722,60 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок 08.12.2023 09:00 (МСК+5)
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.12.2023 NИЭА1 По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Победителем аукциона признается участник закупки идентификационный N 115531005, с ценовым предложением 419954,50 руб. (Снижение НМЦК составило 2,5%)
22 декабря 2023 года между областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Иркутская областная клиническая туберкулезная больница" (далее - Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "АЛЬЯНС-МЕД" (далее - Поставщик), заключен контракт N 57-ЭА-ТБ/24 на поставку медицинских изделий (Набор базовый для внутривенных вливаний).
Согласно п. 1.1. Контракта Поставщик обязуется передать Заказчику медицинские изделия (набор базовый для внутривенных вливаний) (далее - Товар), количество, общая и единичная стоимость которого установлены в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять Товар надлежащего качества и количества и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно п. 3.5. Контракта Сроки поставки товара: поставка осуществляется с 01.01.2024 г. до 10.12.2024, ежеквартально, по заявкам заказчика. Срок исполнения заявки - 10 календарных дней.
Поставка товара осуществляется в рабочие дни учреждения (с понедельника по пятницу) с 8.00 до 16.00 часов. Заявка передается в письменной форме по средствам электронной почты, письма, факса.
На основании заявки Заказчика N 1565 от 15 января 2024 года Поставщику необходимо было поставить товар на сумму 39157,80 руб. не позднее 25 января 2024 года. В связи с тем, что Поставщик не поставил товар, Заказчик направил заявку N 1565 повторно 25 января 2024 года и продублировал 7 февраля 2024 года. По состоянию на 3 апреля 2024 года Поставщик обязательства в установленные контрактом сроки не исполнил, тем самым нарушил сроки поставки товара
Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 9.4 Контракта, Контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта, по решению суда.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Кроме того, в соответствии с частью 14 вышеуказанной статьи, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС:
04.04.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе и размещено в ЕИС 04.04.2024 10:50 (МСК).
Таким образом, 15.04.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт расторгнут.
Комиссия Иркутского УФАС России исследовав представленные документы, установила следующее.
Из представленных Заказчиком документов:
21.01.2024 от Общества в адрес Заказчика поступило информационное письмо о том, что в связи с введением ограничительных мер в отношении России по стороны стран Евросоюза, США и других недружественных государств, связанных со специальной операцией Министерства обороны РФ на Украине, поставщики не могут осуществить ранее запланированные поставки в запланированные сроки, логистическая составляющая процесса закупа также претерпевает серьезные изменения. Сообщают о задержке поставки товара в связи с задержкой контейнера с товаром на таможне. Ориентировочный срок поставки конец марта 2024 г.
07.02.2023 г. Заказчиком составлен акт о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по контракту, согласно которому поставка по заявке от 15.01.2024 (продублирована 25.01.2024) осуществлена не была.
08.02.2024 от Общества в адрес Заказчика поступило информационное письмо о том, что поставки стандартных наборов осуществлены, однако по вопросу поставки эксклюзивного набора сроки поставки не изменились - конец марта 2024 г. Просят рассмотреть вопрос о переносе срока поставки товара по позициям N2,3 в общем количестве 1000 шт. на конец марта - начало апреля 2024 г.
13.02.2023 г. Заказчиком составлен акт о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по контракту, согласно которому поставка по заявке от 15.01.2024 (продублирована 25.01.2024, 07.02.2024) осуществлена не была.
27.03.2023 г. Заказчиком составлен акт о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по контракту, согласно которому поставка по заявке от 15.01.2024 (продублирована 25.01.2024, 07.02.2024, 13.02.2024) осуществлена не была.
Из пояснений Заказчика следует, что Заказчик находит действия недобросовестными, лишающими возможности обеспечить потребность учреждения в лечебном процессе пациентов, находящихся в стационаре на длительном лечении. Принимая решение об участии в процедуре закупки, осуществляемой в соответствии с Законом N 44-ФЗ, и подавая соответствующую заявку, участник закупки как профессиональный субъект предпринимательской деятельности обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта, и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссией исследован реестр контрактов по данному контракту, согласно сведениям Единой информационной системы:
Цена контракта - 419 954,50 руб.
Стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств 380 796,80 руб.
Фактически оплачено 380 796,80 руб.
Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что большая часть обязательств исполнены надлежащим образом и оплачены заказчиком, что составляет 90,68 % от общей суммы контракта.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П). Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более тяжкий экономический характер, чем наложение штрафа.
Поскольку Комиссии не представлено документов, свидетельствующих о намеренном неисполнении условий контракта, и подтверждающих злостность, недобросовестность подрядчика, сведения в отношении Общества не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества c Ограниченной Ответственностью "АЛЬЯНС-МЕД" (620142, Свердловская область, г.о. город Екатеринбург, г Екатеринбург, ул Чайковского, д. 56, помещ. 29, ИНН: 6679168004), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Сведения об участниках / учредителях, Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Общества c Ограниченной Ответственностью "АЛЬЯНС-МЕД" (*, ИНН 668607831608) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
3. Направить копии решения сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 25 апреля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2024