Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
рассмотрев заявление заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление капитального строительства Свердловской области" (вх. N 7930-ЭП/24 от 15.04.2024 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "СИБИРЬДОРСТРОЙ", исполнителе по контракту N 0162200011823001496 от 18.07.2023 г. на разработку рабочей документации с использованием технологий информационного моделирования (ТИМ) и выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Дом культуры со зрительным залом на 150 мест в селе Башкарка" (извещение N 0162200011823001496) в части соблюдения требований ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее по тексту - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078), а так же, проведя внеплановую проверку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее по тексту - Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576), посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 12-00 в присутствии представителей:
- заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление капитального строительства Свердловской области" - *, *,
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области - *,
- заинтересованного лица ООО "СИБИРЬДОРСТРОЙ" - *, *, *,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление капитального строительства Свердловской области" (вх. N 7930-ЭП/24 от 15.04.2024 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "СИБИРЬДОРСТРОЙ", исполнителе по контракту N 0162200011823001496 от 18.07.2023 г. на разработку рабочей документации с использованием технологий информационного моделирования (ТИМ) и выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Дом культуры со зрительным залом на 150 мест в селе Башкарка" (извещение N 0162200011823001496).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Изучив имеющиеся материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
22.06.2023 г. на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) и на сайте электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" было размещено извещение N 0162200011823001496 на разработку рабочей документации с использованием технологий информационного моделирования (ТИМ) и выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Дом культуры со зрительным залом на 150 мест в селе Башкарка".
Начальная (максимальная) цена контракт составила 86 137 309,74 рублей.
Контракт N 0162200011823001496 от 18.07.2023 г. на разработку рабочей документации с использованием технологий информационного моделирования (ТИМ) и выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Дом культуры со зрительным залом на 150 мест в селе Башкарка" был подписан сторонами, сведения о заключенном контракте опубликованы на сайте о размещении заказов www.zakupki.gov.ru в порядке и сроки, установленные законодательством. Дата заключения контракта - 18.07.2023 г.
В соответствии с п. 1.1. контракта N 0162200011823001496 от 18.07.2023 г. государственный заказчик поручает, а Генподрядчик принимает на себя обязательство выполнить комплекс работ по разработке рабочей документации с использованием технологий информационного моделирования (ТИМ) (далее - работы по разработке РД (подготовке) и строительно-монтажных работ (далее - работы по строительству) по объекту: "Дом культуры со зрительным залом на 150 мест в селе Башкарка" (далее - Объект) в соответствии с Контрактом и приложениями к нему, передать результаты выполненных работ по разработке РД и завершенный строительством Объект Государственному заказчику в сроки и на условиях, предусмотренных Контрактом, а Государственный заказчик принимает на себя обязательство производить оплату выполненных Генподрядчиком работ по разработке РД и работ по строительству, принять результаты выполненных Генподрядчиком работ по разработке РД и завершенный строительством Объект от Генподрядчика в сроки и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Пунктами 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3 контракта N 0162200011823001496 от 18.07.2023 г. установлены сроки выполнения работ, а именно:
1.2.1. Начало выполнения работ по Контракту - с момента заключения Контракта.
1.2.2. Работы по разработке рабочей документации (далее - РД) выполняются Генподрядчиком в сроки, определенные Графиком выполнения работ по разработке рабочей документации (приложение 3 к Контракту), и должны быть полностью завершены не позднее 30.09.2023.
1.2.3. Окончание строительно-монтажных работ не позднее 08.12.2023 года, получение ЗОС и ввод объекта в эксплуатацию - не позднее 20.12.2023 года, согласно Графику выполнения строительно-монтажных работ (приложение 4 к Контракту).
Сроки выполнения отдельных этапов устанавливаются Сторонами в Графике выполнения строительно-монтажных работ (приложение 4 к Контракту), Технологическом плане выполнения работ (приложение N 7 к Описанию объекта закупки).
Согласно п. 1.4 контракта N 0162200011823001496 от 18.07.2023 г. работы по разработке РД должны соответствовать условиям Контракта и приложений к нему, техническим регламентам, нормам и правилам, действующим на территории Российской Федерации на момент выполнения работ по разработке РД, техническим условиям на подключение Объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, должны соответствовать проектной документации по Объекту, разработанной ООО "Проектно-геодезическая компания" (шифр 014-1004, от 2019 года с изменениями от 2020-2021 гг.), получившей положительное заключение повторной государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий N 66-1-1-3-035375-2021 от 01.07.2021, положительное заключение ГАУ СО "Управление государственной экспертизы" по проверке достоверности определения сметной стоимости N 66-1-1-3-035375-2021 от 01.07.2021 года, а также должны быть выполнены в объеме, необходимом для производства работ по строительству Объекта и ввода Объекта в эксплуатацию.
Объем работ по разработке РД, технические, экономические и иные требования к работам по разработке РД определяются Сторонами в разделе I Описания объекта закупки (приложение 1 к Контракту).
Обязательства Генподрядчика по выполнению работ по разработке РД считаются выполненными с даты размещения в ЕИС акта сдачи-приемки выполненных работ, подписанного Государственным заказчиком и первичных учетных документов.
В соответствии с п. 1.5 контракта N 0162200011823001496 от 18.07.2023 г. работы по строительству Объекта должны соответствовать условиям Контракта и приложений к нему, требованиям технических регламентов, сводов правил, национальным стандартам и другим нормам и правилам, действующим на территории Российской Федерации на момент выполнения работ по строительству, градостроительному плану земельного участка, техническим условиям на подключение Объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и специальным техническим условиям Объекта, должны соответствовать проектной документации по Объекту, разработанной ООО "Проектно-геодезическая компания" (шифр 014-1004, от 2019 года с изменениями от 2020-2021 гг), получившей положительное заключение повторной государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий N 66-1-1-3-035375-2021 от 01.07.2021 года, положительное заключение ГАУ СО "Управление государственной экспертизы" по проверке достоверности определения сметной стоимости N 66-1-1-3-035375-2021 от 01.07.2021 и рабочей документации, выполненной Генподрядчиком в соответствии с настоящим Контрактом и принятой Государственным заказчиком и выданной Государственным заказчиком Генподрядчику со штампом "В производство работ".
Обязательства Генподрядчика по выполнению работ по строительству Объекта считаются выполненными с момента окончания строительно-монтажных работ, получения ЗОС и ввода Объекта в эксплуатацию.
Цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль Генподрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Генподрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет: 85 706 623 (восемьдесят пять миллионов семьсот шесть тысяч шестьсот двадцать три) рубля 19 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) 14 284 437 (четырнадцать миллионов двести восемьдесят четыре тысячи четыреста тридцать семь) рублей 20 копеек, по налоговой ставке 20 (двадцать) процентов, а в случае если контракт заключается с лицами, не являющимися в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком НДС, то цена контракта НДС не облагается (п. 2.1. контракта N 0162200011823001496 от 18.07.2023 г.).
На основании п. 2.6 контракта N 0162200011823001496 от 18.07.2023 г. аванс в размере 20 % цены Контракта в сумме 17 141 324 (семнадцать миллионов сто сорок одна тысяча триста двадцать четыре) рубля 64 копейки, выплачивается Государственным заказчиком на основании счетов на оплату, выставленных Генподрядчиком, в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств в 2023 году.
Зачет аванса производится в счет оплаты выполненных строительно-монтажных работ, путем удержания 50 (пятидесяти) процентов от стоимости выполненных строительно-монтажных работ до полного погашения аванса.
Пунктом 4.1. контракта N 0162200011823001496 от 18.07.2023 г. установлены обязанности Заказчика при реализации условий Контракта по выполнению работ по разработке РД, а именно:
4.1.1. Письменно информировать Генподрядчика о замечаниях экспертных и (или) согласующих рабочую документацию органов (организаций) к разработанной Генподрядчиком рабочей документации в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения Государственным заказчиком замечаний.
4.1.2. В порядке, установленном Контрактом, производить приемку и оплату выполненных Генподрядчиком работ по разработке РД.
4.1.3. Осуществлять приемку результатов выполненных работ по контракту в соответствии с графиком выполнения работ, который является приложением 3 к Контракту и его неотъемлемой частью:
после подготовки рабочей документации, разработанной на основании проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.
Пунктами 4.3.1, 4.3.5, 4.3.6, 4.3.7, 4.3.8 контракта N 0162200011823001496 от 18.07.2023 г. установлены обязанности генподрядчика при реализации условий Контракта по выполнению работ по разработке РД, а именно:
4.3.1. В соответствии с заданием Государственного заказчика и в сроки, установленные контрактом осуществить подготовку рабочей документации;
4.3.5. Своевременно, в объеме, необходимом для производства работ по строительству Объекта и ввода Объекта в эксплуатацию, выполнить надлежащего качества работы по разработке РД, предусмотренные Контрактом и приложениями к нему, в соответствии с проектной документации по Объекту (шифр 014-1004, от 2019 года с изменениями от 2020-2021 гг, получившей положительное заключение повторной государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий 66-1-1-3-035375-2021 от 01.07.2021 года), положительное заключение ГАУ СО "Управление государственной экспертизы" по проверке достоверности определения сметной стоимости N 66-1-1-3-035375-2021 от 01.07.2021, а также в соответствии с требованиями технических регламентов, норм и правил, действующих на территории Российской Федерации на момент выполнения работ по разработке РД, градостроительного плана земельного участка, технических условий на подключение Объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и специальных технических условий Объекта.
4.3.6. Предоставить Государственному заказчику рабочую документацию по Объекту (разделы рабочей документации) в сроки и в объеме, предусмотренные Контрактом и приложениями к нему.
Генподрядчик обязуется соблюдать как итоговый, так и промежуточные сроки, установленные Графиком выполнения работ по разработке рабочей документации (приложение 3 к Контракту).
Сроки предоставления разделов рабочей документации должны учитывать сроки, указанные в п. 4.3.12 и в п. 3.1.5 о рассмотрении разделов рабочей документации Государственным заказчиком и устранении (при наличии) замечаний Генподрядчиком.
4.3.7. Не вносить изменения без предварительного письменного согласования Государственного заказчика в разработанную Генподрядчиком в соответствии с Контрактом рабочую документацию.
Если в процессе выполнения работ по разработке РД Генподрядчик придет к выводу о необходимости внесения изменений в рабочую документацию, Генподрядчик письменно уведомляет об этом Государственного заказчика. Государственный заказчик в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента получения соответствующего уведомления Генподрядчика рассматривает и дает согласие (отказ) на внесение Генподрядчиком изменений в рабочую документацию.
При этом если внесение изменений в рабочую документацию требует внесения изменений в Контракт и (или) приложения к нему, то такие изменения вносятся только при наличии оснований, предусмотренных Законом о контрактной системе. Изменение условий Контракта и приложений к нему осуществляется по соглашению Сторон в соответствии с пунктом 14.8 Контракта.
4.3.8. Согласовывать разработанную рабочую документацию с Государственным заказчиком, всеми заинтересованными органами (организациями), указанными в разделе I Описания объекта закупки (приложение 1 к Контракту), согласно требованиям Контракта и приложений к нему, с иными органами (организациями), необходимость согласования с которыми возникла в процессе выполнения работ по разработке РД, а также при необходимости произвести оплату за такое согласование в счет цены Контракта.
Генподрядчик также обязан в пределах твердой цены Контракта осуществлять защиту решений, предусмотренных в разработанной им рабочей документации, в компетентных контролирующих (надзорных) органах (организациях) и организовать устранение замечаний указанных органов в отношении разработанной Генподрядчиком рабочей документации в сроки, установленные такими органами (организациями) и (или) Государственным заказчиком.
Согласно п. 5.3.1. контракта N 0162200011823001496 от 18.07.2023 г. генподрядчик при реализации условий Контракта по выполнению работ по строительству обязан выполнить работы по строительству Объекта в сроки, предусмотренные Контрактом в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является приложением 4 к Контракту и его неотъемлемой частью.
Генподрядчик обязуется соблюдать как итоговый, так и промежуточные сроки, установленные Графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение 4 к Контракту), а также сроки, установленные Технологическим планом выполнения работ (приложение N 7 к Описанию объекта закупки). Нарушение Генподрядчиком сроков выполнения работ (итогового и промежуточных) является основанием для применения к нему мер ответственности, предусмотренных настоящим Контрактом.
Генподрядчик обязуется выполнить все работы по строительству в пределах твердой цены Контракта, включая работы, определенно не упомянутые в проектной и рабочей документациях, но необходимые для полного сооружения Объекта, ввода Объекта в эксплуатацию и нормальной его эксплуатации, а также работы, указанные в проектной документации, но не учтённые в сметной документации.
В случае отставания от Технологического плана выполнения работ (приложение N 7 к Описанию объекта закупки) и Графика выполнения строительно-монтажных работ (приложение 4 к Контракту), устранить указанное отставание путем привлечения дополнительных трудовых и иных ресурсов. При этом общая стоимость работ (в том числе отдельных видов работ), предусмотренная пунктом 2.1 настоящего Контракта, изменению не подлежит.
Исходя из представленной информации, Генподрядчиком нарушены сроки выполнения работ по разработке рабочей документации, а именно:
С нарушением сроков предоставления раздела рабочей документации:
N |
Шифр раздела |
Впервые представлен на проверку |
Срок предоставления в соответствии с приложение N 3 к Контракту |
Дней просрочки (календ, дней) |
1. |
08092023-КМ |
11.12.2023 |
08.12.2023 (нарушен) |
2 |
2. |
08092023-СС (ДС, СКС) |
25,12.2023 |
15.12.2023 (нарушен) |
9 |
3. |
08092023-ВК |
25.12.2023 |
15.12.2023 (нарушен) |
9 |
4. |
08092023-СОУЭ |
25.12.2023 |
15.12.2023 (нарушен) |
9 |
5. |
08092023-АИ |
27.02.2024 |
20.12.2023 (нарушен) |
68 |
N |
Шифр раздела |
Впервые представлен на проверку |
Срок предоставления в соответствии с приложение N 3 к Контракту |
Дней просрочки (календ, дней) |
1. |
08092023-КЖ1 |
- |
15.12.2023 (нарушен) |
108 |
2. |
08092023-ТХ |
- |
15.12.2023 (нарушен) |
108 |
3. |
08092023-УКУТ |
- |
15.12.2023 (нарушен) |
108 |
4. |
08092023-АОВ |
- |
15.12.2023 (нарушен) |
108 |
5. |
08092023-АТМ |
- |
15.12.2023 (нарушен) |
108 |
6. |
08092023-ОТС |
- |
15.12.2023 (нарушен) |
108 |
В ходе выполнения строительно-монтажных работ представителями Государственного заказчика и ФБУ "РосСтройКонтроль" было выявлено, что работы по монтажу фундаментных колонн выполнены с отклонением согласно СП 70.133300 2012 (табл. 5.12 N 4), также критическое отклонение значений анкерных групп, в соответствии с СП 70.133300 2012 (табл. 5.12 N 10).
Для устранения указанных замечаний Генподрядчиком было разработано решение с внедрением дополнительного узла анкерных групп.
Данное решение требовало повторного прохождения государственной экспертизы, как влияющее на конструктивную безопасность и устойчивость здания (внесенные изменения не соответствуют пункту 1 части 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ).
15.03.2024 в рамках экспертного сопровождения Генподрядчиком получено отрицательное заключение государственной экспертизы по результатам оценки соответствия корректировки проектной документации, в части принятого Генподрядчиком решения.
Поскольку предложенное решение, получило отрицательное заключение государственной экспертизы, следовательно, в соответствии со статьей 7 Федеральный закон от 30.12.2009 N 384- ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" его применение предполагает недостаточную прочность деталей, что может повлечь за собой разрушение отдельных несущих строительных конструкций или их частей.
В рамках, проводимых ФБУ "РосСтройКонтроль" мероприятий по осуществлению строительного контроля выявлена некачественная установка металлических конструкций на объекте (отсутствие согласованного с Государственным заказчиком технического решения узла анкерного крепления фундамента к металлическому каркасу) (Акт проверки ФБУ "РосСтройКонтроль" N 5177-19 от 14.03.2024 и N5177-23 от 14.03.2024).
Помимо этого, в рамках указанных мероприятий выявлено, выполнение строительно-монтажных работ в отсутствие согласованных и выданных "в производство работ" разделов рабочей документации.
В дополнении, Генподрядчиком не выполняется нанесение огнезащитного покрытия металлического каркаса Объекта (в соответствии со статьей 52 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"), в нарушение технических решений из утвержденной проектной документации смонтированные сэндвич-панели исключают возможность нанесения огнезащитного покрытия на все поверхности металлического каркаса. Для корректного нанесения огнезащиты на всю площадь поверхности металлических конструкций необходимо демонтировать все установленные сэндвич-панели.
В результате всего вышеперечисленного, 18.03.2024 Государственным заказчиком в адрес Генподрядчика направлено требование об остановке производства работ.
По состоянию на 01.04.2024 Генподрядчиком данное требование проигнорировано, работы на объекте продолжают выполняться, представители Государственного заказчика на объект не допускаются.
Возражая относительно позиции Заказчика, представители заинтересованного лица на заседании Комиссии пояснили, что после заключения Контракта ООО "СИБИРЬДОРСТРОЙ" своевременно приступило к выполнению указанных в Контракте работ.
Так, в порядке п. 5.3.44 Контракта, ч.1 ст. 716 ГК РФ ООО "СИБИРЬДОРСТРОЙ" обратилось к Заказчику с письмом N 157 с запросом разъяснений о необходимости усиления несущих конструкций ввиду изменения снеговой нагрузки, уведомление об отсутствии в ПСД расчета несущего каркаса, возможности увеличения нагрузки на фундамент и несущие конструкции, необходимости расчета каркаса здания на прогрессирующее обрушение, в связи с чем ООО "СИБИРЬДОРСТРОЙ" просило рассмотреть возможность увеличения сроков разработки и согласования рабочей документации и сроков сдачи и ввода в эксплуатацию объекта строительства до середины третьего квартала 2024 года.
В дальнейшем, письмом 164 от 08.08.2023 ООО "СИБИРЬДОРСТРОЙ" направило Заказчику скорректированный график выполнения проектных работ и рабочей документации с учетом дополнительного времени на корректировку и экспертизу проектных решений.
С самого начала производства работ для надлежащего исполнения Контракта у ООО "СИБИРЬДОРСТРОЙ" возникла необходимость корректировки проектной документации в связи с ее расходимостью с фактическими обстоятельствами на объекте. ООО "СИБИРЬДОРСТРОЙ" неоднократно уведомляло о такой необходимости Заказчика, однако никакого содействия с его стороны не было. В своих письмах помимо указания необходимости ООО "СИБИРЬДОРСТРОЙ" также предлагало решения возникших препятствиях, несмотря на то, что такая деятельность не входят в обязанности Подрядчика ни по законодательству РФ, ни по условиям Контракта, что подтверждается исходящими письмами N164 от 24.08.23, N171 от 30.08.2023, N176 от 07.09.2023, N 177 от 07.09.2023. В свою очередь, разрешение на внесение изменений в проектную документацию Подрядчиком было получено только в сентябре.
ООО "СИБИРЬДОРСТРОЙ" на протяжении исполнения Контракта добросовестно осуществлялась работа, выраженная в производстве работ по разработке рабочей документации и проведении строительно-монтажных работ, что подтверждается исходящими письмами N235 от 04.12.2023, N237 от 04.12.2023, N244 от 06.12.2023, N295 от 19.01.2024, N369 от 01.03.2024 и другими. При направлении замечаний со стороны ФБУ "РосСтройКонтроль" ООО "СИБИРЬДОРСТРОЙ" указанные замечания оперативно исправлялись, о чем предоставлялась информация Заказчику, что подтверждается извещением N 384 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства от 19.03.2024.
В связи с наличием большого количества несоответствий проектной документации с фактическими обстоятельствами необходимо было актуализировать сроки выполнения работ по Контракту. Более того, на данное обстоятельство регулярно обращалось внимание на совещаниях и обсуждениях хода выполнения работ, со стороны Заказчика подтверждалось готовность актуализировать сроки выполнения работ по Контракту, но документально это нигде не закреплялось. Дополнительное соглашение, установившее сроки выполнения работ по Контракту, приближенные к проектным, было заключено только в декабре 2023 г. (Дополнительное соглашение N4 от 14.12.2023).
Так, в рамках исполнения контракта ООО "СИБИРЬДОРСТРОЙ" были направлены в адрес Заказчика разделы РД: ГП N202 от 23.10.2023, N229 от 30.11.2023, N240 от 05.12.2023, N321 от 31.01.2024, НВК N202 от 23.10.2023, N271 от 25.12.2023, ТС N202 от 23.10.2023, N221 от
24.11.2023, N272 от 25.12.2023, N285 от 29.12.2023, ЭС N202 от 23.10.2023 N222 от 24.11.2023, N239 от 05.12.2023, согласован заказчиком письмом 11.12.2023 N 204-10-07/7140, ЭН N222 от 24.11.2023, N239 от 05.12.2023, согласован заказчиком 11.12.2023 N 204-10-07/7140, НСС (Наружные сети связи и домофона) N202 от 23.10.2023, N245 от 06.12.2023, N243 от 06.12.2023, N283 от 29.12.2023, согласован заказчиком 16.01.2024 N 204-10-07/73, АР (Архитектурные решения) N243 от 06.12.2023, N283 от 29.12.2023, согласовано заказчиком 16.01.2024 N 204-10-07/73, КЖ "0" КЖ0-1 и КЖ0-2 (Конструкции железобетонные) N 210 от 14.11.2023, N225 от 28.11.2023, N264 от 20.12.2023, N277 от 26.12.2023 о КЖ0-1, N278 от 26.12.2023 о КЖ0-2, N283 от 29.12.2023, N293 от 18.01.2024, N300 от 23.01.2024, согласовано заказчиком 13.02.2024 N204-10-07/565 (о несогласовании КЖ0), 21.02.2024 N204-10-07/763 (о согласовании КЖ0-1 и КЖ0-2), КМ (Конструкции металлические) N249 от 08.12.2023, N251 от 11.12.2023, N289 от 29.12.2023, N301 от 23.01.2024, АИ (Архитектурные решения интерьеров) N362 от 26.02.2024, ТХ (Технологические решения) N 304 от 25.01.2024, ЭГ (Молниезащита и заземление) N239 от 05.12.2023, согласовано заказчиком 19.03.2024 N 204-10-07/1247, ЭО (Внутреннее электроосвещение) согласовано заказчиком 11.12.2023, ВК (Внутренние сети водоснабжения и канализации) N274 от 25.12.2023, N 295 от 19.01.2024, согласовано заказчиком 15.02.2024 N 204-10-07/641, ОВ (Отопление и вентиляция) N286 от 29.12.2023, СС (Слаботочные сети (Сети связи)) N273 от 25.12.2023, КТСБ (ВН, ОС, СКУД, ПС) (Комплекс технических средств безопасности) N 244 от 06.12.2023, N 269 от 25.12.2023, N 294 от 19.012024, 05.02.2024 N 204-10-07/436 (согласование замены оборудования).
Представителем заинтересованного лица также отмечено, что в рамках исполнения Контракта ООО "СИБИРЬДОРСТРОЙ" исходящим письмом N224 от 28.11.2023 был направлен Проект организации строительства, который был согласован Заказчиком письмом от 11.12.2023. В связи с этим ООО "СИБИРЬДОРСТРОЙ" осуществляло работы в соответствии с указанным документом, что также подтверждается отметкой "В производство работ" на разделе ПОС ПСД. Однако 19.02.2023 Заказчиком был наложен штраф на Подрядчика из-за осуществления работ по Проекту производства работ из-за выявленных ФБУ "РосСтройКонтроль" нарушений. Указанные нарушения вытекают из несоответствия ПОС, в соответствии с которым выполнялись работы. Таким образом, Заказчик наложил штраф в связи с осуществлением работ по ПСО, который сам же согласовал.
Относительно позиции Заказчика в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта на получение отрицательного заключения экспертной организации по вопросу рассмотрения решения с внедрением дополнительного узла анкерных групп, представитель заинтересованного лица указал, что данное утверждение Заказчика некорректно, так как данное решение было представлено ООО "СИБИРЬДОРСТРОЙ" в рамках экспертного сопровождения, которое предусматривает этапное согласование, данный отрицательный акт не является отрицательным заключением и основаниям для отказа в применении данного конструктивного решения.
Более того, 01.04.2024 г. ООО "СИБИРЬДОРСТРОЙ" разместило в ЛК экспертной организации скорректированное решение, которое должно получить положительный акт со стороны экспертной организации.
Однако, данные документы не могут быть рассмотрены экспертной организацией, так как в нарушение ч.14 ст. 95 Закона о контрактной системе, положений Контракта, заказчик в ответ на письма N 396 от 02.04.2024, N 86 от 09.04.2024, N 407 от 12.04.2024, отказал в выдачи накладной и доверенности для проведения экспертного сопровождения по данному конструктивному решению письмом от 16.04.2024.
ООО "СИБИРЬДОРСТРОЙ" надлежащим образом выполнялись работы, предусмотренные Контрактом, так согласно Акту комиссионного осмотра произведенных работ, на объекте от 17.04.2024, было установлено, что ООО "СИБИРЬДОРСТРОЙ" выполнены земляные работы, обустройство территории, работы по устройству фундамента здания, металлокаркас здания, инженерные сети, крыльца 1,2,3.
Заказчик письмом 18.03.2024 N 204-10-07/1243 остановил производство строительно-монтажных работ на объекте со ссылкой на неустранение замечаний ФБУ "Росстройконтроль" по устройству колонн фундамента от 29.12.2023 исх. N 204-10-07/7500, от 29.01.2024 исх. N 204-10-07/343, от 06.02.2024 исх. N 204-10-07/472; обнаружение 14.03.2024 г. непокрытия огнезащитной краской всех элементов каркаса; получение 15.03.2024 г. в рамках экспертного сопровождения отрицательного заключения государственной экспертизы техническому решению, разработанному ООО "СИБИРЬДОРСТРОЙ" для установки колонн каркаса в проектное положение и выполненные на объекте.
Остановка Заказчиком производства строительно-монтажных работ на объекте произведена преждевременно, до истечения окончания срока на устранение недостатков - до 20.03.2024 г. (пункты 8, 10, 18 акта от 20.03.2024 г. об устранении нарушений N 5177-23-01), установленного ФБУ "Росстройконтроль" по результатам проверки N 5177-23 от 14.03.2024 г.
Решение Заказчика об остановке работ на объекте с 18.03.2024 г. в отсутствие каких-либо пояснений ООО "СИБИРЬДОРСТРОЙ" о порядке устранения недостатков, не было изменено после утверждения представителем Заказчика ФБУ "Росстройконтроль", Акта проверки N 5177-24 от 20.03.2024 г., предоставившего Подрядчику срок - до 01.04.2024 г. устранить недостатки работ (пункты 3.6, 3.8, 3.16 акта проверки N 5177-23-01 от 20.03.2024 г.).
Право на устранение недостатков в установленный срок, гарантированного условиями Контракта, нарушено Заказчиком, в связи с чем, начиная с 18.03.2024 г. ООО "СИБИРЬДОРСТРОЙ" было лишено возможности устранить выявленные недостатки в пределах предоставленного срока.
Комиссия отмечает, что в адрес Свердловского УФАС России поступило письмо от Общественной организации "Союз добросовестных поставщиков" (Исх. ОМГ 068/0424 от 18.04.2024 г.) с информацией о том, что ООО "СИБИРЬДОРСТРОЙ", в рамках исполнения обязательств по данному контракту, проявило достаточную степень осмотрительности и действовало в рамках действующего законодательства, что однозначно свидетельствует о добросовестном поведении Исполнителя. Дополнительно указано, что "Союз добросовестных поставщиков" делает вывод, что Исполнитель был явно заинтересован в исполнении взятых на себя обязательств.
Кроме того, в данном письме также отмечено, что, исходя из проведенной проверки, НКО "Союз добросовестных поставщиков" делает вывод, что поведение Заказчика имеет признаки нарушения Закона о контрактной системе и положения заключенного Контракта, которое выражается в затягивании сроков согласования работ, отсутствия взаимодействия, без которого работы не могли быть выполнены оперативно, в несвоевременной уплате аванса в адрес Подрядчика.
В соответствии с п. 2 ст. 328 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В силу п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе у заказчика есть право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 12.3. контракта N 0162200011823001496 от 18.07.2023 г. расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с Законом о контрактной системе, Гражданским кодексом Российской Федерации.
Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 02.04.2024 г.
В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик разместил в единой информационной системе 02.04.2024 10:03 (МСК).
Таким образом, в соответствии с п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления считается 02.04.2024 10:03 (МСК).
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 15.04.2024 г.
В силу ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта.
Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Таким образом, контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности контрольного органа в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) без всесторонней соответствующей оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание заинтересованного лица недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения сведений об подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Проанализировав имеющиеся доказательства по делу, учитывая, что заинтересованное лицо предпринимало попытки для надлежащего исполнения обязательств по контракту, Комиссия полагает, что включение сведений об ООО "СИБИРЬДОРСТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков будет несоизмеримо с имеющимся неисполнением обязательств по контракту, повлечет для заинтересованного лица с учетом всех обстоятельств значительные неблагоприятные последствия, что не отвечает целям ведения реестра недобросовестных поставщиков, не соизмеримо с негативными для заказчика последствиями, связанными с неисполнением заинтересованным лицом обязательств по контракту..
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать сведения об ООО "СИБИРЬДОРСТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. В действиях заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление капитального строительства Свердловской области", уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 22 апреля 2024 г. N РНП-N
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2024