Резолютивная часть решения оглашена 22 апреля 2024 года
В полном объеме решение изготовлено 25 апреля 2024 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Муниципального бюджетного учреждения "Отдых" города Магнитогорска о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "БОКА-Л", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (далее - ООО "БОКА-Л", Общество, подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом исполнителя от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по итогам электронного аукциона N61891-2023-ЭА-3093 Услуги по предоставлению автомобиля скорой медицинской помощи с водителем в количестве одной единицы для круглосуточного дежурства (извещение N 0169300000323003133) (далее - аукцион, закупка), в присутствии (посредством видеоконференцсвязи):
- представителей Муниципального бюджетного учреждения "Отдых" города Магнитогорска (далее - Учреждение, Заказчик): Шатний М.Н., действующего на основании доверенности N 5 от 09.01.2024; Ефимовой Н.М., действующей на основании доверенности N 4 от 09.01.2024;
- представителя ООО "БОКА-Л": генерального директора Общества Грабарева Б.А., действующего на основании решения N 1 от 07.02.2023,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении ООО "БОКА-Л" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом исполнителя от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по итогам электронного аукциона N61891-2023-ЭА-3093 Услуги по предоставлению автомобиля скорой медицинской помощи с водителем в количестве одной единицы для круглосуточного дежурства (извещение N 0169300000323003133) (далее - аукцион, закупка).
Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 22.11.2023 извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 893 350,00 рублей.
Согласно представленным документам 12.12.2023 заказчик и общество заключили контракт N 197 по цене 1 893 350,00 рублей.
Как следует из обращения заказчика, Обществом 25.03.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с "отказом ГИБДД МВД России производить регистрацию АСМП в установленном законом порядке, несмотря на предписания органов прокуратуры и вступивших в законную силу судебных решений".
Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком на основании части 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в антимонопольный орган 15.04.2024.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
Согласно части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из части 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 12.6 контракта контракт может быть расторгнут по взаимному соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность исполнителя расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с положениями части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из части 21 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, Обществом 25.03.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 25.03.2024 указанное решение размещено в ЕИС в разделе "Решение об одностороннем отказе", согласно сведениям, размещенным в ЕИС, получено Заказчиком 25.03.2024 18:53 (МСК).
В этой связи, датой надлежащего уведомления Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта Обществом является 25.03.2024, а контракт расторгнут 05.04.2024.
Обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке части 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе направлено Заказчиком.
При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ООО "БОКА-Л" посредством электронного документооборота заключен контракт N 197 от 12.12.2023 на оказание услуг по предоставлению автомобиля скорой медицинской помощи с водителем в количестве одной единицы для круглосуточного дежурства (реестровый номер в ЕИС 2745313562623000130) (далее - контракт).
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Исходя из абзаца второго пункта 2 статьи 450 ГК РФ следует, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальные и конечные сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями муниципального контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Статьей 783 ГК РФ определено, что общие положения о подряде (статьи 702 - 729) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 783 ГК РФ существенными условиями контракта являются предмет и сроки оказания услуг.
В соответствии с пунктом 2.1 контракта Услуги оказываются Исполнителем в соответствии с требованиями технического задания (приложение N1 к Контракту), являющегося неотъемлемой частью Контракта.
Техническим заданием к контракту предусмотрено следующее: Требования к качеству оказываемой услуги:
1. Общие требования к порядку оказания услуг: Исполнитель предоставляет автомобиль скорой медицинской помощи класса А по ГОСТ 33665-2015 "Автомобили скорой медицинской помощи. Технические требования и методы испытаний". Автомобиль скорой медицинской помощи должен соответствовать всем требованиям:
- ГОСТ 33665-2015 "Автомобили скорой медицинской помощи. Технические требования и методы испытаний";
- приказа Министерства здравоохранения РФ от 20 июня 2013 г. N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи".
При оказании услуг персонал (водители) Исполнителя обязан:
- подчиняться распоряжениям ответственных лиц Заказчика, по вопросам касающихся эксплуатации транспортных средств в целях исполнения условий контракта.
Ответственность за персонал (водителей) Исполнителя перед Заказчиком несет Исполнитель;
- по распоряжению Ответственных лиц Заказчика, применять специальные световые и звуковые сигналы;
- постоянно находиться на территории Заказчика по адресу: Филиал - Детский загородный комплекс "Абзаково", расположенный по адресу: Республика Башкортостан, муниципальный район Белорецкий, с.п. Абзаковский сельсовет, тер. детский загородный комплекс Абзаково, стр. 6;
- выполнять иные установленные нормативными актами обязательные требования к оказываемым услугам, в т.ч. по безопасности дорожного движения, медицинским осмотрам водителей и допуску транспортных средств к эксплуатации.
Исполнитель обязан:
- при дорожно-транспортном происшествии, технической неисправности, а также буксовании транспортного средства предоставить Заказчику в течение 2-х часов другое транспортное средство, соответствующее Техническому заданию;
- обеспечить буксировку неисправного транспортного средства;
- предоставить копии документов на транспортное средство (копия свидетельства о регистрации транспортного средства) в течение 2 рабочих дней после заключения контракта.
2. Требования к персоналу: к управлению транспортным средством, предоставленным по контракту, должен привлекаться персонал (водители), соответствующий следующим требованиям:
- водители должны быть обучены в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2007 N 876 "О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов". Иметь свидетельство о прохождении подготовки и обязаны предоставить его по первому требованию Заказчика;
- водители должны быть устойчивы в стрессовых ситуациях, аккуратны, добросовестны и пунктуальны при исполнении своих обязанностей; соблюдать правила этики и конфиденциальности в отношениях с ответственными лицами Заказчика, пациентами и пострадавшими; иметь медицинские книжки и справки о несудимости.
Исполнитель обязан: установить запрет для персонала на курение в транспортном средстве; обеспечивать соблюдение водителями правил противопожарной безопасности, а также требований действующих санитарно-эпидемиологических норм.
3. Требования к состоянию автомобилей: Исполнитель обязан:
- предоставлять Заказчику транспортное средство с водителем в технически исправном состоянии, заправленным горюче-смазочными материалами и другими необходимыми эксплуатационными техническими жидкостями с шинами, соответствующими сезону года и дорожным условиям, а также маркировке автомобиля по размеру и допустимой нагрузке; производить плановую заправку бензином и (или) газом в свободное время; обеспечивать безопасную эксплуатацию транспортных средств; содержать специальные световые, звуковые сигналы и аварийное освещение салона в исправном состоянии в соответствии с ГОСТ Р 50574-2019 "Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования"; обеспечивать ежедневный контроль за техническим состоянием автотранспортного средства перед выездом, а также его техническим обслуживанием и ремонтом.
4. Прочие условия: Допуск работников Исполнителя на территорию ДЗК "Абзаково" осуществляется в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями, в том числе к организациям, осуществляющим отдых детей и их оздоровления, установленными в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и другими нормативными актами в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Пунктом 4.1 контракта предусмотрено, что Услуги оказываются в сроки, указанные в Контракте. Начало оказания услуг - с "01" января 2024. Окончание оказания услуг - "31" декабря 2024 г. Оказание услуг осуществляется по заявке Заказчика, подаваемой Исполнителю в соответствии с условиями настоящего контракта.
При рассмотрении доказательств, представленных сторонами, Комиссией установлено следующее.
Как следует из пояснений сторон, документов, представленных в материалы дела, а также сведений, размещенных в ЕИС, Исполнителем оказаны услуги за январь, февраль и март 2024 года, на общую сумму 412 265,76 рублей.
Так, в соответствии актом экспертизы услуг по контракту N 1 от 14.02.2024 в январе услуги оказаны на сумму 135 728,34 рублей; актом экспертизы услуг по контракту N 2 от 22.03.2024 - услуги оказаны на сумму 121 937,76 рублей; актом экспертизы услуг N 3 от 09.04.2024 - на сумму 154 599,66 рублей.
Как следует из сведений, размещенных в ЕИС, Заказчиком услуги оплачены в сумме 200 666,10 рублей.
Как следует из актов N 1 и 2 нарушения качества оказываемых услуг, составленных Заказчиком, 15.01.2024, 16.01.2024, 24.01.2024 и 26.01.2024 автомобиль на территории Заказчика отсутствовал, в связи с выявленной неисправностью, другое транспортное средство Исполнителем не предоставлено.
В этой связи Заказчиком в адрес Исполнителя направлены требования об уплате штрафа N 245 от 08.02.2024.
Также, как следует из документов, представленных в материалы дела, Заказчиком 20.02.2024 проведен осмотр автомобиля скорой помощи ВАЗ 213100-03045 VIN X982213100А0000409, гос. Номер У048КС 163 RUS, в результате которого выявлены следующие недостатки: отсутствует путевой лист на автомобиль, журнал учета выезда, журнал технического состояния автомобиля, медицинский осмотр водителя, страховой полис ОСАГО, специальные световые и звуковые сигналы (СГУ-Сапфир) в нерабочем состоянии, комплектация автомобиля в соответствии с категорией А неполная, в результате чего сделан вывод о неисправном техническом состоянии автомобиля.
В связи с выявленными техническими несоответствиями автомобиля Заказчик направил Требование об уплате штрафа N 387 от 29.02.2024.
В ответе б/н от 04.03.2024 Общество с результатами осмотра не согласился и указал, что акт осмотра составлен без участия представителя Исполнителя.
Комиссия отмечает, что Заказчиком доказательства направления Исполнителю уведомления с указанием даты и времени проведения осмотра в материалы дела не представлены.
Как следует из документов, представленных в материалы дела Обществом, во исполнение требования о предоставления иного автотранспортного средства - автомобиля скорой медицинской помощи по условиям Технического задания, Общество 19.12.2023 обратилось с заявлением N 107606954 о регистрации автомобиля ЛУИДОР 2250В0, VIN Z7C2250B0J0004720 в ГИБДД Межмуниципального отдела МВД России "Троицкий" Челябинской области, которым в регистрации отказано, в связи с не предоставлением документов, необходимых для совершения регистрационных действий, на основании пункта 13 Постановления Правительства РФ от 21.12.2019 N 1764 "О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России", которым предусмотрено, что регистрация транспортного средства, имеющего цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи и (или) оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами, осуществляется с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации к таким транспортным средствам на основании документов, подтверждающих право юридического лица на их использование.
При этом, Обществом в подтверждение правовых оснований использования транспортного средства представлены медицинская лицензия ГБУЗ ПК "ССМП г. Березняки" от 19.02.2023 и медицинская лицензия данной организации.
В связи с отказом Общество 10.01.2024 обратилось в Прокуратуру Челябинской области, в обоснование неправомерности отказа ГИБДД представило копию Кассационного определения судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30.01.2024, копию апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда N 33а-10543/2023 года от 21 сентября 2023 года, копию решения Губахинского городского суда Пермского края N 2-698/2023 от 10 июля 2023 по административному иску прокурора г. Губаха в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Межмуниципальному отделу МВД России "Губахинский", ГИБДД МО МВД России "Губахинский", МРЭО ГИБДД МО МВД России "Губахинский" о признании незаконным решения об отказе в проведении регистрационных действий, возложении обязанности, заинтересованные лица: ГУ МВД России по Пермскому краю, ГБУЗ ПК "Станция скорой медицинской помощи г. Березники", ООО "Бока-Л", Министерство здравоохранения Пермского края, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Пермскому краю.
Основанием для отказа в регистрации транспортного средства для отказа послужило отсутствие у ООО "Бока-Л" лицензии на осуществление медицинской деятельности и то, что транспортные средства не принадлежат службе СМП.
В представленных судебных актах сделаны следующие выводы, относящиеся к рассматриваемой ситуации.
Подпунктом "б" п. 3 Указа Президента РФ от 19.05.2012 N 635 (ред. от 26.06.2023) "Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства" установлено, что устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов при наличии специальных цветографических схем на наружной поверхности транспортных средств оборудуются транспортные средства скорой медицинской помощи, используемые для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан.
При этом данным указом не поименованы организационно-правовые формы или наименования юридических лиц, обладающие правом на использование транспортных средств со специальными сигналами и цветографическими схемами. Тем самым, квалифицирующим признаком для постановки таких транспортных средств на учет является цель их использования.
Учитывая наличие договорных обязательств между ООО "Бока-Л" и ГБУЗ ПК "ССМП г. Березники", приобретение обществом транспортных средств для осуществления предусмотренной контрактом деятельности, автомобили скорой медицинской помощи, за совершением регистрационных действий на которые обратилось общество, находятся у общества на законных основаниях, предназначены для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан лицом - медицинской организации, имеющей на это соответствующую лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Более того, суды указывают на то, что исходя из письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.04.2020 N 30-2/И-2-5446, организация, оказывающая только услугу по предоставлению автомобилей скорой медицинской помощи и водительского персонала для выездных бригад скорой медицинской помощи, не может считаться медицинской организацией, соответственно данная услуга не может подлежать лицензированию.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга лиц. с учетом установленных обстоятельств, судом возложена на административных ответчиков, являющихся регистрирующими органами - МРЭО ОГИБДД МО МВД России "Губахинский", ОГИБДД МО МВД России "Губахинский" обязанность принять меры по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов неопределённого круга лиц, при проведении регистрационных действий транспортных средств лиц, оказывающих услугу по предоставлению медицинским организациям автомобилей скорой медицинской помощи и водительского персонала для выездных бригад скорой медицинской помощи.
Прокуратурой Челябинской области, по результатам рассмотрения обращения Общества предоставлен ответ N 3ж-2024 от 09.02.2024, согласно которому у регистрирующего органа отсутствовали законные основания для отказа ООО "БОКА-Л" в совершении регистрационных мероприятий по постановке транспортного средства на учет, в связи с чем Межмуниципального отдела МВД России "Троицкий" Челябинской области направлено представление об устранении выявленных нарушений.
Как следует из документа, размещенного 25.03.2024 Исполнителем в ЕИС в разделе "Решение об одностороннем отказе", виду неопределенности сроков решения проблемы с регистрацией АСМП в ГИБДД, им принято решение расторгнуть данный контракт.
На заседание Комиссии Исполнителем представлено письмо N 3/247707244881 от 10.04.2024 Главного управления ГИБДД МВД России, согласно которому в соответствии с требованиями законодательства в настоящее время транспортные средства скорой медицинской помощи могут быть зарегистрированы только за владельцами - юридическими лицами, имеющими соответствующие лицензии на данный вид деятельности.
Одновременно Главное управление ГИБДД МВД России сообщает Обществу, что Кассационное определение судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30.01.2024 не вступило в силу и в стадии подготовки находятся материалы по его обжалованию.
Комиссия Челябинского УФАС России, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с исполнением контракта, по следующим основаниям.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагается, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2012 по делу N А41-27080/12), иначе говоря, на той стороне, которая связывает с указанным поведением правовые последствия (Постановление ФАС Поволжского округа от 31.01.2013 по делу N А72-8243/2008). При этом злоупотребление правом должно носить "явный и очевидный характер, при котором не остается сомнений в истинной цели совершения действий" (Постановление ФАС Уральского округа от 14.03.2013 N Ф09- 714/13 по делу N А71-8362/12).
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, контрольный орган принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Пунктом 15 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), в том числе, в случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Из документов, представленных в материалы дела, и пояснений сторон на заседании Комиссии следует отсутствие намерения Общества уклониться от исполнения контракта.
Обществом оказаны услуги по контракту за период январь - март 2024, на общую сумму 412 265,76 рублей, которые приняты Заказчиком.
Обществом принимались меры по урегулированию сложившейся ситуации, в связи с отказом регистрации автомобиля скорой медицинской помощи ГИБДД Межмуниципального отдела МВД России "Троицкий" Челябинской области.
Так, Общество 10.01.2024 обратилось в Прокуратуру Челябинской области, в обоснование неправомерности отказа ГИБДД, по результатам обращения отказ признан неправомерным.
Комиссия отмечает, что правовая позиция Общества по данному вопросу основана на судебных актах о признании незаконным решения об отказе в проведении регистрационных действий в аналогичном случае на территории Пермского края.
Вместе с тем, из письма N 3/247707244881 от 10.04.2024 Главного управления ГИБДД МВД России следует наличие правовой неурегулированности вопроса о принадлежности транспортного средства скорой медицинской помощи владельцам - юридическим лицам, имеющими соответствующие лицензии на данный вид деятельности, или возникновения правовых оснований у юридических лиц - владельцев таких транспортных средств, на основании договора с организацией, имеющей такую лицензию.
Доказательства обратного Заказчиком в материалы дела не представлены.
Учитывая обстоятельства настоящего дела, у Комиссии Челябинского УФАС России отсутствуют достаточные основания для признания в действиях ООО "БОКА-Л" недобросовестного поведения, что не позволяет включить сведения в отношении ООО "БОКА-Л", его генерального директора и участника в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Муниципальным бюджетным учреждением "Отдых" города Магнитогорска о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "БОКА-Л" (ИНН 7424013990), его участнике, а также лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, в связи с односторонним отказом исполнителя от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по итогам электронного аукциона N61891-2023-ЭА-3093 Услуги по предоставлению автомобиля скорой медицинской помощи с водителем в количестве одной единицы для круглосуточного дежурства (извещение N 0169300000323003133), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: А.А. Козлова
Члены Комиссии: Е.В. Кулезнева
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25 апреля 2024 г. N 074/10/104-873/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2024