Резолютивная часть решения оглашена 24.04.2024
В полном объеме решение изготовлено 26.04.2024
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
|
|
|
рассмотрев жалобу ООО "РТН ЭКСПЕРТИЗА", при участии в дистанционном режиме:
- представителя Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области Вагапова Р.Ф., действующего на основании доверенности от 22.04.2024,
- представителя ООО "РТН ЭКСПЕРТИЗА" Доброходовой Е.В., действующего на основании доверенности от 24.04.2024,
- представителя ООО "РТН ЭКСПЕРТИЗА" Булякова М.У., действующего на основании доверенности от 24.04.2024,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 17.04.2024 поступила жалоба ООО "РТН ЭКСПЕРТИЗА" на действия комиссии по осуществлению закупок (далее - аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона N 0169300010324000022 на разработку проектно-сметной документации и строительство объекта "Газовая блочно-модульная котельная в п. Увильды Аргаяшского муниципального района Челябинской области (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 21.03.2024 ООО "РТН ЭКСПЕРТИЗА" объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 941 788, 57 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 29.03.2024.
На момент рассмотрения жалобы ООО "РТН ЭКСПЕРТИЗА" контракт не заключен.
В жалобе заявитель указал, что заказчиком неправомерно отстранена от участия в закупке заявка заявителя, так как участником закупки пройдена соответствующая аккредитация на электронной площадке и в составе заявки приложены документы, подтверждающие наличие опыта выполнения работ по договору строительного подряда.
Представитель заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, с доводами жалобы не согласился, пояснив, что при рассмотрении заявок не был принят в подтверждение опыта выполнения работ договор на капитальный ремонт, так как в соответствии с позицией 7 Приложения к Постановлению N 2571 подтверждением опыта выполнения работ является строительство, реконструкция объекта капитального строительства.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 9 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки направляют заказчику в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, которые не возвращены по основаниям, предусмотренным пунктом 5 настоящей части, а также информацию о дате и времени их подачи.
Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки н участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Таким образом, порядок рассмотрения заявок в случае проведения электронного аукциона определяется нормами, регулирующими рассмотрение вторых частей заявок при проведении электронного конкурса.
Так, пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Требования к содержанию заявки на участие в закупке предусмотрены частями 1, 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, при этом перечень указанных требований является исчерпывающим в силу части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (далее - Постановление N 2571) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В соответствии с позицией 7 Приложения к Постановлению указано, что при объявлении закупки на выполнение работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, должны предъявляться дополнительные требования, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
При этом, дополнительными требованиями к участникам закупки являются наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
- опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
- опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
В подтверждение соответствия указанным требованиям участнику закупки необходимо предоставить документы, предусмотренные в графе: "информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" в зависимости от вида работ, опыт на выполнение которых предоставляется участником закупки.
Как следует из извещения о закупке предметом аукциона является разработка проектно-сметной документации и строительство объекта "Газовая блочно-модульная котельная в п. Увильды Аргаяшского муниципального района Челябинской области, в связи с чем в извещении о закупке установлено дополнительное требование к участнику закупки о наличии опыта выполнения работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги в соответствии с позицией 7 Приложения к Постановлению N 2571.
Указанное требование продиктовано положениями абзаца 4 подпункта "г" пункта 3 Постановление N 2571, в соответствии с которыми если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 (при условии, что контракт предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) Закона о контрактной системе, применяется позиция 7 приложения.
Как следует из документов, представленных заказчиком, в составе сведений, направленных оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в отношении заявки заявителя содержатся документы для подтверждения соответствия дополнительным требованиям, а именно номер реестровой записи из реестра контрактов N 3744100717923000007 (N 3/23 от 21.07.2023 на выполнение работ по объекту: Капитальный ремонт здания МКОУ "Вандышевская СОШ", заключенный между ООО "РТН Экспертиза" и МКОУ "Вандышевская СОШ" на сумму 35 618 720, 71 рублей) с подтверждением исполнения указанного контракта.
В протоколе подведения итогов электронного аукциона от 15.04.2024 (далее - протокол) в отношении заявки заявителя указано, что представленный контракт не соответствует позиции 7 раздела 2 Приложения 1 Постановлению N 2571, со ссылкой на пункт 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе
Так из документов, подтверждающих наличие у заявителя опыта выполнения работ, следует, что предметом представленного контракта является капитальный ремонт объекта капитального строительства, что не соответствует позиции 7 Приложения к Постановлению N 2571, согласно которой соответствующим опытом является опыт по строительству или реконструкции объекта капитального строительства.
Доводы жалобы, согласно которым нормативное регулирование правоотношений по заключению договора на капитальный ремонт зданий и сооружений и договора на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства является одинаковым, а также факт предоставления договора генерального подряда, являются несостоятельными, так как не опровергают того факта, что строительство, реконструкция является самостоятельным видом работ, нетождественным капитальному ремонту зданий и сооружений.
Доводы заявителя, согласно которым при регистрации участника закупки на электронной площадке обществом предоставлены документы в подтверждение позиции 7 Приложения к Постановлению N 2571, что свидетельствует о его соответствии дополнительным требованиям к участнику закупки, являются несостоятельными.
Частью 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Правил взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 N 1202, оператор электронной площадки рассматривает представленные документы, в том числе на предмет наличия представленных документов перечню, который предусмотрен графой "Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" приложения к дополнительным требованиям.
Согласно пунктам 1, 2 части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частью 12 настоящей статьи электронных документов (или их копий), оператор электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие документы, принимает решение:
- о размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке;
- об отказе в размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Таким образом, оператор электронной площадки в силу указанных положений обеспечивает проверку комплектности документов, представленных участником закупки, при их размещении в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
При этом, в силу подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе рассмотрение заявок участников закупки, в том числе документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работ на предмет соответствия требованиям Постановления N 2571, осуществляет исключительно аукционная комиссия.
С учетом изложенного, сам факт размещения документов, предусмотренных позиции 7 Приложения к Постановлению N 2571, в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, не свидетельствует о соответствии представленных документов требованиям позиции 7 Приложения к Постановлению N 2571.
Таким образом, действия аукционной комиссии по признанию заявки ООО "РТН ЭКСПЕРТИЗА", не соответствующей требованиям извещения о закупке, являются обоснованными ввиду непредставления участником закупки документов, подтверждающих опыт выполнения работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, что является основанием для признания заявки участника закупки не соответствующей требованиям документации о закупке в силу подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункта 3 части 8 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы, согласно которым протокол подписан без наличия кворума, являются необоснованными, так как из частей 3, 8 статьи 39 Закона о контрактной системе следует, что комиссия по осуществлению закупок правомочна осуществлять свои функции, если в заседании комиссии участвует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов, при этом общее число членов комиссии должно быть не менее 3 человек.
Согласно распоряжению Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области N 541-р от 20.03.2023 количество членов комиссии составляет 4 человека, в связи с чем комиссия правомочна рассматривать заявки при участии не менее 2 человек.
Таким образом, протокол, подписанный 2 членами комиссии, является легитимным, так как количество членов комиссии, присутствующих на заседании Комиссии, составляет 50% общего числа ее членов.
Доводы жалобы, согласно которым в протоколе подведения итогов не указаны величины значимости критериев оценки заявок не могут быть приняты во внимание, так как данные показатели устанавливаются при проведении конкурса, а не аукциона.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "РТН ЭКСПЕРТИЗА" на действия аукционной комиссии необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26 апреля 2024 г. N 074/06/106-885/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2024