Резолютивная часть решения оглашена 25.04.2024
В полном объеме решение изготовлено 27.04.2024
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основании поступившего обращения гражданина, содержащего признаки нарушения законодательства о контрактной системе при проведении запроса котировок в электронной форме N 0369300164924000002 на ремонт кабинетов N 30; 31 и спортивного зала в МБОУ СОШ N 2 г. Сим (далее - аукцион) представителя МБОУ "СОШ N 2" города Сим, действующего на основании Приказа N 102-к от 05.09.2023,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени проведения внеплановой проверки,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 12.04.2024 поступило обращение ООО "Водолей 2", содержащее признаки нарушения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона N 0369300164924000002 на ремонт кабинетов N 30; 31 и спортивного зала в МБОУ СОШ N 2 г. Сим (далее- аукцион).
Согласно представленным документам 21.03.2024 МБОУ "СОШ N 2" города Сим объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону - 941 788, 57 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 23.03.2024.
На момент рассмотрения обращения ООО "Водолей 2" контракт N 111/24 от 09.04.2024 заключен с ООО "РЕМОНТ".
На заседании комиссии заказчик представил письменные пояснения и документы и указал, что заявка заявителя подлежала отклонению, так как в составе заявки представлены технические характеристик материалов и сами материалы, которые не соответствуют сметной документации, что свидетельствует о наличии неоднозначного предложения участника закупки, действия комиссии по отклонению заявки являются правомерными.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 9 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки направляют заказчику в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, которые не возвращены по основаниям, предусмотренным пунктом 5 настоящей части, а также информацию о дате и времени их подачи.
Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Таким образом, порядок рассмотрения заявок в случае проведения электронного аукциона определяется нормами, регулирующими рассмотрение вторых частей заявок при проведении электронного конкурса.
Так, пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Требования к содержанию заявки на участие в закупке предусмотрены частями 1, 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, при этом перечень указанных требований является исчерпывающим в силу части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Пунктом 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
Согласно части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
При этом, из части 5 статьи 43 Закона о контрактной системе следует, что подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Таким образом, при закупке услуг, работ, при которых не осуществляется поставка товара, сам факт подачи заявки подразумевает согласие на оказание услуг, выполнение работ на условиях извещения о закупке и в соответствии с заявкой такого участника закупки.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 29.03.2024 (далее - протокол) заявка участника закупки с номером 177 (заявка заявителя) признана аукционной комиссией не соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе по причине несоответствия характеристик в заявке участника, показателям, предусмотренным в извещении, наличия двусмысленных формулировок со ссылкой на пункт 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении аукциона заказчиком осуществляется закупка на выполнение работ по ремонту здания образовательного учреждения, описание которых содержится в сметной документации (Приложение N 3 к извещению о закупке), при этом поставка товара (оборудования, материалов), не является предмет закупки.
В пункте 2 требований к составу и содержанию заявки, инструкции по ее заполнению (Приложение N 3 к извещению о закупке) в графе "предложение участника закупки в отношении объекта закупки" указано, что подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Как следует из документов, представленных заказчиком, в составе заявки заявителя содержится файл с техническими характеристиками предлагаемых материалов, при этом как указал заказчик данные материалы не соответствуют сметной документации, вместе с тем принимая во внимание положения пункта 1 части 2 статьи 43, пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, а также положения пункта 2 требований к составу и содержанию заявки, инструкции по ее заполнению участник закупки не обязан предоставлять в составе заявки характеристики материалов, оборудования, используемого при выполнении работ, равно как и аукционная комиссия не должна рассматривать заявки на предмет соответствия ее тем условиям (характеристикам), которые не являются требованиями извещения о закупке.
Таким образом, заявителем подана заявка на участие в аукционе, что означает согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных извещением о закупке.
Более того, в силу подпункта "д" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать информацию, предусмотренную подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
С учетом того, что предметом контракта является выполнение работ, оказание услуг без условия о поставке товара, то при направлении проекта контракта заказчиком не указываются характеристики товара, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, которые не должны представляться в составе заявки участника закупки.
На основании изложенного, действия аукционной комиссии по отклонению заявки ООО "Водолей 2" по основанию несоответствия заявки требованиям, предусмотренным извещением о закупке, являются незаконными, в нарушение пункта 1 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях аукционной комиссии нарушение пункта 1 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как на день проведения внеплановой проверки контракт заключен.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 апреля 2024 г. N 074/10/99-908/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2024