Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя государственного заказчика Каспийского филиала ФГБУ "Главрыбвод" Макеевой Т.Н. (доверенность от 13.03.2024 N01-28/24) и в отсутствие подателя обращения ООО "Альянс", на основании обращения ООО "Альянс" и статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку соблюдения государственным заказчиком Каспийским филиалом ФГБУ "Главрыбвод" требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по проведению комплексного обследования комплекса гидротехнических сооружений в дельте реки Волги - вододелитель для нужд Каспийского филиала ФГБУ "Главрыбвод" (реестровый номер: 0325400000524000009), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 11.04.2024 от ООО "Альянс" (далее - Заявитель, Общество) поступила информация о нарушении государственным заказчиком Каспийским филиалом ФГБУ "Главрыбвод" (далее также - Заказчик) законодательства о контрактной систем при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по проведению комплексного обследования комплекса гидротехнических сооружений в дельте реки Волги - вододелитель для нужд Каспийского филиала ФГБУ "Главрыбвод" (реестровый номер: 0325400000524000009) (далее - электронный аукцион).
Уведомлениями от 22.04.2024 NТК/2728/24 и NТК/2727/24 проведение внеплановой проверки было назначено на 26.04.2023 на 15 час.00 мин.
Комиссия по результатам изучения документов и проведения внеплановой проверки установила следующее.
04.04.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта 9 743 333,33
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в т.ч. требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом, частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Заказчик в Извещении установил следующие требования к участникам закупки "Выписка из реестра членов СРО (срок действия такой выписки составляет один месяц с даты ее выдачи), или адрес сайта/страницы из общедоступных и государственных реестрах, где размещена информация, подтверждающая, что он соответствует требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, вступившим в силу на период заключения договора, в том числе. Уровень ответственности члена СРО по обязательствам по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, должен быть не меньше стоимости таких работ согласно предложению Исполнителя. В выписке из реестра членов СРО должна быть отметка о праве данного лица выполнять работы по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии)".
В соответствии с частью 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускается без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
При этом, частью 2 статьи 47 ГрК РФ установлено, что работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В пункте 6 файла "Описание объекта закупки" к Извещению Заказчик определил состав оказываемых услуг, в которые входят работы по разработке комплекта документов по комплексному обследованию вододелителя:
- инструментальное обследование бетонных ГТС (определение прочности бетона неразрушающими методами) и грунтовых ГТС (прочность бетона крепления откосов, профиля плотин и дамб, физико-механические характеристики грунтов неразрушающими методами);
- русловые (геодезические) съемки для выявления русловых деформаций (размывов) в районе регуляционной плотины и малых гидроузлов;
- подводно-техническое обследование;
- диагностическое обследование затворов (металлоконструкций) и подъемных механизмов судоходных пролетов регуляционной плотины и малых гидроузлов;
- выполнение проверочных расчетов устойчивости плотины вододелителя и плотин (дамб) малых гидроузлов, с учетом их фактического технического состояния;
- геодезическое обследование, замер оголовков пьезометрических створов регуляционной плотины;
Основные этапы оказания услуг:
- разработка программы оказания услуг;
- ознакомление с документацией;
- проверка состояния металлоконструкции- ВИК, НК, контроль свойств металла, (при необходимости);
- проверка состояния опорно-ходовых частей, уплотнений, сцепляющих устройств;
- оформление результатов технического диагностирования с оценкой технического состояния и расчетом остаточного ресурса (при необходимости) и передача его Заказчику.
При этом, одним из специальных видов инженерных изысканий является обследование состояния строительных конструкций зданий и сооружений (пункт 2 раздела II Перечня видов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 20 "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства").
Аналогичной позиции придерживается Минстрой России в письме от 28.05.2021 N 21954-ТБ/02.
Таким образом, объект закупки на оказание услуг по проведению комплексного обследования комплекса гидротехнических сооружений в дельте реки Волги - вододелитель для нужд Каспийского филиала ФГБУ "Главрыбвод" относится только к инженерным изысканиям.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что требование о членстве участников закупочной процедуры в саморегулируемой организации в области подготовки проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, является неправомерным.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении государственным заказчиком Каспийским филиалом ФГБУ "Главрыбвод" части 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при формировании извещения, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что по результатам электронного аукциона заключен контракт, Комиссия считает нецелесообразным выдавать предписание.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать государственного заказчика Каспийский филиал ФГБУ "Главрыбвод" нарушитвшим части 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по проведению комплексного обследования комплекса гидротехнических сооружений в дельте реки Волги - вододелитель для нужд Каспийского филиала ФГБУ "Главрыбвод" (реестровый номер: 0325400000524000009).
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Е.М.Балтыкова
Члены комиссии: И.В.Русскина
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 26 апреля 2024 г. N 030/10/99-418/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2024