Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "САХАРЕСУРС" (далее - ООО "САХАРЕСУРС", заявитель): ... (генеральный директор), _, ... (представители по доверенностям),
от заказчика ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ МАГИСТРАЛИ НЕВЕР - ЯКУТСК ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА" (далее также - ФКУ УПРДОР "ЛЕНА", заказчик): ..., ..., ... (представители по доверенностям),
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи жалобу ООО "САХАРЕСУРС" на действия (бездействие) заказчика ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ МАГИСТРАЛИ НЕВЕР - ЯКУТСК ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА" при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по содержанию участка автомобильной дороги А-360 "Лена" Невер-Якутск и искусственных дорожных сооружений на нем км 235+000 - км 364+000, Амурская область, Республика Саха (Якутия) (извещение N 0316100007224000007), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "САХАРЕСУРС" на действия заказчика.
В ходе рассмотрения дела представители и генеральный директор заявителя пояснили, что:
1. В критериях оценки заявок заказчиком неправомерно не были установлены предельные значения.
2. Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участников закупки лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
3. Заказчиком установлены требования, порядок и условия обеспечения заявок на участие и исполнения контракта при проведении закупки, в нарушение требований статей 44, 45, 96 Закона о контрактной системе, а именно: к независимой гарантии на обеспечение заявок на участие предъявлены требования, как к гарантии на исполнение контракта, а к независимой гарантии на исполнение контракта, предъявлены требования как к обеспечению гарантийных обязательств.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из пояснений представителей заказчика следует, что с жалобой заявителя не согласны частично. Согласны с третьим доводом заявителя, указали, что допущена техническая ошибка.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
10.04.2024 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0316100007224000007 на оказание услуг по содержанию участка автомобильной дороги А-360 "Лена" Невер-Якутск и искусственных дорожных сооружений на нем км 235+000 - км 364+000, Амурская область, Республика Саха (Якутия).
Начальная (максимальная) цена контракта составила: 167 910 945,00 рублей.
Срок подачи заявок установлен до 26.04.2024.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "САХАРЕСУРС" обоснованной на основании следующего:
1. Довод жалобы в части того, что в критериях оценки заявок заказчиком неправомерно не были установлены предельные значения, признан обоснованным на основании следующего.
Статьей 6 Закона о контрактной системе, установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Таким образом, принципы обеспечения конкуренции и принципы ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях.
В части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством РФ.
Согласно пункту 24 Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 25 Положения установлено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
Согласно пункту 28 Постановления N 2604 в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "в" пункта 24 указанного Положения, устанавливаются:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Также, в Приложении N 2 к Положению N 2604 установлены предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заказчиком в Критериях оценки заявок установлено, в том числе, следующее:
- Цена контракта, сумма цен единиц товары, работы, услуги. Значимость критерия оценки, процентов - 60;
- Квалификация участников закупки. Значимость критерия оценки, процентов - 40. Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта, процентов - 100:
- характеристика квалификации участников закупки N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров, баллов) - 20;
- характеристика квалификации участников закупки N 2 (наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров, баллов) - 80.
Как было указано выше, Постановлением N 2604 установлены формулы оценки заявок участников закупки, в том числе и формулы с предельными максимальными (минимальными) значениями, при этом постановление не содержит условий, в соответствии с которыми необходимо применять указанные формулы (устанавливать предельные максимальные (минимальные) значения). Следовательно, заказчики по своему усмотрению устанавливают критерии оценки заявок участников закупки.
Вместе с тем, Комиссия Якутского УФАС России соглашается с доводами заявителя о том, что оценка по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" без указания предельного максимального количественного значения приводит к ограничению конкуренции при проведении конкурсной процедуры, поскольку лишает возможности участников конкурса, не имеющих избыточного опыта, конкурировать по ценовым и иным неценовым критериям с участником конкурса, имеющим такой избыточный опыт.
Не установление в извещении о проведении закупки предельного значения по опыту, который подлежит оценке, приводит к необоснованному предоставлению участнику закупки, обладающему максимальным опытом, преимущественного положения, которое невозможно преодолеть в ходе конкурентной борьбы даже в случае значительного снижения цены на границе экономической рентабельности и за ее пределами.
В случае если один из участников показывает избыточный опыт, остальные участники получат необоснованно низкий балл по данному критерию даже при наличии достаточного опыта выполнения аналогичных работ, сопоставимого с объемом закупки.
Таким образом, не применение Заказчиком пороговых значений заведомо ставит участников конкурса с избыточным опытом в преимущественное положение по сравнению с иными участниками конкурса, которые также имеют необходимый и достаточный опыт и способны выполнить работы надлежащим образом.
Опыт одной компании (организации) может во много раз превысить опыт иных участников закупки, при том, что опыт иных участников будет сопоставим с ценой и условиями контракта, поскольку в соответствии с извещением о проведении конкурса предполагается, что для того чтобы претендовать на победу в закупке и получить право заключить с Заказчиком государственный контракт, участник должен обладать минимальным опытом оказания аналогичных услуг/работ в объеме, сопоставимом с объемом и суммой работ/услуг договора по данной закупочной процедуре.
Вместе с тем, наличие у участника избыточного опыта предоставляет необоснованные преимущества участнику конкурса с избыточным опытом, поскольку при определении количества баллов указанным в конкурсной документации способом (без ограничения верхнего предела) ставит участника с избыточным опытом в преимущественное положение по отношению к иным участникам конкурса, которые также имеют необходимый и достаточный опыт для качественного и своевременного выполнения работ, но не могут конкурировать с участником с избыточным опытом (в том числе и путем повышения предпочтительности своей заявки за счет иных критериев).
В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе - контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Следовательно, закрепленный в статье 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона о контрактной системе, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан - жителей соответствующих публично-правовых образований, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.
При таких обстоятельствах, Комиссия Якутского УФАС России полагает, что в указанной ситуации очевидно, что избыточный опыт не коррелируется с диспозицией статьи 8, части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе, а именно не создает равные условия для обеспечения конкуренции между участниками закупок, не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
Выводы Якутского УФАС России подтверждаются судебной практикой, в части установления предельно максимального количества показателя, а именно Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.09.2023 N Ф08-7485/2023 по делу N А32-33687/2022:
"Суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что установление предельных максимальных значений количества контрактов не ограничивало количество участников. Предельный показатель не являлся показателем, который участник закупки обязательно должен достичь, он являлся показателем, ограничивающим количество контрактов. Кроме того, конкурсная документация не содержала такого основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом конкурсе как отсутствие опыта оказания услуг по предмету закупки. Установление заказчиком предельно необходимого максимального значения показателей исключало при этом возможность получения преимущества участниками закупки, имеющими большой опыт выполнения работ, обеспечивая конкурентоспособность иных участников закупки, и ликвидировало большой разрыв при присуждении баллов в ходе оценки заявок по спорному критерию.".
При такой ситуации, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что извещение о проведении рассматриваемой закупки в силу своего несоответствия требованиям статьи 6 и 8 Закона о контрактной системе, нарушает права и законные интересы как Заявителя, так и неограниченного круга лиц (потенциальных участников конкурса), действия заказчика нарушают часть 2 статьи 8, пункт 4 часть 1 статьи 32, пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Довод жалобы в части того, что заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участников закупки лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, признан обоснованным на основании следующего.
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, в случае если в силу законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, предъявляются определенные требования, то заказчик обязан установить указанные требования в документации о закупке.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.
В случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
При этом заказчик вправе установить в контракте требование о наличии указанной лицензии у исполнителей, которые будут осуществлять такие работы в качестве субподрядчиков после заключения государственного контракта.
В рассматриваемом случае объектом закупки является оказание услуг по содержанию участка автомобильной дороги.
Заказчиком в Извещении установлено следующее:
Вместе с тем, как следовало из пояснений представителя Заказчика в состав услуг, являющихся объектом закупки, входят услуги, требующие наличие лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в частности заказчик указывает на обязательство представить в составе заявки лицензию, обосновывая ее необходимость тем, что это предусмотрено объектом закупки - оказание услуг по реализации мероприятий мобилизационной подготовки, ссылаясь на Закон N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", Закон РФ "О государственной тайне" и Положение о лицензировании.
Между тем, объектом спорной закупки является оказание услуг по содержанию участка федеральной автомобильной дороги, а не оказание услуг по реализации мероприятий мобилизационной подготовки.
В соответствии с пунктом 7.3.20 Проекта государственного контракта, Исполнитель обеспечивает реализацию мероприятий мобилизационной подготовки, проводимых Заказчиком. Объем и характер мобилизационных мероприятий определяется дополнительно заключаемым договором между Заказчиком и Исполнителем. Исполнитель не позднее 10 дней с даты обращения Заказчика обязан заключить договор (контракт) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) в соответствии с Федеральным законом от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".
Таким образом, наличие лицензии будет необходимо только после заключения дополнительного договора между Заказчиком и Исполнителем на обеспечение совместных мероприятий о мобилизационной подготовке.
Пунктом 6.3 Проекта государственного контракта установлено, что Исполнитель при исполнении Контракта может привлечь третьих лиц (Субподрядчиков, Соисполнителей), обладающих необходимым опытом, оборудованием и персоналом, а в случаях, предусмотренных законодательством, обладающих также сертификатом и/или другими документами, подтверждающими их право на выполнение данного вида работ или услуг. Исполнитель имеет право заключать с третьими лицами (субподрядчиками, соисполнителями) договоры любого типа, необходимые для выполнения всего комплекса услуг по содержанию Объекта, предусмотренных в Контракте. В случае привлечения к исполнению Контракта третьих лиц (субподрядчиков, соисполнителей) Исполнитель обязан направить Заказчику письменное уведомление о каждом заключенном договоре с приложением копии договора.
Таким образом, Комиссией Управления установлено, что оказание услуг по реализации мероприятий мобилизационной подготовки не является самостоятельным объектом закупки, а лишь входит в состав услуг, но при этом Заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в действиях Заказчика содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Довод в части того, что заказчиком установлены требования, порядок и условия обеспечения заявок на участие и исполнения контракта при проведении закупки, в нарушение требований статей 44, 45, 96 Закона о контрактной системе, а именно: к независимой гарантии на обеспечение заявок на участие предъявлены требования, как к гарантии на исполнение контракта, а к независимой гарантии на исполнение контракта, предъявлены требования как к обеспечению гарантийных обязательств, признан обоснованным на основании следующего:
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке.
Частью 4 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.
В силу части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
При этом, в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме в порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также условия гарантии, установлено следующее:
"Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств (согласно проекту контракта), которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Федерального закона 44-ФЗ.
Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта. Независимая гарантия должна содержать идентификационный код закупки. В независимую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, если гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока ее действия.
Независимая гарантия должна содержать указание на рассмотрение споров в Арбитражном суде по месту нахождения Бенефициара."
В порядке предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, извещения, установлено следующее:
"Гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику."
Таким образом, Заказчиком установлены требования, порядок и условия обеспечения заявок на участие и исполнения контракта при проведении закупки, в нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, а именно: к независимой гарантии на обеспечение заявок на участие предъявлены требования, как к гарантии на исполнение контракта, а к независимой гарантии на исполнение контракта, предъявлены требования как к обеспечению гарантийных обязательств.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика пояснили, что данный довод признают обоснованным, при формировании документации была допущена техническая ошибка.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "САХАРЕСУРС" на действия (бездействие) заказчика ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ МАГИСТРАЛИ НЕВЕР - ЯКУТСК ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА" при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по содержанию участка автомобильной дороги А-360 "Лена" Невер-Якутск и искусственных дорожных сооружений на нем км 235+000 - км 364+000, Амурская область, Республика Саха (Якутия) (извещение N 0316100007224000007) обоснованной.
2. Признать заказчика ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ МАГИСТРАЛИ НЕВЕР - ЯКУТСК ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА" при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по содержанию участка автомобильной дороги А-360 "Лена" Невер-Якутск и искусственных дорожных сооружений на нем км 235+000 - км 364+000, Амурская область, Республика Саха (Якутия) (извещение N 0316100007224000007) нарушившим часть 3 статьи 7, часть 2 статьи 8, пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 4 часть 1 статьи 32, пункты 11, 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 22 апреля 2024 г. N 014/06/48-626/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2024