Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
ведущий специалист отдела контроля закупок - Хлебников М.В.;
специалист-эксперт отдела контроля закупок - Шайхуллин В.Э.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Уполномоченное учреждение: ГКУ РБ Республиканский центр торгов
- в присутствии представителей.
Заказчик: ГКУ Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения РБ
- в присутствии представителя.
Заявитель: ООО "Ренессанс-Мед"
- в присутствии представителя
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "Ренессанс-Мед" (вх. 5802/24 от 11.04.2024) на действия ГКУ Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения РБ при определении поставщика путем проведения закупки N0801500001124000600.
По мнению Заявителя, комиссией Заказчика нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы действующего законодательства.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупке N0801500001124000600.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указал, что описывает товар, который снят с производства и не проходит по году выпуска, а именно в описании 4. Бронхофиброскопа указана 4.19 Совместимость с находящимися в эксплуатации в ГБУЗ РБ ГКБ N21 г. Уфы видеэндоскоптеским центром СУ-170, моечной установкой OER-AW. При "8.1. Поставщик гарантирует, что Оборудование, поставленное в соответствии с Контрактом, является новым, неиспользованным, серийно выпускаемым, не ранее 2023 года выпуска". Подходящие модели скопов производства Olympus BF-TE2 и BF-1T60, однако, согласно письму Olympus от 15.06.2022 N856 данные модели только 2021 года.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Таким образом, данная правовая норма является диспозитивной, т.е. допускающей установление дополнительных требований государственного заказчика в описании товара, подлежащего к поставке.
Указанные Заказчиком в Описании объекта закупки требования к товару, в части определения года выпуска не ранее 2021, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, и не свидетельствуют об ограничении права на участие в аукционе, иных участников закупки. Требования Заказчика к году выпуска товара продиктованы потребностью в поставке качественного товара, они не являются неисполнимыми или ограничивающими участников закупки.
Год выпуска оборудования является одним из реквизитов типового контракта на поставку медицинских изделий, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.10.2015 N 724н "Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод: в эксплуатацию медицинских изделий, обучение: правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2016 N 41478).
Установление заказчиком в контракте требования к году выпуска закупаемого оборудования - 2023 - в данном случае обусловлено потребностью заказчика в более новом, современном оборудовании и осуществлено с учетом как специфики самого товара - медицинского изделия, так и специфики деятельности заказчика - медицинской организации, при этом необходимо учитывать, что даже не используемый товар ежегодно уменьшается в цене (амортизация), таким образом предлагая к поставке товар ранее 2023 года выпуска, участник закупки хочет продать его по цене, превышающей его реальную стоимость.
Довод заявителя об отсутствии на рынке товара 2023 года выпуска опровергается наличием 2-х заявок, в которых участники закупки предложили товар 2023 года выпуска.
Комиссией было установлено, что при описании объекта закупки Заказчик не нарушил нормы законодательства.
Дополнительно сообщаем, что недостоверные характеристики предложенного товара могут быть установлены на моменте приемки Заказчиком.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указал, что Заказчик закупает полноценную систему, и все составляющие ее работают по одному товарному знаку, но, устанавливая совместимость скопов с производителем Olympus, Заказчик уже ограничивает конкуренцию, так как возможно поставить только Olympus, в том числе и по видеопроцессору.
На основании части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В соответствии со ст.6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Указанные разъяснения приведены в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.
Таким образом, по смыслу приведенных нормативных положений определение характеристик товара относи тся к компетенции заказчика с учетом его конкретных объективных потребностей.
При описании объекта закупки заказчиком использовались технические характеристики оборудования, соответствующего потребностям заказчика и лечебного учреждения, для которого закупается оборудование.
Заказчик, при осуществлении закупки несет, в том числе, ответственность, предусмотренную Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны граждан в Российской Федерации" и не имеет права не учитывать технические характеристики, необходимые медицинским учреждениям, для которых осуществляется закупка.
Заказчик вправе детализировать предмет закупки путем установления требований к поставляемым товарам таким образом, чтобы они в полной мерс соответствовали его потребностям и позволяли должным образом осуществлять профессиональную деятельность.
Так, в Описании объекта закупки Заказчиком определены характеристики товара и установлены значения характеристик, отражающие реальную потребность Заказчика и позволяющие определить соответствие предлагаемого товара потребностям Заказчика.
Таким образом, в описании объекта закупки определены функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки, отвечающие потребностям Заказчика и целям закупки в наибольшей степени.
Объектом закупки является система эндоскопической визуализации, включающая в себя различное оборудование и иные товары. Заказчиком к части оборудования (видеопроцессору, видеогастроскопам, бронхоскопам) установлено требование о необходимости обеспечения взаимодействия с оборудованием производителя OLYMPUS уже используемым Заказчиком.
На балансе Заказчика (медучреждения) имеются видео эндоскопические стойки только с видеопроцессорами, произведенными компанией OLYMPUS, и, как следствие, видеоэндоскопами только производителя OLYMPUS.
Заказчиком в качестве отдельного оборудования ранее приобретены эндоскопы производителя OLYMPUS.
Приобретаемый эндоскопический комплекс планируется дооснастить приобретенными ранее изделиями для оказания медицинской помощи в полном объеме.
Что касается необходимости обеспечения взаимодействия оборудования, приобретаемого Заказчиком, и уже используемого Заказчиком, то данное требование имеет ключевое значение для непрерывного оказания эндоскопическим отделением медицинской услуги по проведению эндоскопических исследований.
В случае если кабинет будет оборудован эндоскопической стойкой иного производителя с несовместимыми с OLYMPUS, эндоскопы перестанут быть взаимозаменяемыми по причине отсутствия возможности взаимодействия между ними.
То есть, в случае использования оборудования иного производителя, невозможно будет использовать его в другом кабинете, поскольку оборудование иного производителя не будет обеспечивать взаимодействие с имеющимся у заказчика оборудованием (видеопроцессором стойки в другом кабинете).
Также в данном случае проведение двух подряд исследований с использованием одного несовместимого видеогастроскопа возможно только после дезинфекции высокого уровня, которая занимает продолжительное время.
Эндоскопические исследования имеют сжатые регламентные сроки проведения и после каждого исследования видеогастроскопы в обязательном порядке должны проходить аппаратную дезинфекцию высокого уровня, которая занимает более получаса.
Такие длительные простои оборудования сокращают количество исследований в течение рабочего дня и снижают качество и доступность медицинской помощи. (В случае обеспечении взаимодействии между эндоскопическим оборудованием, проведение подряд двух эндоскопических исследований на оборудовании одного производителя возможно без длительного перерыва на обработку видеоэндоскона, поскольку врач после завершения первого исследования, отключив использованный видеоколоноскоп от видеопроцессора, передаст его на обработку и вместо него подключит другой, хранящийся в эндоскопической стойке).
Следовательно, требование о необходимости обеспечения взаимодействия обусловлено не желанием Заказчика ограничить круг потенциальных участников закупки, а производственной необходимостью и многолетним опытом эксплуатации врачами эндоскопического отделения Заказчика эндоскопических стоек и видео эндоскопов.
Понятия "совместимость" и "взаимодействие оборудования" Законом о контрактной системе не установлены.
Заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к уровню совместимости и взаимодействия приобретаемого оборудования, исходя из разумности, обоснованности и необходимости непрерывного и качественного проведения эндоскопических исследований Заказчиком.
В информационном письме ООО "Олимпас Москва" от 14.09.2023 (приложено') официального представителя компании Olympus Corporation (Япония) и Olympus Europa SE & CO. KG (Германия), указано, что Согласно инструкции но эксплуатации видеоскоп гастроинтестинальный GIF-H170. видеоколоноскоп CF-H170L, бронхоскоп BF-1TQ170 производства Olympus совместимы только с центром видеоинформационным СУ-170 производства Olympus.
Автоматическая установка моечная для промывки эндоскопов производства "OLYMPUS MEDICAL SYSTEMS CORPORATION" (Япония) предназначена для очистки и дезинфекции высокого уровня гибких эндоскопов (фиброскопов и видеоскопов) и их вспомогательного оборудования фирмы Olympus, согласно Инструкции но эксплуатации. Автоматическая установка моечная для промывки эндоскопов была разработана специально для очистки и дезинфекции фиброскопов, видеоскопов Olympus и полностью совместима с данным оборудованием.
Согласно инструкции по обработке видеоскоп гастроинтестинальный GIF-H170, видеоколоноскоп CF-H170L, бронхоскоп BF-1TQ170 производства Olympus пригоден только для ультразвуковой очистки, выполняемой в рекомендованной Olympus автоматической установке моечной для промывки эндоскопов.
Использование любого несовместимого оборудования может привести к травмированию пациента или повреждению оборудования и делает невозможным нормальную работу системы в целом.
Комиссией было установлено, что описание объекта закупке соответствует нормам законодательства.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Ренессанс-Мед" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены комиссии Хлебников М.В.
Шайхуллин В.Э.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Шайхуллин В.Э.
тел.(347)2163354, 002-113
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 17 апреля 2024 г. N ТО002/06/106-679/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2024