Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
специалист-эксперт отдела контроля закупок - Шайхуллин В.Э.;
специалист 1 разряда отдела контроля закупок - Радина З.С.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Заказчик: ГБУЗ РБ ГКБ N21 г. Уфа
- в присутствии представителя.
Заявитель: ИП Кульчицкая О.В.
- в присутствии представителя.
Заявитель: ООО "Медикор"
- в присутствии представителя.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ИП Кульчицкая О.В. (вх. 6148/24 от 16.04.2024), ООО "Медикор" (вх. 6190/24 от 17.04.2024) на действия ГБУЗ РБ ГКБ N21 г. Уфа при определении поставщика путем проведения закупки N0301300051524000122.
По мнению Заявителя, комиссией Заказчика нарушен Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы действующего законодательства.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупке N0301300051524000122.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
27 марта 2024 года на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на электронной площадке https://www.rts-tender.ru/ и на официальном сайте http://zakupki.gov.ru Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Башкортостан городская клиническая больница N1 города Уфа (далее - Заказчик) было опубликовано извещение об осуществлении закупки N 0301300051524000122 "Поставка медицинских изделий (набор для контроля давления)".
Заявитель ООО "Медикор" в жалобе указывает, что согласно журналу событий закупки, Заказчику было направлено три запроса на разъяснение следующих требований:
1. Диапазон измерений (минимальное значение) 50
2. Встроенный кабель с четырехконтактным разъемом, совместимый с соединительным кабелем Комбитранс производства Б.Браун Мельзунген АГ, имеющимся у заказчика.
Согласно разъяснениям на запрос Заказчиком в техническое задание было внесено изменение:
Диапазон измерений (минимальное значение) - 50
Изменение в требование "Встроенный кабель с четырехконтактным разъемом, совместимый с соединительным кабелем Комбитранс производства Б.Браун Мельзунген АГ, имеющимся у заказчика" внесены не были.
На основании вышеизложенного заявитель считает, что при формировании технического задания Заказчик должен учитывать, что каждая позиция должна быть сформулирована как минимум под двух производителей, зарегистрированных на территории Российской Федерации.
Заявитель ИП Кульчицкая О.В. в жалобе указывает, что Заказчик в описании объекта закупки "Набор с датчиком для измерения артериального давления" среди требований указано на необходимость наличия встроенного кабеля с четырехконтактным разъемом, совместимого с соединительным кабелем Комбитранс производства Б.Браун Мельзунген АГ, имеющимся у заказчика (пункт 16 Приложения N 1 к описанию объекта закупки). Поскольку Заказчик ограничен в указании конкретных товарных знаков, устанавливая в закупочной документации требование обязательной совместимости с соединительным кабелем Комбитранс, Заказчик создает условия, когда любые предложения товаров производства отличного от производства компании "Б.Браун Мельзунген АГ" не могут быть приняты к закупке.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе целями регулирования данного закона являются, в частности, повышение эффективного и результативного осуществления закупок товаров для государственных и муниципальных нужд, развитие добросовестной конкуренции.
Основными задачами Закона о контрактной системе являются обеспечение максимально широкого круга участников закупки и выявление в результате закупки лица, исполнение государственного контракта которым в наибольшей степени будет отвечать требованиям, установленным в документации о проведении закупки, а также требованиям бюджетного законодательства РФ по эффективному использованию бюджетных денежных средств.
Законом о контрактной системе и Законом о защите конкуренции не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, то есть действующее законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных или муниципальных нужд товара в документации о закупке устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара, а также товарам, произведенным в какой-либо определенной стране
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) описание объекта закупки должно содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
5) описание объекта закупки должно содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 Закона о контрактной системе;
7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;
8) описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзора) N09-С-571-1414 от 05.02.2016 г. возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя определяется производителем медицинского оборудования. Совместное применение таких изделий без проведённых экспертиз на совместимость может привести к причинению вреда жизни, здоровью граждан и медицинских работников".
Также согласно письму Росздравнадзора N04-31270/17 от 22.06.2017 г. совместная эксплуатация отдельно зарегистрированных медицинских изделий одного производителя и принадлежностей (в том числе реагентов и расходных материалов) другого возможна при условии указания в документации производителя возможности совместного использования и подтверждения результатами экспертиз качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, в том числе в комплекте регистрационной документации.
Заказчик указывает, что поставка товара, не соответствующего требованиям Заказчика, может отрицательно отразиться на качестве оказания медицинской помощи, состоянии здоровья, как пациентов, так и медицинского персонала, а также привести к срыву лечебного процесса. Заказчик вправе закупать те товары, которые ему требуются, и устанавливать требования к поставляемому товару, которые имеют целью определение соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика. Установление изложенных требований обусловлено спецификой лечебного процесса, используемых технологий в лечебном процессе и соответственно спецификой закупаемого товара и его применения.
Исходя из смысла пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара при оказании соответствующих услуг.
Отсутствие у участников закупки возможности поставить товар необходимый Заказчику, не означает ограничение количества участников такой закупки. Участником закупки может выступить любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации.
Основываясь на положениях Закона о контрактной системе, в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Следовательно, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
В информационном письме официального представителя производителя кабелей - ООО "Б.Браун Медикал" указано, что только наборы Комбитранс производства Б. Браун Мельзунген АГ совместимы с данными кабелями. Таким образом, осуществляется закупка совместимых расходных материалов к уже имеющимся изделиям, что напрямую разрешено Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В инструкции на кабели Комбитранс указано, что "Кабели соединительные Комбитранс предназначены для подключения преобразователя(ей) Комбитранс к блоку(ам) инвазивного мониторинга физиологического давления монитора пациента и передачи электрических сигналов к монитору, где происходит обработка сигналов, вывод на экран в виде кривой давления и сохранение в памяти компьютера".
Указанная в аукционной документации продукция имеется в свободном обращении на рынке медицинских изделий РФ и ее включение в аукционную документацию не нарушает действующее законодательство РФ. При этом довод о том, что медицинские изделия возможно производятся единственным производителем, не может повлиять на результат торгов, т. к. иностранная компания "B. Braun" в принципе не является участником закупки, а объект закупки - это медицинские изделия, которые находятся в свободном обращении на рынке РФ. Требования документации не ограничивают число участников закупки, т. к. предметом аукциона является поставка, а не производство (изготовление) товара. Отсутствие ограничения конкуренции также подтверждается предоставлением различными компаниями коммерческих предложений для формирования НМЦК с отличающейся друг от друга ценой. Никто не мешает любой компании купить указанную продукцию в России, напрямую у производителя в Германии или в любой другой стране мира и поставить по данному аукциону. Таким образом, ограничения конкуренции по данному аукциону отсутствуют.
Что касается довода о том, что кабель Комбитранс является принадлежностью, то он является несостоятельным. В РУ NРЗН 2013/245 от 20.07.2017 г. четко указано, что кабель соединительный Комбитранс (п. 8) является устройством для контроля кровяного давления, то есть медицинским изделием. Принадлежности в регистрационных удостоверениях указываются отдельно и с соответствующим указанием, что те или иные изделия являются принадлежностями.
Таким образом, доводы признаются необоснованными.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобы ООО "Медикор", ИП Кульчицкая О.В. необоснованными.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены комиссии Шайхуллин В.Э.;
Радина З.С.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Радина З.С.
тел.(347)2163354, вн.002-113
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 22 апреля 2024 г. N ТО002/06/106-740/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2024