Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИСПОЛНЕНИЯ ФУНКЦИЙ УПОЛНОМОЧЕННОГО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САЙМЕНСКОМУ КАНАЛУ:
от Заявителя -ООО "Интеграл":
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 4349-ИП/24 от 12.04.2024) на положения извещения при проведении запроса котировок в электронной форме на "Обслуживание служебно-разъездного катера".
Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме размещено 05.04.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 021 190,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается заказчиками в виде электронного документа.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 той же статьи предусмотрено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2604) утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Из содержания жалобы следует, что извещение об осуществлении закупки составлено с нарушением требований законодательства о контрактной системе, а именно:
- Заказчик установил требования к техническим характеристикам товара, которые, по мнению Заявителя, не соответствуют статье 33 Закона о контрактной системе;
- Заявитель указывает, что закупка масел и расходных материалов в обязательном порядке у компании VOLVO PENTA будет являться нарушением действующего законодательства, поскольку в составе извещения установлены ограничения в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
- Неправомерное установление требования в отношении самостоятельного оформления пропуска;
- Техническое задание не содержит объем выполняемых работ;
- В техническом задании неправомерно установлено требование о том, что для выполнения отдельного вида работ потребуется выставить по периметру катера рабочие леса, подвести воду и электричество.
Рассмотрев представленные доводы и выслушав пояснения сторон, сопоставив требования Извещения с действующим законодательством, Комиссия не усматривает достаточных оснований для подтверждения доводов Заявителя на основании следующего.
Относительно Довода N1.
Комиссия, проанализировав нормы действующего законодательства, установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что при составлении описания объекта закупки заказчик использует показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Комиссия, проанализировав извещение об осуществлении закупки, установила, что Заказчик приобретает расходные материалы к машинам и оборудованию, которые уже есть на балансе и которые нуждаются в обслуживании.
Так, Техническим заданием предусмотрено:
N |
Запасные части |
|
Кат. номер |
Кол-во |
Ед. изм. |
||
1 |
Масло моторное ГД VOLVO PENTA |
|
|
22479643 |
35 |
л. |
|
2 |
Фильтр масляный VOLVO PENTA |
|
|
22030852 |
2 |
шт. |
|
3 |
Фильтр масляный VOLVO PENTA |
|
|
22030848 |
2 |
шт. |
|
4 |
Фильтр топливный VOLVO PENTA |
|
|
21718912 |
2 |
шт. |
|
5 |
Фильтр сепаратора VOLVO PENTA |
|
|
3838852 |
2 |
шт. |
|
6 |
Фильтр вентиляции картера VOLVO PENTA |
|
|
|
3584145 |
2 |
шт. |
7 |
Масло ATF VOLVO PENTA |
|
1161995 |
10 |
л. |
||
8 |
Фильтр масленый ДГ DONALDSON |
|
|
|
P550162 |
1 |
шт. |
9 |
Фильтр воздушный VOLVO PENTA |
|
|
21702999 |
2 |
шт. |
|
10 |
Фильтр редуктора VOLVO PENTA |
|
|
3582069 |
2 |
шт. |
|
11 |
Крыльчатка насоса забортной воды VOLVO PENTA |
3588475 |
2 |
шт. |
|||
12 |
Крыльчатка насоса забортной воды для дизель генератора ONAN |
1320375 |
1 |
шт. |
Комиссия отмечает, что согласно пп. "в" пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак, в случае осуществления закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Исходя из того, что в Техническом задании указано, что Заказчик нуждается в оказание услуг по обслуживанию служебно-разъездного катера (BENETEAU SWIFT TRAWLER 44, 2 Х 300 VOLVO PENTA D4), Комиссия признает правомерность закупки фильтров, масла, крыльчаток для насоса с указанием таких машин и оборудования.
Таким образом, довод жалобы не находит своего подтверждения.
Относительно Довода N2.
Согласно приложению от 11 мая 2022 года N851 (Перечень юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры со стороны Российской Федерации), утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации и Указом Президента Российской Федерации от 03.05.2022 N252.
Комиссия отмечает, что Заказчик в извещении не указывал, на то, что только компания VOLVO может принимать участие в закупке.
Законом предусмотрена возможность поставки определенного товара, оказания услуг, выполнения работ любым лицом не находящиеся под санкциями, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьютеры, поставщики, готовые поставить оборудование, отвечающее требованиям извещения об аукционе и удовлетворяющее потребностям Заказчика.
Исходя из 3 коммерческих предложений и того, что в Санкт-Петербурге большое количество официальных дистрибьюторов компании VOLVO, магазинов запчастей у которых в свободном доступе можно приобрети любые запчасти и расходные материалы компании VOLVO, то ограничения конкуренции в указанной части, Комиссия не выявляет.
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушения законодательства о контрактной системе.
Относительно Довода N3.
Комиссия, проанализировав извещение об осуществлении закупки, установила наличие, в том числе следующих требований:
"3. Условия оказания услуг, требования к качеству, техническим характеристикам применяемых материалов, запасных частей и оборудованию:
3.1. Исполнитель должен самостоятельно, своими силами оформить пропуск на территорию выборгского судостроительного завода.
3.1.1. Для выполнения отдельного вида работ в рамках настоящего технического задания, потребуется выставить по периметру катера рабочие леса, подвести воду и электричество.
3.2. В случае если Исполнитель по истечению 5 рабочих дней не приступил к исполнению своих обязательств по контракту, Заказчик имеет право начать процедуру расторжения контракта в одностороннем порядке".
Заказчиком до заседания Комиссии были представлены письменные пояснения, из которых следует, что никаких препятствий со стороны завода в выдачи пропусков нет, основание для завода в выдаче пропусков Исполнителю, подписанный контракт Исполнителя с ФГУ "Сайменский канал" на техническое обслуживание катера.
Комиссия установила, что после того как определится Исполнитель по договору, Заказчик, не дожидаясь подписания Контракта, отправляет данные об Исполнителе на завод, Исполнитель в день заключения контракта с Заказчиком подает данные на транспортное средство, своих сотрудников и заполняет декларацию на ввозимые им инструменты и специальное оборудование и в течение двух суток получает разрешение на въезд.
В случае каких-либо задержек со стороне завода, Заказчик окажет максимальное содействие в получение пропусков.
При таких обстоятельствах, Комиссия не может прийти к выводу о нарушении Закона о контрактной системе, поскольку надлежащих доказательств в виде реальных отказов со стороны завода в оформлении пропусков, Комиссии представлено не было.
Относительно Довода N4.
Комиссия установила, что объем работ определен размерами судна, так же в техническом задании указано конкретное количество закупаемого гелькоута.
Гелькоут - гелеобразный состав, используемый для создания декоративно-защитного покрытия композитных изделий.
Заказчик пояснил, что навигационный комплекс Raymarine работает на картах NAVIONICS, стоимость обновления карт для устройства Raymarine практически одинакова для всех устройств, так как устанавливаются навигационные карты на флеш-накопитель и имеют одинаковый формат чтения для навигационных устройств.
Сам о себе подбор Исполнителем гелькоута в цвет корпуса судна не является фактором, ограничивающим финансовые просчеты его стоимости.
Согласно Техническому заданию осмотреть служебно-разъездной катер на предмет технического задания Заказчика, можно по рабочим дням с 09:00 до 18:00, что делает возможным любому потенциальному участнику ознакомится с судном и понять, какой цвет имеет судно в настоящее время (после использования) и какой цвет гелькоута нужно использовать.
Таким образом, Комиссия довод жалобы не может считать обоснованным, поскольку.
Относительно Довода N5.
Согласно техническому заданию:
"3.1.1. Для выполнения отдельного вида работ в рамках настоящего технического задания, потребуется выставить по периметру катера рабочие леса, подвести воду и электричество".
Комиссия соглашается с доводами Заказчика, что рабочие леса необходимы для соблюдения техники безопасности на режимном объекте при оказании данного вида услуг.
Заказчик также пояснил, что Участник может привезти с собой генератор и емкость с водой, это так же обеспечит возможность замыть корпус судна и палубу с помощью мойки высокого давления. Мойка высокого давления необходима для вымывания мелких частиц грязи, попавших в трещины и труднодоступные для замывки места, а НМЦК в 1 021 190,00 рублей уже включает эти затраты.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы также не находит своего подтверждения.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Интеграл" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 18 апреля 2024 г. N 047/06/42-906/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2024