Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 21.08.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0845200000323000024 на оказание услуг по сопровождению государственной информационной системы "Региональный кадастр отходов Ленинградской области".
Начальная (максимальная) цена контракта: 9 404 919,84 рублей.
По результатам запроса котировок при значительно снижении цены между Заказчиком и Участником 18.09.2023 был заключен контракт N 3040 на сумму 6 500 000,00 рублей (далее - Контракт).
Из направленного Заказчиком обращения следует, что согласно решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 29.03.2024 Контракт расторгнут.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
На заседании Комиссии, которое проходило 12.04.2024 в формате видеоконференцсвязи, присутствовали представители Заказчика и Общества.
Вместе с тем, Участник на заседании 12.04.2024 дал только устные пояснения, поскольку им не готовились письменные пояснения, запрошенные Управлением уведомлением N 3515/24 от 10.04.2024, кроме того Комиссия Ленинградского УФАС России выявила что хронология событий сторон отличается друг от друга.
В связи с чем, Комиссия посчитала необходимым обязать стороны приобщить дополнительные документы (Участнику заверенную переписку нотариально, а Заказчику, ввиду действия у него электронного документооборота, доказательства отправки писем со всеми входящими/исходящими номерами), а заседание было отложено на 24.04.2024.
Заседание продолжилось 24.04.2024, однако представитель Общества явку на заседание не обеспечил, письменные пояснения, запрошенные у Участника в адрес Ленинградского УФАС России не поступали, как и заверенная у нотариуса переписка.
Со своей стороны, Заказчик приобщил в материалы дела Ленинградского УФАС России хронологию событий с имеющимися доказательствами отправки/получения из системы электронного документооборота.
Таким образом, Участник, уведомленный надлежащим образом, не предоставил письменных пояснений, явку на заседание в формате видеоконференцсвязи для сопоставления его доводов с документами Заказчика не обеспечил, то есть не отправил Комиссии Ленинградского УФАС документов с фактами своей добросовестности, которые не подлежат сомнению, исходя из чего, Комиссия считает, что Исполнитель представил тот пакет документов, которыми располагал и считал достаточным для принятия соответствующего решения по рассматриваемому делу.
Комиссия Ленинградского УФАС, оценив представленные Заказчиком и Участником документы пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 10.8. Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским законодательством Российской Федерации
Комиссия Ленинградского УФАС, ознакомившись с Контрактом выявила, что:
- 1.1. Исполнитель обязуется в сроки и на условиях настоящего Контракта оказать услуги по сопровождению государственной информационной системы "Региональный кадастр отходов Ленинградской области" (далее - Услуги), согласно Описанию объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять оказанные Услуги и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
- 1.2. Качество и результат оказанных Исполнителем Услуг должны соответствовать требованиям, установленным Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту), а также настоящим Контрактом.
- 1.3. Функциональный заказчик: Комитет Ленинградской области по обращению с отходами (при участии ЛОГКУ "Центр Ленинградской области по организации деятельности по обращению с отходами").
- 2.1. Место оказания услуг: в соответствии с Приложением N 1 к Описанию объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту).
- 2.2. Настоящий Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до 31 декабря 2024 года, а в части оплаты (возмещения убытков, выплаты неустойки) - до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту.
Контракт считается заключенным в день размещения Контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, в единой информационной системе.
Срок оказания услуг: с момента заключения Контракта в течение 12 календарных месяцев. Отчетные периоды: 3 месяца.
Согласно п. 6.1. Контракта Исполнитель не позднее 3 (трех) рабочих дней месяца, следующего за отчетным периодом, уведомляет Заказчика о готовности оказанных Услуг к сдаче в письменном виде путем направления соответствующего уведомления на электронную почту Заказчика, отчетные документы, указанные в разделе 4 Описания объекта закупки (Приложение N1 к Контракту), а так же формирует и подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - усиленная электронная подпись) лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя документ о приемке оказанных Услуг (Периода оказанных услуг) в единой информационной системе в сфере закупок (далее - структурированный документ о приемке), который должен содержать:
а) включенные в контракт в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ идентификационный код закупки, наименование, место нахождения Заказчика, наименование объекта закупки, место оказания услуги, информацию о Исполнителе, предусмотренную подпунктами "а", "г" и "е" части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ, единицу измерения оказанной услуги;
б) наименование оказанной услуги;
в) информацию об объеме оказанной услуги;
г) стоимость исполненных Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, с указанием цены за единицу оказанной услуги;
д) иную информацию (с учетом требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона N 44-ФЗ);
Согласно п. 6.2. Контракта в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет предусмотренная пунктом 6.1. контракта информация, содержащаяся в документе о приемке.
По п. 6.3. Контракта приемка результатов оказания Услуг каждого этапа по Контракту осуществляется приемочной комиссией в течение 12 (Двенадцати) рабочих дней со дня получения документа о приемке.
На основании п. 6.8. Контракта экспертиза на соответствие требованиям, установленным Контрактом и предусмотренной им нормативной и иной документацией, проводится уполномоченными представителями Заказчика в течение срока указанного в п. 6.3. Контракта. На основании проведенной экспертизы Заказчик подписывает структурированный документ о приемке в единой информационной системе в сфере закупок или мотивированный отказ от приемки, в котором указываются недостатки и сроки их устранения.
Неотъемлемыми частями Контракта являются:
13.1. Приложение N 1 - Описание объекта закупки (Техническое задание, ТЗ);
13.2. Приложение N 2 - Ответственные представители Сторон;
13.3. Приложение N 3 - Расчет цены Контракта.
Из существа обращения Заказчика следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от 29.03.2024 принято в связи с тем, что Участником нарушены существенные условия Контракта, а именно нарушен регламент консультирования пользователей (Приложение N3 ТЗ), не осуществлялся ежедневный мониторинг с выявлением инцидентов (п. 3.2.4 ТЗ), не осуществлялся мониторинг работоспособности общего ПО (п. 3.2.2 ТЗ), не производился мониторинг показателей работоспособности системы (п. 3.2.1. ТЗ), не заносились обращения о неисправности сайта (п. 3.7 ТЗ), то есть Заказчик не получил тот результат, на который он рассчитывал при заключении Контракта, в результате обязательства оказались сорванными, что имеет негативные последствия для всей Ленинградской области.
Комиссия Ленинградского УФАС считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи с учетом хронологии событий.
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником (приобщены в материалы дела), Комиссия УФАС Ленинградской области усматривает следующие важные обстоятельства.
Комиссия отмечает, что будет использовать документы при анализе хронологии событий и переписки между сторонами исключительно с подтвержденным фактом отправки/получения, взаимодействие между сторонами можно представить в следующей табличной форме.
N документа |
Дата регистрации |
Исх. N |
Адресат |
Автор |
Краткое содержание |
01-04/6455-2023 |
22.09.2023 |
Нет |
Сытник Андрей Сергеевич |
ООО Эксперт (Предприятия и организации ГОССТРОЙНАДЗОРА ЛО) |
Заявка на разграничение доступа. |
01-04/6445-2023 |
21.09.2023 |
278 21.09.2023 |
Белая Н.В. |
Хюнгзберг Е.В. (ООО "Эксперт") |
Заявка на присоединение к ЕСПД ЛО |
01-03/2177-2023 |
22.09.2023 |
01-03/2177-2023 22.09.2023 |
КУЗНЕЦОВА А.Н. (Комитет Ленинградской области по обращению с отходами) |
Белая Н.В. |
О заключении ГК от 18.09.2023 N 3040 на сопровождение Системы Кадастра отходов |
01-04/6557-2023 |
25.09.2023 |
03-20-ИСХ-УО-2513/2023 25.09.2023 |
Белая Н.В. |
Чуркина И.О. (Комитет Ленинградской области по обращению с отходами) |
о предложении по включению в состав приемочной комиссии представителей комитета и ЛОГКУ |
01-04/6764-2023 |
02.10.2023 |
282 29.09.2023 |
Филатов А.Н. |
Хюнгзберг Е.В. (ООО "Эксперт") |
О направлении контактных данных для консультирования и направления запросов ГК N 3040 от 18.09.2023 |
01-04/6830-2023 |
04.10.2023 |
289 03.10.2023 |
Филатов А.Н. |
Хюнгзберг Е.В. (ООО "Эксперт") |
О выполнении ТУ для присоединения к ЕСПД ЛО (ГК N 3040 от 18.09.2023) |
01-03/2285-2023 |
04.10.2023 |
01-03/2285-2023 04.10.2023 |
КУЗНЕЦОВА А.Н. (Комитет Ленинградской области по обращению с отходами) |
Белая Н.В. |
Протокол встречи от 29.09.2023 установочное совещания по ГК 3040 сопровождение "Кадастр отходов" |
01-04/6834-2023 |
04.10.2023 |
290 04.10.2023 |
Филатов А.Н. |
Хюнгзберг Е.В. (ООО "Эксперт") |
О направлении контактных данных (ГК N 3040 от 18.09.2023) |
01-03/2291-2023 |
05.10.2023 |
01-03/2291-2023 05.10.2023 |
Хюнгзберг Е.В. (ООО "Эксперт") |
Белая Н.В. |
О направлении контактных данных для консультирования и направления запросов ГК N 3040 от 18.09.2023 |
01-04/6869-2023 |
05.10.2023 |
293 04.10.2023 |
Филатов А.Н. |
Хюнгзберг Е.В. (ООО "Эксперт") |
О согласовании привлечения соисполнителей по ГК N 3040 от 18.09.2023 |
01-04/6917-2023 |
06.10.2023 |
300 06.10.2023 |
Белая Н.В. |
Хюнгзберг Е.В. (ООО "Эксперт") |
Контактные данные по ГК от 18.09.2023 N 3040 |
01-04/7003-2023 |
11.10.2023 |
03-20-ИСХ-УО-2659/2023 11.10.2023 |
Сытник Андрей Сергеевич |
КУЗНЕЦОВА А.Н. (Комитет Ленинградской области по обращению с отходами) |
О направлении заявки на согласование с КЦР на оказание услуг по сопровождению государственной информационной системы "Региональный кадастр отходов ЛО" |
01-03/2365-2023 |
13.10.2023 |
01-03/2365-2023 13.10.2023 |
Хюнгзберг Е.В. (ООО "Эксперт") |
Пирогов Я.Е. |
О привлечении третьих лиц по ГК N 3040 от 18.09.2023 |
01-04/7101-2023 |
13.10.2023 |
309 13.10.2023 |
Пирогов Я.Е. |
Хюнгзберг Е.В. (ООО "Эксперт") |
О предоставлении списка серверов |
01-03/2382-2023 |
16.10.2023 |
01-03/2382-2023 16.10.2023 |
Хюнгзберг Е.В. (ООО "Эксперт") |
Пирогов Я.Е. |
ГК 3040 от 18.09.2023 Запрос информации о ходе исполнения Контракта. |
01-04/7167-2023 |
17.10.2023 |
310 16.10.2023 |
Пирогов Я.Е. |
Хюнгзберг Е.В. (ООО "Эксперт") |
О предоставлении доступа к информационной системе |
01-03/2437-2023 |
20.10.2023 |
01-03/2437-2023 20.10.2023 |
Хюнгзберг Е.В. (ООО "Эксперт") |
Белая Н.В. |
О предоставлении списка серверов и учетной записи ГК 3040 от 18.09.2023 |
01-04/7380-2023 |
24.10.2023 |
322 23.10.2023 |
Пирогов Я.Е. |
Бойко О.В. (Бойко О.В.) |
ГК 3040 от 18.09.2023 О ходе исполнения Контракта |
01-04/7403-2023 |
24.10.2023 |
03-19-ИСХ-УО-2805/2023 24.10.2023 |
Сытник Андрей Сергеевич |
КУЗНЕЦОВА А.Н. (Комитет Ленинградской области по обращению с отходами) |
повторно направляется заявка по обращению ООО "Эксперт" в рамках ГК на сопровождение ГИС |
01-04/7603-2023 |
31.10.2023 |
03-19-ИСХ-УО-2853/2023 31.10.2023 |
Сытник Андрей Сергеевич |
КУЗНЕЦОВА А.Н. (Комитет Ленинградской области по обращению с отходами) |
О повторном направлении заявки на разграничение доступа к ГИС в рамках государственного контракта |
01-04/7617-2023 |
31.10.2023 |
335 31.10.2023 |
Пирогов Я.Е. |
Хюнгзберг Е.В. (ООО "Эксперт") |
О создании учетной записи |
01-03/2568-2023 |
01.11.2023 |
01-03/2568-2023 01.11.2023 |
Хюнгзберг Е.В. (ООО "Эксперт") |
Пирогов Я.Е. |
Требование об уплате неустойки (штрафа) по ГК 3040 от 18.09.2023 (1 отчетный период) |
01-04/7792-2023 |
08.11.2023 |
339 07.11.2023 |
Пирогов Я.Е. |
Хюнгзберг Е.В. (ООО "Эксперт") |
О предоставлении актуальной информации |
01-04/7953-2023 |
13.11.2023 |
03-20-ИСХ-УО-3020/2023 13.11.2023 |
Хюнгзберг Е.В. Сытник Андрей Сергеевич |
КУЗНЕЦОВА А.Н. (Комитет Ленинградской области по обращению с отходами) |
О согласовании заявки |
01-04/8051-2023 |
15.11.2023 |
344 10.11.2023 |
Пирогов Я.Е. |
Буваев Б.К. (ООО "Эксперт") |
Возражение на требования об уплате неустойки (штрафа) |
01-04/8144-2023 |
20.11.2023 |
359 17.11.2023 |
Сытник Андрей Сергеевич |
Хюнгзберг Е.В. (ООО "Эксперт") |
Заявка на разграничение доступа. |
01-04/8165-2023 |
20.11.2023 |
360 20.11.2023 |
Пирогов Я.Е. |
Хюнгзберг Е.В. (ООО "Эксперт") |
О настройке тестового контура РКО ЛО по ГК N 3040 от 18.09.2023 |
01-04/9256-2023 |
19.12.2023 |
424 19.12.2023 |
Пирогов Я.Е. |
Хюнгзберг Е.В. (ООО "Эксперт") |
О готовности сдачи услуг по 1 этапу ГК 3040 от 18.09.23 |
01-04/9494-2023 |
26.12.2023 |
427 25.12.2023 |
Пирогов Я.Е. |
Хюнгзберг Е.В. (ООО "Эксперт") |
Об инсталляции компонентов Системы по ГКN 3040 от 18.09.2023 |
01-03/36-2024 |
16.01.2024 |
01-03/36-2024 16.01.2024 |
Хюнгзберг Е.В. (ООО "Эксперт") |
Белая Н.В. |
Мотивированный отказ на уведомление о готовности сдачи услуг по 1 этапу ГК 3040 от 18.09.23 |
01-04/725-2024 |
29.01.2024 |
554 29.01.2024 |
Пирогов Я.Е. |
Хюнгзберг Е.В. (ООО "Эксперт") |
О расширении объема жесткого диска в рамках работы по ГК N 3040 от 18.09.2023 |
01-04/929-2024 |
05.02.2024 |
565 05.02.2024 |
Пирогов Я.Е. |
Хюнгзберг Е.В. (ООО "Эксперт") |
О направлении документации за 1 отчетный период по ГК N 3040 от 18.09.2023 |
01-03/414-2024 |
26.02.2024 |
01-03/414-2024 26.02.2024 |
Хюнгзберг Е.В. (ООО "Эксперт") |
Пирогов Я.Е. |
О замечаниях к направленной документации за 1 отчетный период по ГК N 3040 от 18.09.2023 |
01-04/1959-2024 |
11.03.2024 |
03-20-ИСХ-УО-807/2024 от 11.03.2024 |
Пирогов Я.Е. |
КУЗНЕЦОВА А.Н. (Комитет Ленинградской области по обращению с отходами) |
О сбоях в работе системы |
01-04/1974-2024 |
12.03.2024 |
596 11.03.2024 |
Пирогов Я.Е. |
Хюнгзберг Е.В. (ООО "Эксперт") |
О направлении исправленных документов за 1 отчетный период по ГК N 3040 от 18.09.2023 |
01-03/638-2024 |
22.03.2024 |
01-03/638-2024 22.03.2024 |
Хюнгзберг Е.В. (ООО "Эксперт") |
Белая Н.В. |
Мотивированный отказ за 1 отчетный период по ГК N 3040 от 18.09.2023 |
01-03/692-2024 |
28.03.2024 |
01-03/692-2024 28.03.2024 |
Хюнгзберг Е.В. (ООО "Эксперт") |
Пирогов Я.Е. |
Ответ на письмо ООО "Эксперт" N 344 по ГК 3040 от 18.09.2023 |
01-03/693-1-2024 |
28.03.2024 |
01-03/693-1-2024 28.03.2024 |
Хюнгзберг Е.В. (ООО "Эксперт") |
Пирогов Я.Е. |
Требование об уплате неустойки по ГК 3040 от 18.09.2023 (по инциденту от 19.02.2024) |
01-04/2649-2024 |
03.04.2024 |
614 02.04.2024 |
Пирогов Я.Е. |
Хюнгзберг Е.В. (ООО "Эксперт") |
Об одностороннем отказе от исполнения ГК от 18.09.2023 N 3040 |
01-04/2659-2024 |
03.04.2024 |
617 03.04.2024 |
Пирогов Я.Е. |
Хюнгзберг Е.В. (ООО "Эксперт") |
О направлении откорректированных документов по ГК от 18.09.2023 N 3040 |
01-04/2789-2024 |
09.04.2024 |
03-20-ИСХ-УО-1154/2024 08.04.2024 |
Пирогов Я.Е. |
КУЗНЕЦОВА А.Н. (Комитет Ленинградской области по обращению с отходами) |
Перенаправление отчетной документация от ООО "Эксперт". |
01-04/2802-2024 |
09.04.2024 |
624 08.04.2024 |
Белая Н.В. |
Хюнгзберг Е.В. (ООО "Эксперт") |
О смене реквизитов (ГК N 3040 от 18.09.2023) |
01-03/839-2024 |
15.04.2024 |
01-03/839-2024 15.04.2024 |
КУЗНЕЦОВА А.Н. (Комитет Ленинградской области по обращению с отходами) |
Пирогов Я.Е. |
О расторжении ГК 3040 от 18.09.2024 и необходимости запуска новой закупочной процедуры. |
Поскольку в установленный срок после принятия решения об одностороннем отказе Участник не устранил причины его принятия, Заказчик перестал взаимодействовать с Участником после расторжения Контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято - 29.03.2024.
В материалах дела имеется информация о получении решения 29.03.2024 16:58 (МСК) Участником через ЕИС (https://zakupki.gov.ru/epz/rdik/card/reject-info.html?id=4199084).
Представитель Участника (на первом заседании Комиссии Ленинградского УФАС) в устном порядке возражал против включения в реестр недобросовестных поставщиков и в качестве аргументов ссылался на следующие факты:
1) Общество не согласно с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта, поскольку оно является незаконным и необоснованным;
2) Участник считает, что на исполнение обязательств повлияла ситуация, связанная с третьим лицом, которое параллельно проводит работы по совершенствованию системы, которую сопровождает Общество;
3) Участник имеет значительный опыт по другим контрактам.
Из обращения и пояснений Заказчика следует, что в ходе исполнения обязательств Заказчик неоднократно шел Участнику навстречу и указывал на необходимость исполнить обязательства, поскольку нуждался в оказании услуг.
Во время заседаний члены Комиссии также задавали следующие вопросы.
На вопрос Комиссии Ленинградского УФАС в адрес Участника: "Если у Участника имелись препятствия или возникли какие-либо форс-мажорные обстоятельства, то по Контракту и ГК РФ, исполнитель осуществляет приостановку работ, осуществлялась ли она, были ли письма о ней?", представитель Участника пояснил, что Общество просто писало письма, но не осуществляло приостановку, таких писем именно о приостановке в материалах дела нет, материалами дела подтверждается что Участник продолжал исполнение обязательств.
На вопрос Комиссии Ленинградского УФАС в адрес Заказчика: "Считает ли он меру в виде включения в РНП соразмерной?", представитель Заказчика пояснил, что он занимает позицию о необходимости включения сведений в РНП и настаивает на включении поскольку многократное содействие со стороны Заказчика в предоставлении сроков привело к тому, что услуги не оказаны, при этом нести ни материальную ответственность (добровольно оплачивать штрафы), ни публично-правовую (включение в РНП) Участник не намерен.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
I) Комиссия не рассматривала гражданско-правовой спор между сторонами, так как это не входит в сферу ее компетенции. Комиссия лишь на основе представленных документов, письменных и устных пояснений сторон оценивала добросовестность/недобросовестность со стороны Участника.
В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению в действиях (бездействии) Участника фактов, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публично-правовой ответственности как включение сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Поэтому Комиссия, не принимает аргументы Участника о том, что односторонний отказ является несостоятельным (Ленинградское УФАС не наделено полномочиями оценки правомерности/неправомерности его принятия), а на дату рассмотрения дела, доказательств обратного, кроме устного несогласия, не имеется.
Исходя из чего, Комиссия в совокупности оценивает материалы, документы, письма с точки зрения добросовестности/недобросовестности со стороны Участника при исполнении Контракта, а доводы о неправомерности одностороннего отказа подлежат отклонению.
II) Ссылки Участника на то, что неисполнение обязательств произошло из-за сложностей и вины третьего лица, не могут быть приняты во внимание.
Согласно нормам действующего законодательства Российской Федерации и заключенному Контракту Участник обязан оказать услуги в объеме и сроки, предусмотренные Контрактом и приложениями к нему, и сдать их результат Заказчику.
Объем, качество и сроки были заранее известны Участнику, при этом Комиссии не представлено документов, которые свидетельствуют о том, что Участник соблюдал все существенные условия Контракта.
Подписав Контракт, Участник согласился со всеми его условиями (в том числе со всеми приложениями к Контракту).
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом в соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Комиссия установила, что Контракт заключен 18.09.2023.
В перечень оказываемых Услуг, согласно п. 3.1. Технического задания, входит:
- мониторинг работоспособности Системы;
- сопровождение общего программного обеспечения Системы;
- сопровождение специального программного обеспечения Системы;
- сопровождение базы данных Системы;
- резервное копирование данных Системы;
- адаптация программного обеспечения и баз данных Системы;
- обеспечение консультационной и методической экспертной поддержки пользователей.
Согласно документам из материалов дела Исполнитель в нарушение условий Контракта и Технического задания не оказывал Услуги надлежащим образом за первый отчетный период.
Согласно регламенту консультирования пользователей (Приложение N 3 к Техническому заданию) телефон для консультирования и адрес электронной почты для направления запросов предоставляется официальным письмом в адрес Заказчика и Функционального заказчика в течение 3 рабочих дней со дня заключения Контракта.
От Исполнителя письмом от 29.09.2023 N 282 получены контактные данные для консультирования и направления запросов. Направленные данные в письме оказались неактуальными.
Письмом от 06.10.2023 N 300 от Исполнителя направлены новые контактные данные для консультирования и направления запросов.
Таким образом, Исполнителем нарушен регламент консультирования пользователей (Приложение N 3 к Техническому заданию).
В обязанности Исполнителя, согласно п. 3.2.4. Технического задания, входит ежедневный мониторинг с использованием системы мониторинга работоспособности (доступности) и выявление инцидентов специального программного обеспечения Системы: Регламент оказания услуги: в режиме 24/7.
В рамках оказания услуги Исполнитель должен провести следующие мероприятия:
- мониторинг работоспособности специального программного обеспечения, выявление инцидентов;
- при возникновении события, определяемого как инцидент Исполнитель должен незамедлительно информировать Заказчика.
По результату оказания услуги в Отчете по сопровождению Системы фиксируются выявленные инциденты.
В соответствии с п. 3.4.1. Технического задания в рамках оказания услуги Исполнитель выполняет восстановление работоспособности специального программного обеспечения.
Восстановление работоспособности специального программного обеспечения осуществляется в случае возникновения события, определяемого как инцидент в ходе оказания услуги "Мониторинг работоспособности специального программного обеспечения", а также по запросу или заявке Заказчика.
Согласно регламенту консультирования пользователей (Приложение N 3 к Техническому заданию) запросы (заявки) подаются по электронной почте, по телефону обозначенным Исполнителем. Исполнитель обязан проинформировать Заказчика о номере телефона и адресе электронной почты в течение 3 рабочих дней после заключения контракта. Исполнитель предоставляет представителям Заказчика, Функционального заказчика, доступ к системе учета заявок Исполнителя, в которой фиксируются все заявки от заявителей по Системе. При отсутствии системы учета заявок у Исполнителя по обращению от Исполнителя Заказчиком может быть предоставлен доступ для работы в системе учета заявок Заказчика (СУОТП, Бизон).
Исполнитель самостоятельно отслеживает поступление заявок. По результату выполнения заявки Исполнитель закрывает данную заявку в системе учета заявок, путем внесения необходимых данных для закрытия заявки.
Государственная информационная система "Региональный кадастр отходов Ленинградской области" (далее - Система) частично находилась в неработоспособном состоянии с 23.10.2023 (Критическая ошибка, приоритет Высокий).
Заказчиком направлена заявка Исполнителю по электронной почте. Исполнителем подтверждено получение заявки.
Таким образом, Исполнителем не выполнены п. 3.2.4. и п. 3.4.1. Контракта, работоспособность Системы Исполнителем не восстановлена, также Исполнитель не проинформировал Заказчика о возникновении события, определяемого как инцидент, на дату 01.11.2023 заявка не отражена в системе учета заявок.
Так же Государственная информационная система "Региональный кадастр отходов Ленинградской области" 19.03.2024 с 08:00 до 09:47 была недоступна, а о неработоспособности системы проинформировал Функциональный заказчик.
Исполнитель не выполнил обязательства по пункту 3.2.2. Технического задания:
1. Не осуществлял мониторинг работоспособности общего программного обеспечения.
2. Не проинформировал об инциденте любым способом.
3. Данный инцидент не зафиксировал в системе учета заявок.
В соответствии с п. 3.2.1 Технического задания Исполнитель должен провести следующие мероприятия:
- произвести подключение системы мониторинга, размещенной на ресурсах Исполнителя;
- произвести установку и настройку клиентских модулей системы мониторинга на объекты мониторинга Системы;
- произвести настройку общего и специального программного обеспечения, настройку базы данных Системы, обеспечивающую мониторинг показателей работоспособности Системы;
- настроить систему мониторинга на сбор, хранение и обработку значений показателей мониторинга работоспособности Системы.
19.03.2024 в 01:05 была зафиксирована проблема на ВМ waste-cadastre.plo.lan связанная с отсутствием свободного дискового пространства.
Исполнитель не выполнил обязательства по пункту 3.2.1. Технического задания поскольку ему надлежало осуществить настройку мониторинга показателей работоспособности Системы.
Значения показателей мониторинга работоспособности Системы должны сохраняться в течение 180 (сто восемьдесят) календарных дней с момента формирования и использоваться в триггерах и при анализе работы Системы.
В соответствии с п. 3.7. Технического задания Исполнитель осуществляет консультирование пользователей по вопросам функционирования Системы согласно регламенту консультирования пользователей (Приложение N 2 к Описанию объекта закупки). Результат оказания услуг отражается в отчете по сопровождению Системы, а также фиксируется в журнале оказания услуг по консультированию пользователей Системы.
В соответствии с Приложение N 3 к Техническому заданию Исполнитель предоставляет представителям Заказчика, Функционального заказчика, доступ к системе учета заявок исполнителя, в которой фиксируются все заявки от заявителей по Системе.
Исполнитель не выполнил обязательства по п. 3.7. приложения N1 к Контракту по состоянию на 28.03.2024 не занес в систему следующие обращения:
от 06.03.2024 09:33 тема: от ООО "Спецтранс 47" ИНН 7842145994;
от 06.03.2024 10:07 тема: ГИС "Региональный кадастр отходов Ленинградской области";
от 06.03.2024 10:07 тема: Обращение о неисправности сайта;
от 06.03.2024 11:29 тема: кадастр отходов;
от 06.03.2024 15:51 тема: Обращение о неисправности сайта;
от 06.03.2024 17:05 тема: кадастр отходов;
от 13.03.2024 20:26 тема: вопрос по добавлению объекта - возникает ошибка и данные не сохраняются.
Согласно письму N 309 Исполнитель запросил перечень серверов с IP адресами и учетные данные для авторизации 13.10.2023.
Таким образом, в период с 19.09.2023 по 13.10.2023 Исполнителем своевременно не исполнены обязательства по Контракту, в связи с чем Заказчиком начислена неустойка.
Заказчиком направлено 2 требования об уплате неустойки N 01-03/2568-2023 от 01.11.2023 и N 01-03/693-1-2024 от 28.03.2024 за нарушения условий Контракта.
В адрес Исполнителя было направлено 2 мотивированных отказа за первый отчетный период. Первый отчетный период с 18.09.2023 по 17.12.2023. По состоянию на 09.04.2024 первый отчетный период не принят.
Заказчик направил Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Исполнителем направлен ответ, где не согласился с решением Заказчика.
Комиссия исходит из того, что согласно части 1 статьи 716 ГК Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Ввиду части 2 статьи 716 ГК Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Материалами дела подтверждается, что Участник не приостанавливал выполнение обязательств по Контракту на основании части 1 статьи 716 ГК РФ, услуги продолжал оказывать, а, следовательно, в силу части 2 статьи 716 ГК РФ не может ссылаться на данное обстоятельство как грозящее годности результатов работ.
Вследствие чего, аргументы Подрядчика о сложностях не могут быть приняты, поскольку из материалов дела следует, что Участник не воспользовался предусмотренной Гражданским кодексом возможностью, обязательства по Контракту не приостанавливал.
Таким образом, Участник, имея возможность выполнять работы не проявил ту степень заботливости и осмотрительности которая требовалась от него.
III) По доводу о частичном исполнении обязательств.
Комиссия считает, что у Участника имелось достаточное количество времени для надлежащего исполнения обязательств по Контракту. При этом, объем выполненных услуг свидетельствует о том, что на момент принятия решения об одностороннем отказе, фактически в ЕИС два отчетных периода не было принято.
Также, Комиссия исходит из того, что потребность Заказчика заключается в выполнении 100% услуг, частичное исполнение не могут свидетельствовать о надлежащей степени заботливости и осмотрительности, как и доказательством заинтересованности Участника в исполнении всех условий Контракта.
Поскольку Заказчик нуждается в конечном результате для функционирования государственной информационной системы "Региональный кадастр отходов Ленинградской области", а не в исполнении Участником какой-либо части, о чем также ему сообщалось.
Комиссия подчеркивает, что односторонний отказ не лишал Участника возможности мобилизовать все имеющиеся мощности и показать Заказчику свою заинтересованность выполнить работы в кротчайшие сроки, добровольно оплатить штрафы и организовать переговоры с Заказчиком, что привело бы к отзыву одностороннего отказа, вместе с тем, Участником предпринимались лишь действия направленные на защиту своей стороны, но без учетов интересов Заказчика, в чем Комиссия также усматривает признаки недобросовестности.
Указанные обстоятельства позволяют Комиссии сделать вывод о том, что Участник не стремился к поведению, ожидаемому от участника гражданского оборота, учитывающему законные интересы контрагента, в данном случае Заказчика.
IV) Участник не представил Комиссии каких-либо пояснений со своей стороны, по факту своего бездействия по ряду вопросов, в соответствии с п. 1 ст. 401 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Таким образом, установление умышленности действий является установлением вины лица.
При этом согласно п. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Следовательно, бремя доказывания отсутствия вины лежит на Участнике, как на лице, нарушившем обязательство.
При исследовании обстоятельств дела Комиссия исследовала те материалы, которые были представлены сторонами, при этом Участник не представил Управлению доказательств надлежащего исполнения всех пунктов Контракта с должной степенью заботливости и осмотрительности, при этом о неисполнении обязательств по Контракту ему было известно, как и о нарушении сроков (являющиеся также существенным условием Контракта).
Комиссия специально сделала перерыв с 12.04.2024 по 24.12.2024, чего объективно хватало для подготовки письменной позиции и заверения документов Участника у нотариуса, при ситуации, когда Заказчик отрицает получения части писем.
Анализ документов, имеющихся в материалах дела, позволяет Комиссии сделать вывод о том, что Заказчик, со своей стороны предупреждал Участника о необходимости исполнения обязательств в рамках заключенного Контракта, имеющего соответствующие пункты.
Комиссия отмечает, что при принятии решения исходит из каждого конкретного случая, выявляя добросовестной/недобросовестное поведение Участника при исполнении своих обязательств в рамках договорных отношений, ввиду чего, Комиссия не принимает аргумент Участника о выполнении работ, оказании услуг, поставке товара по другим ранее заключенным контрактам, ввиду того, что они не имеют отношения к рассматриваемому делу.
V) При применении Комиссией такой меры как включение в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо оценить соразмерность применяемых санкций существу совершенных Участником действий (бездействия) и возможными для Исполнителя последствиями.
В рассматриваемом деле, действия (бездействия) Участника привели к тому, что оказание услуг по сопровождению государственной информационной системы "Региональный кадастр отходов Ленинградской области", не осуществлялось качественно и в полном объеме, что повлекло негативные последствия для Заказчика и учитывая объект закупки имеет последствия для населения Ленинградской области, что учитывается Комиссией при принятии решения.
То есть, Комиссия приходит к выводу, что услуги оказались сорванными в результате действий (бездействия) Исполнителя, а Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при подписании Контракта с Участником.
При таких обстоятельствах Комиссия Ленинградского УФАС, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях Участника признаки недобросовестности по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного Контракта соразмерных санкции в виде включения в РНП.
На основании всего вышеизложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
включить сведения об ООО "Эксперт" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 24 апреля 2024 г. N 047/10/104-862/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2024