Резолютивная часть решения объявлена 24.04.2024.
Решение в полном объеме изготовлено 27.04.2024.
РЕШЕНИЕ по жалобе N 017/06/105-177/2024 о нарушении законодательства о контрактной системе
РЕШЕНИЕ
по жалобе N 017/06/105-177/2024
о нарушении законодательства о контрактной системе
"27" апреля 2024 года г. Кызыл
Резолютивная часть решения объявлена 24.04.2024.
Решение в полном объеме изготовлено 27.04.2024.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии:
"" Ф.А. - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"" С.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;
"" Ч.Г. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,
при участии в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи с использованием системы "TrueConf":
от государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Тыва:
- ""-оол А.С., действующая на основании доверенности от 23.04.2024 б/н,
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "" А.А., действующая на основании доверенности от 08.02.2024 N ЧО-89,
от подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "НПО Петровакс Фарм" (далее - ООО "НПО Петровакс Фарм"):
- "" Г.Е., действующая на основании доверенности от 06.02.2023 N НПО-18,
рассмотрев жалобу (вх. N 1538-ЭП/24 от 18.04.2024) Общества с ограниченной ответственностью "НПО Петровакс Фарм" на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме N 0112200000824001687 "Поставка лекарственного препарата Агалсидаза бета (Фабразим) для льготных категорий граждан территориального регистра на 2024 год. (пп. "г" п. 2 ч. 10 ст. 24 Закона N 44-ФЗ)", начальная (максимальная) цена контракта: 9 766 243,20 рублей, и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения, а также указанные уведомления и ссылка на видеоконференцсвязь "TrueConf" с инструкцией по подключению размещены в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), в разделе "Реестр жалоб" под реестровым номером 202400187300000174.
Согласно жалобе ООО "НПО Петровакс Фарм" извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000824001687 сформировано государственным заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе, а именно, в описании объекта закупки неправомерно указано торговое наименование закупаемого лекарственного средства - Фабразим, при этом, в обосновании имеется ссылка на подпункт "г" пункта 2 части 10 статьи 24 Закона о контрактной системе, при этом, в настоящий момент в Российской Федерации зарегистрированы два лекарственных препарата под МНН: Агалсидаза Бета, препарат Фабагал (зарегистрирован в августе 2023 года) и препаратам Фабразим, данные препараты согласно официальному реестру Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) взаимозаменяемые. Таким образом, препараты Фабразим и Фабагал являются полностью идентичными с точки зрения эффективности и безопасности, имеют аналогичную дозировку и порядок введения, индивидуальная непереносимость в отношении только одного из биоаналогичных препаратов невозможна. Назначение препарата по торговому наименованию могло бы быть обосновано только наличием нежелательных реакций на биоаналогичный препарат, однако, подтвердить наличие нежелательных реакций на лекарственный препарат невозможно без опыта использования данного препарата. Препарат Фабагал (МНН Агалсидаза Бета) в ЛПУ Республики Тыва не отгружался, соответственно, опыта использования данного препарата в регионе нет, что не позволяет говорить о возможности выявления нежелательных реакций.
До рассмотрения жалобы ООО "НПО Петровакс Фарм" в адрес Тывинского УФАС России поступили письменное возражение государственного заказчика (вх. N 1619-ЭП/24 О 23.04.2024), в соответствии с которыми на основании решении врачебной комиссии приобретается лекарственный препарат с торговым наименованием "Фабразим" (МНН Агалсидаза бета) в количестве 1680 мг, что соответствует 36 флаконам и годовой потребности пациента с приложением копии заключения врачебной комиссии N221 от 04.04.2024 и заключения консилиума Медико-генетический центр (Генетическая клиника) НИИ медицинской генетики Томского НИМЦ от 03.07.2020 N исх. 69-2020.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал жалобу ООО "НПО Петровакс Фарм" в полном объеме.
Представитель государственного заказчика не согласились с доводами жалобы и поддержали письменное возражение в полном объеме, а также представили дополнение к возражению (вх. N 1648/24 от 24.04.2024) о том, что в соответствии с решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 13.12.2018, Консилиумом Медико-генетического центра (Генетическая клиника) Научно-исследовательского института медицинской генетики Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук" (Заключение консилиума исх. N 69-2020 от 03.07.2020) пациенту назначено лечение по жизненным показаниям в течение всей жизни лекарственным препаратом Фабразим в дозе 1 мг/кг веса тела 1 раз в 2 недели.
Представитель уполномоченного органа поддержала доводы представителя государственного заказчика, а также пояснила, что расчет начальной (максимальной) цены был произведен на за единицу измерения 1 миллиграмм по цене 5 813, 24 рублей.
Рассмотрев жалобу и возражение к ней, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, а также проведя внеплановую документарную проверку извещения о проведении запроса котировок в электронной форме N 0112200000824001687 "Поставка лекарственного препарата Агалсидаза бета (Фабразим) для льготных категорий граждан территориального регистра на 2024 год, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
11.04.2024 уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в ЕИС размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0112200000824001687 "Поставка лекарственного препарата Агалсидаза бета (Фабразим) для льготных категорий граждан территориального регистра на 2024 год.
В соответствии с протоколом подведения итогов запроса котировок в электронной форме N 0112200000824001687 комиссией по осуществлению закупок рассмотрены заявки участников закупки на предмет соответствия требованиям извещения и принято следующее решение:
Номер заявки |
Порядковый номер |
Решение о соответствии заявки требованиям, установленным в извещении, или об отклонении заявки |
52079 |
1 |
Соответствует |
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 г. N 122 утвержден порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Порядок), который вступил в законную силу 31.03.2017.
Подпунктом 1 пункта 5.1 раздела 5 Порядка предусмотрено, что уполномоченный орган формирует извещение об осуществлении закупки об определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно подпункту 1 пункта 5.2 раздела 5 Порядка заказчик формирует и направляет в уполномоченный орган заявку на закупку, в том числе утвержденное руководителем заказчика или иным уполномоченным лицом описание объекта закупки и проект контракта (договора), подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя или иного уполномоченного лица, через РКС.
Подпунктом 2 пункта 5.1 раздела 5 Порядка определено, что уполномоченный орган утверждает документацию о закупке, за исключением описания объекта закупки, проекта контракта (договора), критериев оценки заявок на участие в конкурсе, наличия ограничений (запретов, преимуществ), единых требований к участникам закупки.
На основании изложенного, государственный заказчик - Министерство здравоохранения Республики Тыва несет ответственность за разработку извещения об осуществлении закупки об определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в части описания объекта закупки и проекта контракта (договора), критериев оценки заявок на участие в конкурсе, наличия ограничений (запретов, преимуществ), единых требований к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно подпункту "г" пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в частности, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях: осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту "г" пункта 2 части 10 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик вправе проводить в соответствии с настоящим Федеральным законом электронный запрос котировок независимо от начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок, предусмотренных пунктом 1 настоящей части, в случае осуществления: закупок лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале принятых на заседании врачебной комиссии решений. Количество закупаемых лекарственных препаратов не должно превышать количество лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения.
Согласно части 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
Порядок работы врачебной комиссии определяется приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка созданиям деятельности врачебной комиссии медицинской организации".
Согласно пункту 4.7 приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н, в функции врачебной комиссии входит, в том числе, принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) - по торговым наименованиям.
При этом, согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467, соблюдение обязательных требований, содержащихся в данном документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности.
Функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара установлены в описании объекта закупки (Техническое задание), являющегося приложением к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме N 0112200000824001687, а именно:
N |
МНН |
***Торговое наименование |
Наименование показателя товара и его значение |
Единица измерения товара |
Количество (общее) |
ЕСКЛП |
||
*лекарственная форма |
**дозировка |
остаточный срок годности (на дату поставки товара) |
|
|
|
|||
1. |
АГАЛСИДАЗА БЕТА |
Фабразим |
Лиофилизат для приготовления концентрата для приготовления раствора для внутривенного введения |
35 мг |
Не менее 12 мес.**** |
Мг действующего вещества |
1680 |
21.20.10.110-000025-1-00019-0000000000000 |
Примечание:
*Участник закупки вправе предложить лекарственный препарат в эквивалентной лекарственной форме, соответствующей по способу введения и способу применения лекарственного препарата.
**Участник закупки вправе предложить лекарственный препарат в кратной дозировке и в двойном количестве.
***Указание на торговое наименование согласно пп а, ч. 4, ПП 1380 от 15.11.2017.
**** - при заполнении заявки участником закупки срок годности остается в неизменном состоянии, то есть сопровождаться символом "*", так как указание в заявке конкретного срока годности закупаемого лекарственного препарата может привести к нарушению требований законодательства о контрактной системе при приемке товара, остаточный срок годности которого будет незначительно менее или более срока годности лекарственного препарата указанного в контракте.
Не допускается предлагать к поставке эквивалентные дозировки лекарственного препарата, предусматривающие необходимость деления твердой лекарственной формы препарата.
Поставка товара осуществляется в целых упаковках в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно решению Кызылского городского суда Республики Тыва от 13.12.2018, Консилиума Медико-генетического центра (Генетическая клиника) Научно-исследовательского института медицинской генетики Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук" (Заключение консилиума исх. N 69-2020 от 03.07.2020) пациенту С. назначено лечение по жизненным показаниям в течение всей жизни лекарственным препаратом Фабразим в дозе 1 мг/кг веса тела 1 раз в 2 недели.
На основании решения врачебной комиссии Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Кызылская центральная кожуунная больница" N 221 от 04.04.2024 для пациента С. назначен лекарственный препарат: "Раствор Фабразим 35 мг - 1 флакон (за 1 раз - 105 мг, 1 месяц - 3 флакона, за 12 месяцев 36 флакона), замена другими лекарственными препаратами по торговому наименованию не допускается".
На основании изложенного, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что в описании объекта указан лекарственный препарат, приобретаемый для конкретного пациента на основании заключения врачебной комиссии медицинской организации и вступившего в законную силу решения суда с целью обеспечения по жизненным показаниям, в связи с чем, потребность заказчика определена исключительно исходя из назначения лечащего врача, исходя из тяжести и характера заболевания пациента, следовательно, описание объекта закупки запроса котировок в электронной форме N 0112200000824001687 не противоречит законодательству о контрактной системе.
Таким образом, довод ООО "НПО Петровакс Фарм" о неправомерном указании в описании объекта закупки запроса котировок в электронной форме N 0112200000824001687 торгового наименования лекарственного препарата не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, Комиссия Тывинского УФАС России отмечает, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации у антимонопольного органа отсутствуют полномочия по пересмотру и оценке содержания решений врачебных комиссий.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установлено следующее.
1. Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 утверждены прилагаемые особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Особенности описания).
Согласно подпункту "в" пункта 2 Особенностей описания, при описании объекта закупки заказчики помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указывают остаточный срок годности лекарственного препарата, выраженный в единицах измерения времени (например, "не ранее 1 января 2020 г." или "не менее 12 месяцев с даты заключения контракта" и др.).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать, в том числе предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В силу пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
Согласно пункту 5.1 раздела 5 проекта контракта запроса котировок в электронной форме N 0112200000824001687 "Поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место доставки в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в сроки, определенные Календарным планом (приложение N 3 к Контракту)".
В приложении N 3 проекта контракта запроса котировок в электронной форме N 0112200000824001687 предусмотрен срок поставки товара - "Поставка в течение 15 дней с даты заключения контракта".
В техническом задании запроса котировок в электронной форме N 0112200000824001687 указан остаточный срок годности (на дату поставки товара) лекарственного препарата "Фабразим" - Не менее 12 мес****, где **** - при заполнении заявки участником закупки срок годности остается в неизменном состоянии, то есть сопровождаться символом "*", так как указание в заявке конкретного срока годности закупаемого лекарственного препарата может привести к нарушению требований законодательства о контрактной системе при приемке товара, остаточный срок годности которого будет незначительно менее или более срока годности лекарственного препарата указанного в контракте.
При этом, согласно обоснованию начальной (максимальной) цены контракта запроса котировок в электронной форме N 0112200000824001687, потребностью государственного заказчика является 1680 миллиграмм лекарственного препарата.
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что с учетом ежемесячной дозировки 105 миллиграмм, определенной в решении врачебной комиссии N 221 от 04.04.2024, в потребности 1680 миллиграмм является 16 месяцев, и с учетом необходимости поставки товара в течение 15 дней с даты заключения контракта (приложение N 3 проекта контракта запроса котировок в электронной форме N 0112200000824001687), то на момент поставки товара остаточный срок годности лекарственных препаратов будет не менее 12 месяцев, что недостаточно для той части лекарственных препаратов, которые будут введены пациенту после 12 месяцев, так как общая закупаемая потребность заказчика 16 месяцев (1680 миллиграмм).
На основании изложенного, в действиях государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Тыва установлены нарушения частей 2 и 5 статьи 33 , подпункта "в" пункта 2 Особенностей описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380, в части установления в описании объекта закупки извещения о проведении запроса котировок в электронной форме N 0112200000824001687 требования к остаточному сроку годности лекарственного препарата, носящего необъективный характер.
2. Согласно извещению о проведении запроса котировок в электронной форме N 0112200000824001687 в структурированной форме объектом закупки является поставка лекарственного препарата с указанием в столбце МНН - "АГАЛСИДАЗА БЕТА", при этом, в столбце "Закупка осуществляется по торговому наименованию" указано "Нет", а именно:
Таким образом, из анализа данного извещения в структурированной форме, следует что государственным заказчиком не установлено требование по закупке лекарственного препарата по торговому наименованию.
В свою очередь, в описании объекта закупки, размещенном отдельным файлом в составе извещения в виде электронного документа "Техническое задание", государственным заказчиком установлена конкретное торговое наименование закупаемого лекарственного препарата "Фабразим".
С учетом изложенного Комиссия Тывинского УФАС России, приходит к выводу, что установленные в описании объекта закупки требования к закупаемым товарам, противоречат друг другу, что вводит (может ввести) в заблуждение потенциальных участников закупки при подаче своих заявок с предложениями в отношении объекта закупки.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Тыва установлены нарушения подпункта "г" пункта 2 части 10 статьи 24, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, в части установления в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме N 0112200000824001687 и приложенных к нему документе противоречивой информации о торговом наименовании лекарственного препарата.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки, в том числе в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
С 1 июля 2021 года в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, перечень которых приведен в статье 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее Закон о лицензировании), реализуется реестровая модель предоставления государственных услуг.
В соответствии с Законом о лицензировании под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
Таким образом, с 1 января 2021 г. выдача лицензии на бумажном носителе отменена в пользу записи в реестре лицензий, которая становится юридически значимой.
Аналогичная позиция содержится в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.04.2021 N Д24и-12191.
Таким образом, с 01 января 2021 года бумажная лицензия не подтверждает наличие у лицензиата лицензии.
Пунктом 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании установлено, что лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
В соответствии с частью 8 статьи 21 Закона о лицензировании сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя предоставляются ему также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий, либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо в виде справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата. Указанные сведения предоставляются заявителю в срок, не превышающий трех рабочих дней с момента получения заявления о предоставлении таких сведений. Возможность подачи заявления о предоставлении сведений о конкретной лицензии должна быть обеспечена заявителю посредством использования единого портала государственных и муниципальных услуг (за исключением случаев, если лицензирующим органом является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации). Дополнительно возможность подачи заявления о предоставлении сведений о конкретной лицензии может быть обеспечена посредством использования региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных информационных систем.
Согласно пункту 22 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" (далее - Постановление N 2343) по заявлению заинтересованного лица сведения о конкретной лицензии предоставляются в порядке, предусмотренном в части 8 статьи 21 Закона о лицензировании, в форме выписки из реестра лицензий, либо копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.
Таким образом, формой подтверждения наличия специальной правоспособности участников закупки по предмету закупки является выписка из реестра лицензий либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении.
Учитывая изложенное, для того, чтобы удостовериться о наличии у участника закупки лицензии, необходимо проверить наличие соответствующей лицензии непосредственно в реестре лицензий на сайте лицензирующего органа.
Согласно извещению о проведении запроса котировок в электронной форме N 0112200000824001687 объектом закупки является поставка лекарственного препарата с МНН - "Агалсидаза бета" и в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки установлено требование:
Аналогичные требования установлены в документе, приложенном к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме N 0112200000824001687.
На основании изложенного, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что требования заказчика о возможности предоставления в составе заявки копии действующей лицензии является неправомерным, и нарушает требования пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в действиях государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Тыва установлены нарушения пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в части неправомерного установления в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме N 0112200000824001687 требований к участникам закупки о предоставлении в своих заявках документов, предоставляемых в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Указанные нарушения законодательства о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "НПО Петровакс Фарм" необоснованной.
2. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Тыва нарушения:
2.1. частей 2 и 5 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подпункта "в" пункта 2 Особенностей описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380, в части установления в описании объекта закупки извещения о проведении запроса котировок в электронной форме N 0112200000824001687 требования к остаточному сроку годности лекарственного препарата, носящего необъективный характер;
2.2. подпункта "г" пункта 2 части 10 статьи 24, пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме N 0112200000824001687 и приложенных к нему документах противоречивой информации о торговом наименовании лекарственного препарата;
2.3. пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного установления в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме N 0112200000824001687 требований к участникам закупки о предоставлении в своих заявках документов, предоставляемых в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок и закупочной комиссии уполномоченного орган, государственному заказчику - Министерству здравоохранения Республики Тыва и оператору электронной торговой площадки - АО "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждения дела об административном правонарушении в отношении винновых должностных лиц.
Председатель Комиссии |
Ф.А. "" |
Члены Комиссии |
С.С. ""
Ч.Г. "" |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Исп.Оюн С.С.
тел.6-67-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 27 апреля 2024 г. N 017/06/105-177/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2024