Резолютивная часть решения оглашена 25 апреля 2024 года
Решение в полном объеме изготовлено 02 мая 2024 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов Комиссии:
рассмотрение жалобы осуществлялось посредством видео-конференц-связи в присутствии представителей сторон:
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Оренбургской области "Комплексный центр социального обслуживания населения" в г. Бугуруслане и Бугурусланском районе -
ИП Болдырев К.Д. - лично,
Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" не явился, о дате, времени и месте рассмотрения уведомлен надлежащим образом (представлены письменные пояснения)
рассмотрев жалобу ИП Болдырева К.Д. на действия Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Оренбургской области "Комплексный центр социального обслуживания населения" в г. Бугуруслане и Бугурусланском районе при проведении электронного аукциона на поставку МФУ лазерного в рамках реализации мероприятий регионального проекта "Старшее поколение" (номер извещения N 0853500000324003039),
УСТАНОВИЛА:
18 апреля 2024 г. в Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему (далее - ЕИС) поступила жалоба ИП Болдырева К.Д. (далее - Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Оренбургской области "Комплексный центр социального обслуживания населения" в г. Бугуруслане и Бугурусланском районе (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку МФУ лазерного в рамках реализации мероприятий регионального проекта "Старшее поколение" (номер извещения N 0853500000324003039),
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченный орган) выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Представитель Заявителя доводы жалобы поддержал в полном объеме, пояснив, что в данном аукционе применяется ограничение допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 г. При этом в описании объекта закупки, заказчиком установлены требования к характеристикам и показателям характеристик, которые отсутствуют в КТРУ. Заявитель также указал, что у него отсутствует возможность предложить товар с улучшенными характеристиками, поскольку Заказчик в извещении в каждой графе указал "Значение характеристики не может изменяться участником закупки"; Заказчиком допущена ошибка, поскольку одновременно установлены требования - "Тип сканера планшетный" и "Устройство автоподачи сканируемого оригинала двустороннее"; указано "Тип печати" - "черно-белая", между тем - это характеристика цветности печати. С учетом использования Заказчиком кода ОКПД2, Заявитель полагает необоснованным применение условий допуска в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 г.
Представитель Заказчика жалобу просил признать необоснованной, полностью поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, пояснив что КТРУ не было использовано Заказчиком, поскольку в каталоге отсутствуют соответствующие требованиям Заказчика позиции, что соответствует п. 7 Правил использования каталога товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08 февраля 2017 г. N 145) (отсутствует позиция технология печати: лазерная). Исходя из пояснений, КТРУ не был применен Заказчиком ввиду того, что закупаемый товар приобретается в рамках использования субсидий ("МФУ лазерное"). "Значение характеристики не может изменяться участником закупки" как пояснил Заказчик установлено не по всем позициям, поэтому участник закупки может предлагать иные, улучшенные характеристики (с соблюдением определенных минимальных или максимальных показателей). Заказчик полагает, что противоречий между требованиями "тип сканера планшетный" и "устройства автоподачи сканируемого оригинала двустороннее" не имеется. Указаний на "цветность печати" в запросе о разъяснении положений извещения Заявителя, ни в ответе на него не имелось. Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что установление условий допуска в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 г. является правомерным.
Исходя из пояснений, Уполномоченный орган жалобу просил признать необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
10.04.2024 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке РТС-тендер http://www.rts-tender.ru было размещено извещение об электронном аукционе на поставку МФУ лазерного в рамках реализации мероприятий регионального проекта "Старшее поколение" (номер извещения N 0853500000324003039).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 79 666,66 рублей.
Закупка осуществляется при содействии Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок", являющегося Уполномоченным органом в соответствии с Порядком взаимодействия заказчиков Оренбургской области с Государственным казенным учреждением Оренбургской области "Центр организации закупок" при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 29.12.2016 г. N 1010-п.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.04.2024 NИЭА1 по окончания срока подачи заявок, на участие в аукционе было подано 3 заявки.
Законом о контрактной системе урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщиков является, в том числе, проведения открытого аукциона в электронной форме.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (часть 1 статьи 49 Закона о контрактной системе).
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов (в том числе, путем проведения открытого аукциона в электронной форме) заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, предусмотренную пп.1-24 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона о контрактной системе, должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1, п. 2 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Пунктами 4, 5, 6 и 7 Правил использования КТРУ установлено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам и услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правилами использования каталога предусмотрено, в том числе следующее:
Каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки (пункт 2).
Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года N 145 (пункт 3).
На основании пункта 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.08.2021 N 1432, от 31.10.2022 N 1946, от 27.03.2023 N 486)
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил использования каталога).
В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Так, согласно извещению, объектом закупки является, поставка многофункционального устройства (МФУ), при этом, наименование предмета закупки дополнено характеристикой "лазерного", ввиду чего, при пояснениях он ссылается на то, что с такой характеристикой КТРУ отсутствует. Заказчик пояснил, что характеристики, установленные в позициях КТРУ, по его мнению, не позволяют описать его потребность, в связи с чем, им использован код ОКПД2 26.20.18.110. Между тем, в КТРУ содержатся коды позиций с аналогичным товаром (например, в кодах КТРУ 26.20.18.000-00000068, 26.20.18.000-00000069 присутствует характеристика "технология печати" - электрографическая (лазерная или светодиодная). Заказчик не привел достаточных и убедительных доводов, которые бы объективно указывали на необходимость наличия тех или иных характеристик в описании требуемого к закупке товара, не приведен анализ присутствующих в КТРУ позиций и их характеристик, с обоснованием их несоответствия потребностям Заказчика.
При этом, описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
Таким образом, Заказчик не обосновал необходимость наличия таких характеристик (дополнительных потребительских свойств) при описании объекта закупки, не доказал невозможность применения КТРУ, в данном случае, что свидетельствует о нарушении Постановления Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, статьи 33, ч. 6 ст. 23 (п. 5 ч. 1 ст. 42) Закона о контрактной системе. Кроме того, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчиком в качестве типа печати указана характеристика - "черно-белая", поскольку данный показатель относится к цветности. Указанные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Между тем, установление условий допуска в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 г., по мнению Комиссии Оренбургского УФАС России не противоречит законодательству о контрактной системе. Противоречий в указании типа сканера и устройства автоподачи подобным образом не усмотрено, Заявителем доказательств обратного не представлено. В извещении, инструкции по заполнению характеристик присутствуют позиции без возможности изменения значений характеристик, так и с возможностью указания конкретных значений, предлагаемых участником закупки. Комиссия Оренбургского УФАС России нарушений в действиях Заказчика не усматривает, таким образом, жалоба в данной части является необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Болдырева К.Д. на действия Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Оренбургской области "Комплексный центр социального обслуживания населения" в г. Бугуруслане и Бугурусланском районе при проведении электронного аукциона на поставку МФУ лазерного в рамках реализации мероприятий регионального проекта "Старшее поколение" (номер извещения N 0853500000324003039), частично обоснованной.
2. Признать Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Оренбургской области "Комплексный центр социального обслуживания населения" в г. Бугуруслане и Бугурусланском районе нарушившим положения ч. 6 ст. 23 (п. 5 ч. 1 ст. 42), п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Государственному бюджетному учреждению социального обслуживания Оренбургской области "Комплексный центр социального обслуживания населения" в г. Бугуруслане и Бугурусланском районе предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 25 апреля 2024 г. N 056/06/106-455/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2024