Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙВЕСТ" на действия Единой комиссии ФГБУ
"УПРАВЛЕНИЕ МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" при проведении конкурса в электронной форме N 0360100011824000012 "Выполнение работ по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных со стихийными бедствиями или природными явлениями, направленных на осуществление противопаводковых мероприятий и (или) расчистку мелиоративных каналов на объектах: "Объект осушения "Атьма". Каналы: НЛК-14, НЛК-15, НЛК-16, НЛК-17, НЛК-18. Республика Мордовия, Лямбирский и Ромодановский районы"; "Объект осушения "Исса". Каналы: ОК 3, ОК 5, НЛК 2. Республика Мордовия, Инсарский район, с. Новые Верхиссы",
УСТАНОВИЛА:
22.04.2024 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙВЕСТ" на действия Единой комиссии ФГБУ "УПРАВЛЕНИЕ
МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" при проведении конкурса в электронной форме N 0360100011824000012 "Выполнение работ по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных со стихийными бедствиями или природными явлениями, направленных на осуществление противопаводковых мероприятий и (или) расчистку мелиоративных каналов на объектах: "Объект осушения "Атьма". Каналы: НЛК-14, НЛК-15, НЛК-16, НЛК-17, НЛК-18. Республика Мордовия, Лямбирский и Ромодановский районы"; "Объект осушения "Исса". Каналы: ОК 3, ОК 5, НЛК 2. Республика Мордовия, Инсарский район, с. Новые Верхиссы" (далее - Конкурс). Из жалобы Заявителя следует, что Единой комиссией в нарушение Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее-Закон о контрактной системе) неправомерно рассмотрены вторые части заявок на участие в закупке, а также неправомерно признано победителем
ООО "ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ ПОВОЛЖЬЯ".
Представители Заявителя доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме.
Представители Заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
27.03.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки.
Заказчиком по данному Конкурсу является ФГБУ "УПРАВЛЕНИЕ МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 16 268 426,40 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно доводу жалобы, Заявителем обжалуется результат оценки заявки на участие в конкурсе в соответствии с критерием "квалификация участников закупки". Заявитель считает, что его заявке неправомерно присвоено малое количество баллов.
Согласно ч.6 ст.106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
В силу пункта 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Таким образом, в силу положений ч.6 ст.106 Закона о контрактной системе рассмотрение довода относительно результатов оценки по критерию квалификация участников закупки Комиссией Саратовского УФАС России не осуществляется.
Согласно доводу жалобы, протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 17.04.2024 NПРОII1 вопреки требованиям Закона о контрактной системе не содержит присвоенные вторым частям заявок на участие в закупке значения по критериям, установленным в порядке оценки заявок.
В соответствии с п.2 ч.11 ст.48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки: заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно п.3 ч.13 ст.48 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать: присвоенные вторым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае установления такого критерия в извещении об осуществлении закупки).
Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 17.04.2024 NПРОII1, размещенный в единой информационной системе, а также на сайте электронной площадки не содержит информации, предусмотренной п.3 ч.13 ст.48 Закона о контрактной системе. Аналогичная информация о содержании протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 17.04.2024 NПРОII1 направлена в адрес Саратовского УФАС России электронной площадкой в ответ на уведомление о месте и времени рассмотрения жалобы.
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение п.2 ч.11 ст.48 Закона о контрактной системе, что содержит в себе признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Довод жалобы признан обоснованным.
Согласно доводу жалобы, Единой комиссией неправомерно признано победителем ООО "ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ ПОВОЛЖЬЯ", так как данный участник не имеет взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, как того требует извещение о проведении закупки.
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с ч.2 ст.48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно пп. "н" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать: информацию и документы об участнике закупки: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далееГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно ч.1 ст.55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно ч.2.1 ст.52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
Согласно ч.1 ст.55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса.
В извещении о проведении Конкурса Заказчиком установлено:
"Требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 N44-ФЗ.
Участник конкурса должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств).
Минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
- двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств потаким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
- два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размеробязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
- четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размеробязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
- семь миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств потаким договорам не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
- двадцать пять миллионов рублей в случае, если предельный размеробязательств по таким договорам составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации)".
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
Предметом закупки является выполнение работ по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных со стихийными бедствиями или природными явлениями, направленных на осуществление противопаводковых мероприятий и (или) расчистку мелиоративных каналов на объектах: "Объект осушения "Атьма". Каналы: НЛК-14, НЛК-15, НЛК-16, НЛК-17, НЛК-18. Республика Мордовия, Лямбирский и Ромодановский районы"; "Объект осушения "Исса". Каналы: ОК 3, ОК 5, НЛК 2. Республика Мордовия, Инсарский район, с. Новые Верхиссы". Представители Заказчика пояснили, что установление требования о членстве в СРО в области капитального строительства установлено в связи с тем, что каналы относятся к объектам капитального строительства, для выполнения работ по которым требуется членство в СРО.
С данными пояснениями нельзя согласиться в связи со следующим.
Согласно приложению N1 к извещению "Техническое задание", при выполнении работ по результатам данного Конкурса необходимо выполнить такие работы как: валка, трелёвка, корчёвка деревьев, обустройство и очистка каналов, планировка откосов насыпей, корчевка пней и т.п.
Отнесение объектов, на которых планируется выполнение работ, к объектам капитального строительства не обязывает Заказчика устанавливать требование об наличии у участника закупки членства в СРО в области капитального строительства в извещении.
Установление членства в СРО связано с объектом закупки, выполняемыми работами, к которым, согласно Техническом заданию, работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, не относятся.
Исходя из вышеизложенного, установление в извещении требования о наличии членства в саморегулируемой организации у участников закупки неправомерно.
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, что содержит в себе признаки состава административного правонарушения нарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.04.2024 NИЭОК1 на участие в закупке подано 4 заявки, все заявки признаны соответствующими извещению о проведении Конкурса.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Саратовского УФАС России приняла решение предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать в связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результат проведения закупки.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙВЕСТ" на действия Единой комиссии ФГБУ "УПРАВЛЕНИЕ МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" при проведении конкурса в электронной форме N 0360100011824000012 "Выполнение работ по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных со стихийными бедствиями или природными явлениями, направленных на осуществление противопаводковых мероприятий и (или) расчистку мелиоративных каналов на объектах: "Объект осушения "Атьма". Каналы: НЛК-14, НЛК-15, НЛК-16, НЛК-17, НЛК-18. Республика Мордовия, Лямбирский и Ромодановский районы"; "Объект осушения "Исса". Каналы: ОК 3, ОК 5, НЛК 2. Республика Мордовия, Инсарский район, с. Новые Верхиссы" обоснованной в части размещенного Заказчиком в ЕИС протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок с нарушением требований Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика ФГБУ "УПРАВЛЕНИЕ МЕЛИОРАЦИИ
ЗЕМЕЛЬ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПО
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" нарушение п.2 ч.11 ст.48, п.12 ч.1 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать в связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результат проведения закупки.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 26 апреля 2024 г. N 064/06/48-587/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2024