Резолютивная часть объявлена 26 апреля 2024 года
Изготовлено в полном объеме 03 мая 2024 года г. Курск
Инспекцией Курского УФАС России на основании ч.3, ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. N728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N1576), приказа заместителя руководителя Курского УФАС России N226/24 от 17.04.2024 г., в период с 02.04.2024 г. по 26.04.2024 г. (включительно), Инспекцией Курского УФАС России в составе:
..
проведена внеплановая проверка соблюдения заказчиком - областным казенным общеобразовательным учреждением "Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья" (далее - ОКОУ "Курская школа-интернат") требований ФЗ "О контрактной системе..." при проведении закупки N0344200028924000001 на оказание услуг охраны.
Основание для проведении внеплановой проверки - поступления информации о признаках нарушения законодательства РФ о контрактной системе от общественной организации Курское региональное отраслевое отделение работодателей в сфере охраны и безопасности "Федерального координационного центра руководителей охранных структур" (далее - ОО КРООР "ФКЦРОС").
Заседание Инспекции по рассмотрению обращения ОО КРООР "ФКЦРОС" было назначено на 15.04.2024 в 16 часов 30 минут (Уведомление Курского УФАС России NМВ/1329/24 от 01.04.2024).
В ходе рассмотрения 15.04.2024 обращения ОО КРООР "ФКЦРОС", в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, имеющих значение для проведения внеплановой проверки действий заказчика - ОКОУ "Курская школа-интернат", Инспекцией Курского УФАС России принято решение о продлении срока проведения внеплановой проверки на 10 рабочих дней (приказ Курского УФАС России N226/24 от 17.04.2024 г.).
Информация о продлении срока проведения внеплановой проверки размещена в Единой информационной системе. Заседание Инспекции назначено на 26 апреля 2024 года в 10 часов 00 минут (уведомление Курского УФАС России NОБ/1701/24 от 23.04.2024 г.).
Заседание проведено дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи посредством плагина TrueConf по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/7256436426, в отсутствие представителя заказчика - ОКОУ "Курская школа-интернат", в отсутствие представителя ОО КРООР "ФКЦРОС", уведомленных надлежащим образом в единой информационной системе, на заседаниях Инспекции Курского УФАС России 15.04.2024 и 26.04.2024 велась аудиозапись.
Согласно обращению ОО КРООР "ФКЦРОС", заказчиком нарушены требования законодательства РФ о контрактной системе при формировании извещения об осуществлении закупки, а именно:
- не установлено требование о наличии у исполнителя вооруженной группы быстрого реагирования;
- НМЦК сформирована с нарушением требований Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)", Приказа Росгвардии от 15.02.2021 N 45 "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг";
- нарушены сроки и порядок исполнения контракта;
- неправомерно заключен контракт с лицом, ранее привлеченным к ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ.
Полномочия Курского УФАС России как контрольного органа в сфере закупок при проведении внеплановых проверок определены ст.99 ФЗ "О контрактной системе_" и постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N1576.
В пределах, предоставленных Инспекции Курского УФАС России полномочий, на основании документов и сведений, представленных в материалы проверки, установлено следующее.
1. В соответствии с ч. 3 ст. 7 ФЗ "О контрактной системе...", информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе..." при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
При применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии с положениями ст. 31 ФЗ "О контрактной системе...":
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;
б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;
в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
10.1) участник закупки не является иностранным агентом;
11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
1.1. Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Частью 1 ст. 34 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры предусмотрен ст. 51 ФЗ "О контрактной системе...".
Согласно извещению об осуществлении закупки, объектом являются - "Услуги охраны", включающие в себя:
- охрану имущества, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;
- охрану имущества, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;
- охрану объектов, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;
- охрану объектов, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 13 Закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
Согласно пункту 9 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2011 года N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", лицензионными требованиями при осуществлении охраны объектов и (или) имущества, а также при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности (за исключением объектов государственной охраны и охраняемых объектов, предусмотренных Федеральным законом "О государственной охране", а также объектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), являются лицензионные требования, предусмотренные пунктами 3 - 6 и 8 Положения.
Охранные услуги должны оказываться в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов:
- Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 11.12.2015 г. N 1010 н "Об утверждении профессионального стандарта "Работник по обеспечению охраны образовательных организаций";
- ГОСТа Р 58485-2019 "Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций".
Согласно извещению об осуществлении закупки, заказчиком установлено следующее требование к участникам закупки:
"Таким образом, в целях исполнения требований подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе участник закупки предоставляет в составе заявки на участие в закупке документ, содержащий сведения, обеспечивающие возможность подтверждения наличия у участника закупки специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности (лицензии), в том числе ее статуса (действующая, не приостановлена, не приостановлена частично, не прекращена).
При этом подтверждением соответствия участника закупки требованиям, установленным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, будет являться наличие соответствующей записи в реестре лицензий, проверку которой заказчик обязан осуществить в силу части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Требуется представить документ, содержащий сведения, обеспечивающие возможность подтверждения наличия у участника закупки специального разрешения на право осуществления услуг охранной деятельности (лицензии), с перечнем разрешенных видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
3) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
4) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.) в том числе ее статуса (действующая, не приостановлена, не приостановлена частично, не прекращена). По желанию участника закупочной процедуры им может быть предоставлена непосредственно копия соответствующей лицензии.
Либо участник декларирует оказание услуг на основании иного Закона, например "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" или "О полиции"".
При этом, Инспекцией установлено, что заказчиком не установлено в извещении об осуществлении закупки требование об использование мобильной группы, использование специальных средств, наличие оружия у сотрудников охраны при исполнении контракта, заключенного по итогам закупки.
Как следует из доводов обращения, "ввиду того, что ОКОУ "Курская школа-интернат" относится к группе с высокой группой риска и, как следствие, в соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона N35-ФЗ от 06.03.2006 г. "О противодействии терроризму", а так же ГОСТ Р 58485-2019, требует дополнительных мер охраны в соответствии с паспортом безопасности объекта, исключение вооруженной группы быстрого реагирования автоматически лишает обучающихся права на их безопасность".
Представитель заказчика на заседании от 15.04.2024 указал, что данное требование не было установлено заказчиком при формировании извещения об осуществлении закупки, в связи с тем, что у заказчика имеется действующий договор об охране средствами тревожной сигнализации с филиалом ФГКУ "УВО ВНГ России по Курской области".
В подтверждение своего довода, заказчиком в материалами дела представлена копия заключенного договора от 18.01.2024 (срок оказания услуг - до 31.12.2024), согласно которому исполнитель обеспечивает постоянно действующую связь с пунктом централизованной охраны, позволяющей вызывать в охраняемое помещение мобильный наряд войск национальной гвардии.
Относительно довода заявителя о неправомерном заключении контракта с лицом, ранее привлеченным к ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ, представитель заказчика на заседании от 15.04.2024 указал, что на момент рассмотрения и оценки заявки участника, и заключения с ним контракта, заказчику не было известно о факте привлечения лица к административной ответственности.
Кроме того, в статье 31 ФЗ "О контрактной системе..." отсутствует требовании к участнику закупки об отсутствии факта привлечения к административной ответственности в соответствии с ст. 14.1 КоАП РФ, и, следовательно, о признании такого участника не соответствующим требованиям законодательства РФ о контрактной системе.
Как подтверждается материалами дела и следует из открытой части ЕИС, 12.02.2024 между заказчиком - ОКОУ "Курская школа и интернат" и победителем закупки заключен контракт N 01/2024-ЭА.
Согласно п. 1.2 контракта, сроки оказания услуг установлены: с 01.03.2024 по 31.12.2024года, порядок оказания услуг определен в разделах 2 и 3 контракта.
На момент проведения внеплановой проверки контракт находится на стадии исполнения, в ЕИС размещен документ о приемке и подписан заказчиком, со стороны заказчика неустойка в виде штрафа, пени за ненадлежащее исполнение контракта исполнителю не выставлялась.
В соответствии с п.5 ч.8 ст.99 ФЗ "О контрактной системе_", органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.
Таким образом, контроль в отношении соблюдения предусмотренных ФЗ "О контрактной системе..." требований к исполнению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта, к полномочиям ФАС России, ее территориальных органов, в том числе Курского УФАС России, не отнесен.
При таких обстоятельствах, нарушения в действиях заказчика при формировании извещения об осуществлении закупки и заключения контракта не нашли подтверждения материалами дела.
2. Довод обращения в части сформирования НМЦК с нарушением требований Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)", Приказа Росгвардии от 15.02.2021 N 45 "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг" не рассматривался Инспекцией Курского УФАС России по существу.
В соответствии с п.3 ч.8 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_"), органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Контроль за определением и обоснованием НМЦК, начальной цены единицы товара, работы, услуги к полномочиям Федеральной антимонопольной службы, ее территориальных органов, в том числе Курского УФАС России, не отнесен, в связи с чем, обращение в этой части было передано прокуратурой Центрального АО города Курска для рассмотрения в Министерство финансов и бюджетного контроля Курской области (исх. N478ж-2024 от 20.03.2024).
При таких обстоятельствах, Инспекцией Курского УФАС России при проведении внеплановой проверки в рамках полномочий, предоставленных ст. 99 ФЗ "О контрактной системе_", постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N1576, нарушений законодательства РФ о контрактной системе в действиях заказчика - ОКОУ "Курская школа и интернат" не выявлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Инспекция,
РЕШИЛА:
При проведении проверки соответствия действий (бездействий) заказчика - областного казенного общеобразовательного учреждения "Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья" N0344200028924000001 на "оказание услуг охраны" на соответствие требований Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N44-ФЗ, Инспекцией Курского УФАС России нарушений не выявлено.
Члены Инспекции: _
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 3 мая 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2024