Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Студеникин Д.Е. |
- заместитель начальника отдела контроля закупок, заместитель председателя Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
рассмотрев жалобу ООО "ГРАНДАКТИВ" о нарушении заказчиком - ГБУЗ НСО "Новосибирский областной клинический кожно-венерологический диспансер" и уполномоченным учреждением - ГКУ НСО "УКСис" положений действующего законодательства при проведении электронного аукциона N 0851200000624000846,
в соответствии с ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО "ГРАНДАКТИВ" о нарушении заказчиком - ГБУЗ НСО "Новосибирский областной клинический кожно-венерологический диспансер" и уполномоченным учреждением - ГКУ НСО "УКСис" положений действующего законодательства при проведении электронного аукциона N 0851200000624000846.
Суть жалобы ООО "ГРАНДАКТИВ" заключается в следующем.
Податель жалобы считает, что заказчик неправомерно объединил в одной закупке услуги по обслуживанию оборудования различных классов потенциального риска применения, а именно:
техническое обслуживание медицинской техники класса 2а потенциального риска применения: анестезиологические и респираторные медицинские изделия; вспомогательные и общебольничные медицинские изделия; медицинские изделия для in vitro диагностики; медицинские изделия для пластической хирургии, дерматологии и косметологии; нейрологические медицинские изделия; радиологические медицинские изделия (в части оборудования для ультразвукового исследования); физиотерапевтические медицинские изделия;
техническое обслуживание медицинской техники класса 2б потенциального риска применения: медицинские изделия для манипуляций, восстановления тканей, органов человека.
По мнению ООО "ГРАНДАКТИВ", объединив в один аукцион оборудование с разными классами потенциального риска применения, заказчик ограничил количество участников закупки.
Изучив информацию, представленную заказчиками и уполномоченным учреждением, а также информацию, размещенную в единой информационной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.1 ст.31 данного Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст.31 данного Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Подпунктом "н" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 данного Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 данного Федерального закона, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Предметом данной закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники и оборудования.
В силу п.17 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" по техническому обслуживанию медицинских изделий подлежит лицензированию.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в извещении о закупке установлено, что для участия в электронном аукционе заявка на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации: копию лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), указанных в описании объекта закупки, или копию выписки из реестра лицензий лицензирующего органа по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий", либо копию акта лицензирующего органа о принятом решении (в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Правилами формирования и ведения реестра лицензий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343):
техническое обслуживание медицинской техники класса 2а потенциального риска применения: анестезиологические и респираторные медицинские изделия; вспомогательные и общебольничные медицинские изделия; медицинские изделия для in vitro диагностики; медицинские изделия для пластической хирургии, дерматологии и косметологии; нейрологические медицинские изделия; радиологические медицинские изделия (в части оборудования для ультразвукового исследования); физиотерапевтические медицинские изделия.
техническое обслуживание медицинской техники класса 2б потенциального риска применения: медицинские изделия для манипуляций, восстановления тканей, органов человека (в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2129).
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в описании объекта закупки установлен перечень медицинских изделий, подлежащих техническому обслуживанию и ремонту. Так, в соответствии с указанным перечнем 324 (триста двадцать четыре) единицы медицинских изделий имеют класс потенциального риска применения 2а, 1 (одно) медицинское изделие имеет класс потенциального риска применения - 2б.
Порядок лицензирования деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий определяет положение о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2129 (далее - Положение).
В соответствии с п.3 Положения лицензируемая деятельность по техническому обслуживанию медицинских изделий представляет собой периодическое и внеплановое техническое диагностирование, восстановление работоспособности, монтаж и наладку медицинских изделий из групп по классам потенциального риска применения, предусмотренных приложением N 1 к Положению, для которых указанные работы предусмотрены нормативной, технической или эксплуатационной документацией производителя.
Так, приложение N 1 содержит перечень выполняемых работ, оказываемых услуг в составе деятельности по техническому обслуживанию групп медицинских изделий в зависимости от класса потенциального риска применения (в том числе, 2а, 2б).
В соответствии с ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям данного Федерального закона, в том числе, приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п.3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) допускается объединение товаров (работ, услуг) в один лот, если это не приводит к ограничению числа участников закупки. При проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг.
При этом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что удобство для заказчика в отношении объединения указанных услуг для оборудования различного класса потенциального риска применения и реальная потребность заказчика не являются тождественными (не могут подменять собой друг друга).
На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что формирование предмета закупки заказчиком таким образом привело к ограничению количества участников закупки, что также подтверждается результатами закупки (подана единственная заявка). При данных обстоятельствах Комиссия Новосибирского УФАС России усматривает в действиях заказчика нарушение положений ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, не представляется возможным выдать заказчику предписание об устранении указанного нарушения, поскольку 12.03.2024 между ГБУЗ НСО "Новосибирский областной клинический кожно-венерологический диспансер" и единственным участником закупки - ООО "ГРАНДМЕДТЕХ" заключен контракт.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика - ГБУЗ НСО "Новосибирский областной клинический кожно-венерологический диспансер" нарушение положений ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе.
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Заместитель председателя Комиссии Д.Е. Студеникин
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
И.В. Костин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 18 апреля 2024 г. N 054/06/99-1110/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2024