Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Студеникин Д.Е. |
- заместитель начальника отдела контроля закупок, заместитель председателя Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей заказчика - ФГБУ "Новосибирский научно-исследовательский институт туберкулеза" Минздрава России: - (по доверенности), - (по доверенности), - (по доверенности),
в присутствии представителя подателя жалобы - ООО "СИ-2000": - (по доверенности),
рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО "СИ-2000" на действия заказчика - ФГБУ "Новосибирский научно-исследовательский институт туберкулеза" Минздрава России при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0351100002324000068 на выполнение работ по капитальному ремонту здания главного корпуса ФГБУ "Новосибирский НИИ Туберкулеза" Минздрава России, по адресу: г. Новосибирск, ул. Охотская, д.81А, в части устройства вентилируемых фасадов с облицовкой панелями из композитных материалов с устройством теплоизоляционного слоя; ремонта оконных заполнений; ремонта отмостки по периметру здания, начальная (максимальная) цена контракта 146 111 220,00 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "СИ-2000" с жалобой на действия заказчика - ФГБУ "Новосибирский научно-исследовательский институт туберкулеза" Минздрава России при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0351100002324000068 на выполнение работ по капитальному ремонту здания главного корпуса ФГБУ "Новосибирский НИИ Туберкулеза" Минздрава России, по адресу: г. Новосибирск, ул. Охотская, д.81А, в части устройства вентилируемых фасадов с облицовкой панелями из композитных материалов с устройством теплоизоляционного слоя; ремонта оконных заполнений; ремонта отмостки по периметру здания.
В соответствии с извещением о проведении закупки, протоколами, составленными при проведении закупки:
1) извещение о проведении закупки размещено в ЕИС 15.04.2024 г.;
2) дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 06.05.2024 г.;
Суть жалобы ООО "СИ-2000" заключается в следующем.
По мнению подателя жалобы, условия проекта контракта являются неправомерными и неисполнимыми.
1) в соответствии с п. 4.18 технического задания подрядчик в течение 3 дней с даты заключения контракта (для субподрядчиков подрядчика - с даты заключения договора субподряда), до начала выполнения работ должен предоставить заказчику надлежащим образом заверенные копии медицинских документов (медицинские книжки с отметками о ежегодном медицинском осмотре, в соответствии с действующим законодательством, медицинские справки) на всех сотрудников подрядчика (сотрудников субподрядчика), привлекаемых к выполнению работ, об отсутствии противопоказаний для выполнения работ. Податель жалобы считает данное требование избыточным;
2) в соответствии с п. 4.21 технического задания все сотрудники, привлеченные подрядчиком к выполнению работ, должны быть обучены и аттестованы в специализированной организации, имеющей лицензию на проведение обучения в области охраны труда и других необходимых по технологии выполняемых работ специальных правил. Подрядчик обязан предоставить заказчику документы, подтверждающие аттестацию сотрудников по охране труда и другим специальным правилам, а также справку в свободной форме за подписью руководителя о наличии в организации действующего методического и инструктивного материала по охране труда, пожарной безопасности, производственных инструкций в течение 1 дня с даты заключения контракта до начала выполнения работ. Податель жалобы считает данное требование избыточным, а также противоречащим п. 4.24 и 4.27 технического задания;
3) в соответствии с п. 4.46 технического задания подрядчик при открытии объекта обеспечивает оборудование штаба для проведения оперативных совещаний, включая предоставление оборудованных рабочих мест для представителей заказчика и специалистов, осуществляющих строительный контроль, площадью не менее 20 квадратных метров; обеспечивает штаб мебелью, отоплением, системой кондиционирования воздуха, освещением, водоснабжением, компьютерами, интернетом и связью. Податель жалобы считает данное требование избыточным;
4) в соответствии с п. 5.4 технического задания все используемые материалы, изделия, конструкции и оборудование должны быть новыми (выпуск не ранее ноября 2023 года). Податель жалобы считает данное требование избыточным;
5) в соответствии с п. 6.7 технического задания выполнение работ по монтажу наружных плиток фасада должно быть поручено подрядчиком плиточникам, имеющим образование по специальности не ниже среднего, прошедшим обязательное повышение квалификации, аттестацию по правилам безопасного проведения работ, подтвердивших соответствие своей квалификации по профессиональному стандарту "плиточник". Податель жалобы сообщил, что работы по облицовке и устройству навесной фасадной системы по существующему проф.стандарту относятся к квалификации: "монтажник ограждающих конструкций", но не "плиточник";
6) в соответствии с п. 6.9 технического задания работники с высшим строительным образованием и работники с высшим техническим образованием (ИТР), привлекаемые подрядчиком к выполнению работ, должны быть включены в Национальный реестр специалистов в области строительства. Копии документов, подтверждающих нахождение всех указанных выше работников в Национальном реестре, должны быть предоставлены подрядчиком заказчику в течение 1 дня с даты заключения контракта до начала выполнения работ. Заказчик вправе не допускать к работам указанных работников подрядчика без предоставления указанных выше документов. Податель жалобы считает данное требование избыточным;
7) в соответствии с пунктами 6.10, 6.11 и 6.12 технического задания, а также в п. 4.1.3 проекта контракта подрядчик обязан в срок, установленный в техническом задании, предоставить представителю заказчика нарочно (под роспись) в письменной форме документы и сведения в соответствии с требованиями технического задания. По мнению подателя жалобы, требование о предоставлении документации нарочно (не в электронной форме) является неправомерным;
8) в соответствии с п. 6.13 технического задания въезд автомобильного транспорта (в т.ч. подвозящего товары, материалы, оборудование и другие грузы для выполнения работ) на территорию заказчика не допускается. Разгрузка товаров, материалов, оборудования, других грузов осуществляется за пределами территории заказчика с последующей ручной разгрузкой. Податель жалобы считает данное требование незаконным;
9) в соответствии с п. 4.1.10 проекта контракта подрядчику необходимо обеспечить наличие на площадке для производства работ сметной документации, технической и разрешительной документации, необходимой для выполнения работ, в соответствии с требованиями технического задания, а также обеспечить свободный доступ к такой документации представителям заказчика, лицу, осуществляющему строительный контроль. перечень документации определен в техническом задании. Податель жалобы сообщил, что согласно СП 48.13330.2019 документацию обязан выдать заказчик подрядчику, который должен хранить её на объекте в штабе;
10) в соответствии с п. 6.2 технического задания подрядчик в течение 1(одного) дня с даты заключения контракта должен предоставить заказчику документы, подтверждающие квалификацию собственных сотрудников или сотрудников субподрядчика, привлекаемых к работе на объектах. По мнению подателя жалобы, подрядчик поставлен в неравные, неисполнимые условия, так как данные документы предоставляются в подготовительный период;
11) в соответствии с п. 3.4 технического задания подрядчик в течение 1 рабочего дня с даты заключения контракта до начала выполнения работ обязан разработать и предоставить заказчику на согласование график выполнения работ. По мнению подателя жалобы, подрядчик поставлен в неравные, неисполнимые условия;
12) в соответствии с п. 4.4 технического задания подрядчик обязан оформить и предоставить на согласование заказчику до начала выполнения работ проект производства работ. Проект производства работ предоставляется подрядчиком на согласование заказчику в срок не позднее 3 рабочих дней с даты заключения контракта. По мнению подателя жалобы, подрядчик поставлен в неравные, неисполнимые условия;
13) в соответствии с п. 4.6 технического задания подрядчик в течение 3 дней с даты заключения контракта должен предоставить на согласование заказчику визуализацию фасада (не менее 5-ти вариантов) с предложением колористических решений и размера плит. По мнению подателя жалобы, подрядчик поставлен в неравные, неисполнимые условия;
14) в соответствии с п. 4.44 технического задания подрядчик должен в течение 1 дня с даты подписания контракта до начала выполнения работ представить заказчику на согласование график движения рабочей силы. По мнению подателя жалобы, данный документ является составной частью ППР, который по условиям технического задания нужно предоставить в течении трех рабочих дней;
15) по мнению подателя жалобы, проект контракта не содержит условия (не отведено время) для осуществления входного контроля проектно сметной документации согласно п. 5.17 СП 48.13330.2019;
16) в соответствии с п. 4.3.2 проекта контракта заказчик обязан в течение 10 дней со дня, следующего за днем заключения контракта, передать подрядчику по акту приема-передачи строительную площадку, а также документы, которые определены приложением к контракту, являющимся его неотъемлемой частью, а в случае получения мотивированного отказа подрядчика от подписания проекта акта приема-передачи осуществить одно из следующих действий. По мнению подателя жалобы, подрядчик поставлен в неравные, неисполнимые условия;
17) в соответствии с календарным графиком выполнения работ (проект) подготовительный период п. 1.0 первого этапа составляет 5 дней с даты заключения контракта. По мнению подателя жалобы, установление такого короткого подготовительного периода ставит подрядчика изначально в неисполнимые условия для выполнения работ в срок по первому этапу;
18) по мнению подателя жалобы, в календарном графике выполнения работ (проект) должна быть формулировка "с даты передачи площадки подрядчику заказчиком" вместо "с даты заключения контракта";
19) в соответствии с п. 4.45 технического задания подрядчик до начала выполнения работ обязан обеспечить постоянное наличие и ведение на объектах журнала учета рабочего времени сотрудников. Подрядчик обязан обеспечить свободный доступ заказчика к журналу учета рабочего времени сотрудников. Указанные документы должны храниться подрядчиком в бумажном виде на объектах. За неисполнение требований заказчика подрядчик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной контрактом. Податель жалобы считает данное требование избыточным, а также считает данное требование вмешательством в хозяйственную деятельность подрядчика;
20) по мнению подателя жалобы, п. 4.46 технического задания противоречит п. 4.3.2 проекта контракта;
21) в соответствии с п. 4.1.17 проекта контракта подрядчик обязан предоставить сведения о трудовых ресурсах, привлекаемых к выполнению работ, а также копии подтверждающих документов в порядке и сроки, установленные в техническом задании. заказчик вправе самостоятельно проверить достоверность предоставленных документов и информации. Податель жалобы считает данное требование избыточным, а также считает данное требование вмешательством в хозяйственную деятельность подрядчика;
22) по мнению подателя жалобы, требования, предусмотренные пунктами 6.5, 6.6, 6.7 и 6.8 технического задания o наличии у всех рабочих специальностей образования не ниже среднего, прошедшим обязательное повышение квалификации неправомерным, а срок предоставления документов неисполнимым;
23) по мнению подателя жалобы, срок предоставления документов, предусмотренный п. 6.10 технического задания неисполним, а предоставление документа с образцом подписи исполнительного органа, уполномоченного в соответствие с протоколом общего собрания/решением подписывать документы от имени подрядчика неправомерным;
24) в соответствии с п. 6.12 технического задания в течение 1 дня с даты заключения контракта, в целях получения допуска сотрудников подрядчика на объект, подрядчик предоставляет представителю заказчика нарочно (под роспись) в письменной форме подписанный руководителем подрядчика или уполномоченным им лицом и скрепленный его печатью (при наличии) список сотрудников, привлекаемых к выполнению работ на объекте, с указанием их полномочий, фамилии, имени, отчества и паспортных данных для оформления пропусков. Податель жалобы считает данное требование избыточным;
25) по мнению подателя жалобы, положения пунктов 4.1.30.1, 4.1.30.2 и 4.1.31 проекта контракта являются вмешательством в хозяйственную деятельность подрядчика;
26) по мнению подателя жалобы положения п. 4.1.32.2 проекта контракта неправомерны, не регламентированы проектом контракта;
27) в соответствии с п. 4.1.35 проекта контракта подрядчик обязан явиться для предоставления разъяснений в отношении выполненных работ, при обнаружении уполномоченными контрольными органами несоответствия объема и стоимости выполненных подрядчиком работ требованиям технического задания и икта приемки выполненных работ. По мнению подрядчика, указанное требование является неправомерным;
28) в соответствии с п. 4.3.2 проекта контракта заказчик обязан в течение 10 дней со дня, следующего за днем заключения контракта, передать подрядчику по акту приема-передачи строительную площадку, а также документы, которые определены приложением к контракту, являющимся его неотъемлемой частью, а в случае получения мотивированного отказа подрядчика от подписания проекта акта приема-передачи осуществить одно из следующих действий. По мнению подателя жалобы, подрядчик поставлен в неравные, неисполнимые условия. Кроме того, заказчиком навязываются неравные, несправедливые условия контракта, подрядчику, как слабой стороне контракта. Заказчик передаст площадку в течении 10 дней, а подрядчик обязан в течении одного рабочего дня со дня заключения контракта предоставить всю исполнительную документацию, необходимую для начала работ, согласно технического задания, в противном случае заказчик будет это расценивать существенным нарушением контракта, которое влечёт односторонне расторжение контракта;
29) по мнению подателя жалобы, пункты 17.3, 17.5 календарного графика являются неисполнимыми;
30) согласно п. 4.52. технического задания все обязательства, установленные в настоящем техническом задании, являются существенными для заказчика и подрядчика. Неисполнение (ненадлежащее исполнение, в т.ч. просрочка исполнения) обязательств, установленных в данном техническом задании, является существенным нарушением и достаточным основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта.
По мнению подателя жалобы, указанные требования являются неправомерными, необоснованными, обременительными для подрядчика (как для слабой стороны контракта);
31) податель жалобы, в рамках проводимой закупки, обратился с запросом о разъяснении положений извещения о проведении закупки к заказчику o возможности корректировки подрядчиком сроков выполнения отдельных этапов работ с соблюдением конечных сроков выполнения работ в 2024 и 2025 году и сумм освоения на стадии заключения контракта в календарном графике - приложение к проекту контракта, на что получил отказ;
32) в соответствии с п. 4.18 технического задания подрядчик в течение 3 дней с даты заключения контракта (для субподрядчиков подрядчика - с даты заключения договора субподряда), до начала выполнения работ должен предоставить Заказчику надлежащим образом заверенные копии медицинских документов (медицинские книжки с отметками о ежегодном медицинском осмотре, в соответствии с действующим законодательством, медицинские справки) на всех сотрудников подрядчика (сотрудников субподрядчика), привлекаемых к выполнению работ, об отсутствии противопоказаний для выполнения работ. Податель жалобы считает данное требование избыточным.
Заказчик - ФГБУ "Новосибирский научно-исследовательский институт туберкулеза" Минздрава России в возражениях на жалобу ООО "СИ-2000" пояснил следующее.
1) заказчиком было принято решение внести изменения в пункт 4.18 технического задания и изложить его в новой редакции: подрядчик несет ответственность за отсутствие у всех работников, привлекаемых к выполнению работ, противопоказаний для выполнения работ;
2) заказчиком было принято решение внести изменения в пункт 4.21 технического задания и изложить его в новой редакции: все сотрудники, привлеченные подрядчиком к выполнению работ, должны быть обучены и аттестованы. Подрядчик обязан предоставить заказчику документы, подтверждающие аттестацию сотрудников по охране труда и другим специальным правилам, а также справку в свободной форме за подписью руководителя о наличии в организации действующего методического и инструктивного материала по охране труда, пожарной безопасности, производственных инструкций в течение 1 дня с даты заключения контракта до начала выполнения работ;
3) заказчиком было принято решение внести изменения в пункт 4.46 технического задания и изложить его в новой редакции: подрядчик при открытии объекта обеспечивает оборудование штаба для проведения оперативных совещаний, включая предоставление оборудованных рабочих мест для представителей Заказчика и специалистов, осуществляющих строительный контроль, площадью не менее 20 квадратных метров; обеспечивает штаб мебелью, отоплением, системой кондиционирования воздуха, освещением, водоснабжением, компьютерами, интернетом и связью;
5) заказчиком было принято решение внести изменения в пункт 6.7 технического задания и изложить его в новой редакции: выполнение работ по монтажу фасадной системы должно быть поручено подрядчиком монтажникам фасадных систем (монтажникам навесных фасадных систем), имеющим образование по специальности, прошедшим обязательное повышение квалификации, аттестацию по правилам безопасного проведения работ, подтвердивших соответствие своей квалификации по профессиональному стандарту "Монтажник фасадных систем" в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации", Приказом Минтруда России от 02.05.2017 N 403н "Об утверждении профессионального стандарта "Монтажник фасадных систем" (до 31.08.2024 г), Приказом Минтруда России от 05.07.2023 N 574н "Об утверждении профессионального стандарта " Монтажник навесных фасадных систем" (с 01.09.2024 г), допущенных к выполнению соответствующих работ в соответствии с требованиями действующего законодательства. Работники должны быть назначены соответствующими приказами. Документы, подтверждающие наличие требуемого образования, допуска по работе на высоте, повышения квалификации и аттестации, соответствие квалификации, копии приказов о назначении должны быть предоставлены заказчику в течение 1 дня с даты заключения контракта до начала выполнения работ. Заказчик вправе не допускать к работам Подрядчика без предоставления подтверждающих документов на лиц, занимающихся выполнением работ по монтажу фасадной системы;
6) в соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ, требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, не могут быть ниже чем минимально установленные в настоящей части: специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 ГрК, - не менее чем два специалиста по месту основной работы.
Таким образом, наличие у компании участника закупки допуска СРО предполагает наличие в штате не менее 2-х специалистов, состоящих в реестре НРС НОСТРОЙ.
Таким образом, требование заказчика является правомерным;
7) заказчиком, для устранения противоречий, было принято решение о внесении изменений в пункты 6.10, 6.11 и 6.12 технического задания, а также в п. 4.1.3 проекта контракта;
8) заказчиком, для устранения противоречий, было принято решение о внесении изменений в п. 6.13, в котором допускает въезд автомобильного транспорта (в т.ч. подвозящего товары, материалы, оборудование и другие грузы для выполнения работ, а также вывозящего отходы) на территорию заказчика;
9) требование, указанное в п. 4.1.10 проекта контракта фиксирует, что подрядчик должен обеспечить наличие на площадке указанной документации и обеспечить к ней свободный доступ заказчику и лицу, осуществляющему строительный контроль. Требование установлено в целях оперативного доступа к документации, сверки с ней и контроля осуществляемых подрядчиком работ.
Требования по соответствию СП 48.13330.2019 "Организация строительства СНиП 12-01-2004" установлено в п.7.1 Технического задания, указанный нормативно-технический документ применяется в полном объеме, следовательно, какие-либо нарушения отсутствуют;
10) по мнению заказчика, подрядчик имеет дополнительно по меньшей мере 10-13 календарных дней в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на сбор и подготовку требуемых документов;
11) заказчиком было принято решение внести изменение в пункт 3.4 технического задания и изложить его в новой редакции: подрядчик в течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта до начала выполнения работ обязан разработать и предоставить заказчику на согласование график выполнения работ;
12) исполнительная документация в соответствии с п. 11.5 технического задания передается подрядчиком заказчику после окончания капитального ремонта объекта.
По окончанию капитального ремонта объекта заказчику подрядчиком передается оформленная в установленном порядке отчетная техническая, исполнительная документация (в т.ч. исполнительные эскизы, чертежи) о выполненных строительно-монтажных работах на бумажном носителе в 2-х экземплярах и в электронном виде (скан-копия в формате PDF, отдельно на каждый вид работ с приложениями и фотоматериалами).
Таким образом, сроки, требующиеся подрядчику на подготовку разбивочной геодезической основы фасада здания никоим образом, не могут ограничить его в исполнении контракта;
13) По мнению заказчика, требование по предоставлению визуализации фасада в течение трёх дней с даты заключения контракта является корректным и исполнимым.
Подрядчик заблаговременно готовится к исполнению контракта, в частности, начинает готовить документы, требующиеся для предоставления визуализации фасада, обращается к производителям/поставщикам фасадных панелей, формирует колористические решения для согласования с заказчиком.
Подрядчик, действующий добросовестно и осмотрительно, вправе начинать готовится к исполнению контракта с даты публикации протокола подведения итогов и определения победителя конкурса в электронной форме.
Таким образом, подрядчик имеет дополнительно по меньшей мере 10-13 календарных дней в соответствии с порядком, установленным Законом о контрактной системе, на сбор и подготовку требуемых документов;
14) заказчиком было принято решение внести изменения в пункт 4.44 технического задания и изложить его в новой редакции: подрядчик должен в течение 3 рабочих дней с даты подписания контракта до начала выполнения работ представить заказчику на согласование график движения рабочей силы;
15) по мнению заказчика, установленные заказчиком сроки являются корректными и исполнимыми;
16) заказчиком было принято решение внести изменения в пункт 4.3.2 проекта контракта и изложить его в новой редакции: в сроки и порядке, установленным техническим заданием, передать подрядчику по акту приема-передачи строительную площадку;
17) в соответствии с календарным графиком, размещенном в действующей редакции документации конкурса в электронной форме 1 этап выполнения работ подразделяется на 2 подэтапа. Согласно первому подэтапу подрядчик имеет 6 рабочих дней на подготовку документов, необходимых для получения акта открытия объекта. Согласно второму подэтапу подрядчик имеет 35 дней на выполнение работ, в которые включается также выполнение подготовительных работ.
При этом, подрядчик вправе синхронизировать, совмещать выполнение работ между собой в целях оптимизации сроков;
18) заказчиком в календарном графике установлены сроки выполнении работ. По мнению заказчика, привязка данных сроков осуществлена корректно. Мнение подателя жалобы о неправомерности установления сроков является надуманным. Податель жалобы не приводит доводов действующего законодательства в подтверждение своей позиции.
Проектная документация размещена заказчиком в ЕИС в свободном доступе.
Передача строительной площадки в соответствии с действующей редакцией технического задания, проекта контракта передается в сроки, предусмотренные п. 4.46 проекта контракта;
19) заказчиком было принято решение внести изменение в пункт 4.45 технического задания и изложить его в новой редакции: подрядчик до начала выполнения работ обязан обеспечить постоянное наличие и ведение на объектах журнала учета нарушений.
Если заказчик не согласен с продвижением или качеством выполненных работ или с записями представителя подрядчика в указанных общем журнале работ, журнале учета выполненных работ, журнале учета нарушений, графике производства работ и графике движения рабочей силы, он вправе занести в указанные документы свои обоснованные замечания, которые должны быть устранены подрядчиком в установленные заказчиком сроки.
Подрядчик обязан обеспечить свободный доступ заказчика к общему журналу работ, журналу учета выполненных работ, журнале учета нарушений, графику производства работ и графику движения рабочей силы. Указанные документы должны храниться подрядчиком в бумажном виде на объектах. За неисполнение требований заказчика подрядчик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной контрактом;
20) заказчиком было принято решение внести изменения в пункт 4.3.2 проекта контракта и изложить его в новой редакции: заказчик обязан в сроки и порядке, установленным техническим заданием, передать подрядчику по акту приема-передачи строительную площадку;
21) по мнению заказчика, требования, предусмотренные п. 4.1.17 проекта контракта является правомерным, взаимосвязанным с пунктами 6.3-6.8 технического задания;
22) заказчиком было принято решение внести изменения в пункты 6.5-6.8 технического задания и изложить их в новой редакции: выполнение работ по _ имеющим образование по специальности, прошедшим обязательное повышение квалификации, аттестацию по правилам безопасного проведения работ, подтвердивших соответствие своей квалификации по профессиональному стандарту.
В пунктах 6.5-6.8 технического задания заказчиком установлено следующее требование:_документы, подтверждающие наличие требуемого образования, допуска по работе на высоте, повышения квалификации и аттестации, соответствие квалификации, копии приказов о назначении должны быть предоставлены заказчику в течение 1 дня с даты заключения контракта до начала выполнения работ_
По мнению заказчика, данное требование по сроку предоставления документов является корректным и исполнимым;
23) по мнению заказчика, требования, изложенные п. 6.10 технического задания являются исполнимыми. У подрядчика не существует каких-либо препятствий предоставить сведения о своем ответственном должностном лице в срок 1 календарный день с даты заключения контракта.
Вместе с тем, заказчиком было принято решение внести изменение в пункт 6.10 технического задания и изложить его в новой редакции: в течение 1 (одного) календарного дня с даты заключения контракта до начала выполнения работ подрядчик обязуется предоставить представителю заказчика в письменной форме сведения об ответственном должностном лице подрядчика, которое уполномоченно представлять интересы Подрядчика в ходе осуществления работ по Контракту, в том числе осуществлять прием данных, информации, запросов, писем, в том числе подписывать от имени подрядчика документы, связанные с исполнением контракта (сведения о представителе подрядчика).
Кроме того, в проект контракта добавлен пункт 15.10, согласно которому, под письменной формой в настоящем контракте и приложениях к нему понимается документ, составленный на бумажном носителе, подписанный (заверенный) подписью и печатью, а также документ, составленный в электронной форме, подписанный (заверенный) электронной подписью;
24) заказчиком было принято решение внести изменения в пункт 6.12 технического задания и изложить его в новой редакции: в течение 1 (одного) дня с даты заключения контракта, в целях получения допуска сотрудников подрядчика на объект, подрядчик предоставляет представителю заказчика в письменной форме подписанный руководителем подрядчика или уполномоченным им лицом и скрепленный его печатью (при наличии) список сотрудников, привлекаемых к выполнению работ на объекте, с указанием их полномочий, фамилии, имени, отчества и паспортных данных для оформления пропусков;
25) заказчиком было принято решение об исключении пунктов 4.1.30.1, 4.1.30.2 и 4.1.31 из проекта контракта;
26) заказчиком было принято решение об исключении пунктов 4.1.33.2 из проекта контракта;
27) заказчиком было принято решение внести изменения в пункт 4.1.35 проекта контракта и изложить его в новой редакции: подрядчик обязан направить заказчику и/или в контрольный орган представителя для предоставления разъяснений в отношении выполненных работ, при обнаружении уполномоченными контрольными органами несоответствия объема и стоимости выполненных подрядчиком работ требованиям технического задания и акта приемки выполненных работ;
28) заказчиком было принято решение внести изменения в пункт 4.1.2 проекта контракта и изложить его в новой редакции: в сроки и порядке, установленным техническим заданием, заказчик обязан передать подрядчику по акту приема-передачи строительную площадку;
29) заказчиком было принято решение об исключении пунктов 17.3, 17.5 из календарного графика;
30) по мнению заказчика сроки, в том числе сроки этапов работ, установленные в действующей редакции конкурсной документации, являются корректными, полностью исполнимыми;
31) случаи, в которых Подрядчик имеет право на расторжение контракта в одностороннем порядке указаны в п.11.10, 11.10.1-11.10.2, а также затронуты в п.11.11 и 11.15 проекта контракта.
Кроме начального и конечного срока выполнения работ, п.1. ст.708 Гражданского кодекса РФ устанавливает следующее: в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, подрядчик должен соблюдать как начальный и конечный общий срок выполнения работы, так и начальный и конечный срок выполнения этапов работ.
В рассматриваемой ситуации, промежуточные сроки (этапы) работ предусмотрены контрактом, следовательно, подрядчик несет ответственность за их неисполнение.
Изучив представленные материалы и доводы сторон по жалобе ООО "СИ-2000", Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с данным пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 данной части, части 2 указанной статьи.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что по доводам жалобы NN 1, 2, 3, 5, 7, 8, 11, 14, 16, 19, 20, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 32 заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении закупки или были исключены из извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме. На основании изложенного, указанные доводы не нашли своего подтверждения.
По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, требования п. 5.4 технического задания о том, что все используемые материалы, изделия, конструкции и оборудование должны быть новыми (выпуск не ранее ноября 2023 года) являются избыточными в рамках выполнения работ по капитальному ремонту здания, поскольку требование к состоянию материалов, подлежащих использованию при выполнении работ (новый) является достаточным. Кроме того, на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители заказчика подтвердили, что указанное требование является излишним.
На основании изложенного, довод жалобы N 4 нашёл своё подтверждение.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ, требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, не могут быть ниже чем минимально установленные в настоящей части: специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 ГрК, - не менее чем два специалиста по месту основной работы. Следовательно, наличие у организации (участника закупки) допуска СРО предполагает наличие в штате не менее 2-х специалистов, состоящих в реестре НРС НОСТРОЙ.
В извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме заказчиком установлено требование в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе о членстве участников закупки в СРО.
Таким образом, требование заказчика п. 6.9 технического задания является излишним, поскольку членство участника закупки в СРО предполагает наличие в штате не менее 2-х специалистов, состоящих в реестре НРС НОСТРОЙ.
На основании изложенного, довод жалобы N 6 нашёл своё подтверждение.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать, в том числе, проект контракта.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 данного Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если указанным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Согласно п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений ч. 13 ст. 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со ч. 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 данного Федерального закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Согласно пп. 8, 9 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение о закупке, содержащее, в том числе, информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), информацию о начальной (максимальной) цене контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что установленные заказчиком сроки выполнения работ по контракту (отдельных этапов выполнения работ), а также сроки предоставления документов, необходимых для выполнения работ по контракту и иной информации, не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного, доводы жалобы NN 9, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 23, 30 не нашли своего подтверждения.
Комиссия Новосибирского УФАС России не может согласиться с утверждением подателя жалобы, что срок завершения отдельного этапа работы является несущественным условием контракта.
В соответствии с п. 15 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, Верховный суд РФ прямо указывает, что суды исходили из того, что в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе односторонний отказ от его исполнения допустим по основаниям, предусмотренным в ГК РФ. Согласно пункту 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В рассматриваемой ситуации, промежуточные сроки (этапы) работ предусмотрены контрактом, следовательно, подрядчик несет ответственность за их неисполнение.
На основании изложенного, довод жалобы N 31 не нашёл своего подтверждения.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного открытого конкурса в электронной форме, а также действий конкурсной комиссии при рассмотрении заявок, иных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлено.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу ООО "СИ-2000" на действия заказчика - ФГБУ "Новосибирский научно-исследовательский институт туберкулеза" Минздрава России при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0351100002324000068 на выполнение работ по капитальному ремонту здания главного корпуса ФГБУ "Новосибирский НИИ Туберкулеза" Минздрава России, по адресу: г. Новосибирск, ул. Охотская, д.81А, в части устройства вентилируемых фасадов с облицовкой панелями из композитных материалов с устройством теплоизоляционного слоя; ремонта оконных заполнений; ремонта отмостки по периметру здания частично обоснованной.
2) Признать заказчика нарушившим ст. 33 Закона о контрактной системе.
3) Выдать заказчику и конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц..
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Заместитель председатель Комиссии Д.Е. Студеникин
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
И.В. Костин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 26 апреля 2024 г. N 054/06/34-1102/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2024