Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУДО СШОР "Школа высшего спортивного мастерства по зимним видам спорта" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "ГАЙС СПОРТ Плюс" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 10621-ЭП/24 от 22.04.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку товаров для обеспечения деятельности учреждения (прожекторы светодиодные) (извещение N 0372200170224000005),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 08.02.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку товаров для обеспечения деятельности учреждения (прожекторы светодиодные) (извещение N 0372200170224000005) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 781 800,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.02.2024 N ИЗК1 победителем Запроса котировок признано ООО "ГАЙС СПОРТ Плюс".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ГАЙС СПОРТ Плюс" заключен государственный контракт N 0372200170224000005/24 от 22.02.2024 на сумму 4 340 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.8 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 08.04.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ГАЙС СПОРТ Плюс".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку беговых лыж и креплений для обучающихся СПб ГБУ ДО СШОР "ШВСМ по ЗВС" (далее - Товар).
Сроки и порядок поставки товара установлены в п. 3.1 Контракта, в соответствии с которым Поставщик обязуется поставить товар в течение 10 календарных дней момента подписания Контракта, т.е. в срок до 04.03.2024.
07.03.2024 Поставщик осуществил поставку Товара по Товарной накладной N 22 от 07.03.2024.
Заказчик в соответствии с п. 4.4.6 Контракта отказался от приемки Товара, не соответствующих условиям Контракта. На основании экспертизы, проведенной в соответствии с п. 3.8 Контракта Заказчиком установлено несоответствие поставляемого товара, характеристикам, установленным в приложении N 2 к Контракту (Описание объекта закупки), что было отражено в Товарной накладной.
По результатам очередной поставки Товара 18.03.2024 Поставщиком был сформирован документ о приемке с использованием ЕИС б/н от 18.03.2024. В соответствии с п. 3.8. Контракта для проверки поставленного Товара (результатов отдельного этапа исполнения Контракта) в части соответствия Товара (результатов отдельного этапа исполнения Контракта) условиям Контракта Заказчик провел экспертизу по результатам которой были выявлены несоответствия поставляемого товара характеристикам и количеству товаров, требуемых к поставке в соответствии с Контрактом.
На основании п.п б) п. 3.9 Контракта Заказчик с использованием ЕИС, подписал усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и разместил в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа и требованием устранить вышеуказанные недостатки и осуществить поставку товара в полном соответствии с характеристиками, указанными в Спецификации, в срок не позднее 25.03.2024.
Поставщик посредством ЕИС направил обращение от 25.03.2024 исх. N 25/03 о поставке товара с улучшенными характеристиками. Заказчик, изучив представленные характеристики Товара пришел к следующим выводу, что в соответствии с Контрактом предусмотрена поставка лыж модели "FISCHER SPEEDMAX 3D CLASSIC Cold", которые предназначены для погодных условий - 2 °С и ниже. Модели Cold имеют скользящую поверхность N А5 - универсальная холодная база, предназначенная на температуру - 2 °С и ниже (код заводской структуры С1-1). В обращении Поставщик предлагает к поставке следующие товары: лыжи модели "FISCHER SPEEDMAX 3D CLASSIC 812" и указывает в улучшенных характеристиках, что они предназначены для погодных условий - 2 °С и ниже, что не является действительностью в связи с тем, что данная модель лыж имеет скользящую поверхность N 28 - универсальная теплая база предназначенная, на температуру -10 С и выше (код заводской структуры Р5-1). Также остальные технические характеристики Товара, предлагаемые Поставщиком, не являются улучшенными по отношению к Товару, требуемым к поставке в соответствии с Контрактом.
Заказчик повторно (исх. N276 от 02.04.2024) требовал от Поставщика осуществить поставку Товара, соответствующего условиям Контракта не позднее 04.04.2024.
Поставщик 04.04.2024 в ЕИС разместил ответ на требование о выполнении обязательств (исх. N276 от 02.04.2024) с повторным предложением составить и подписать дополнительное соглашение к Контракту о внесении изменений в части поставки Товара с улучшенными техническими и функциональными характеристиками товара без изменения иных условий Контракта, где указал те же самые характеристики Товара, что предлагал в письме, направленном ранее.
По состоянию на 08.04.2024 Участником Товар соответствующий условиям Контракта не поставлен.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 12.8. Контракта, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 08.04.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 19.04.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
12.02.2024 до заключения Контракта со стороны ИП Алексеенко К.К. было получено коммерческое предложение (исх. N 7-1/2024) с необходимыми позициями лыж для поставки в адрес Заказчика.
27.02.2024 со стороны Заказчика было получено информационное письмо (исх. N 153) с напоминанием об исполнение обязательств согласно условиям Контракта о поставке Товара.
28.02.2024 Поставщиком в адрес Заказчика направлялось информационное письмо (исх. N 1) в котором сообщалось о готовности поставки необходимого Товара - 04.03.2024.
01.03.2024 со стороны ИП Алексеенко К.К. было получено информационное письмо (исх. N 1/03-2024) с информацией о том, что Fisher Speedmax 3D Classic Cold нет в наличии, а имеются Fisher Speedmax 3D Classic 812 с идентичными характеристиками.
07.03.2024 Поставщиком в адрес Заказчика была осуществлена поставка необходимого Товара в полном объеме.
Однако Заказчиком было отказано в приемке поставленного Товара на основании п. 4.4.6 Контракта в связи с несоответствием характеристик Товара с Техническим заданием.
07.03.2024 со стороны ООО "ФИШЕР" было получено информационное письмо, в котором сообщалось о том, что с 2023 компания Fisher не выпускает модель Speedmax Classic Cold с холодной скользящей поверхностью. В модели Speedmax Classic 812 используется универсальная конструкция, которая подходит для холодных погодных условий.
07.03.2024 в адрес Заказчика направлялось информационное письмо (исх. N 8) с приложением информационного письма со стороны ООО "ФИШЕР" в котором сообщалось, что в поставке были лыжи Fisher Speedmax 3D Classic конструкция 812, которые предназначены для холодных погодных условий (Cold).
11.03.2024 Поставщиком со стороны Заказчика было получено требование о выполнении обязательств по Контракту, в котором требовалось в срок до 14.03.2024 исполнить обязательства в соответствии с Контрактом.
14.03.2024 со стороны Поставщика в адрес Заказчика было направлено информационное письмо (исх. N 8) с информацией о том, что поставка будет осуществлена 18.03.2024.
18.03.2024 Поставщиком в адрес Заказчика была осуществлена поставка необходимого Товара в полном объеме, а также были опубликованы документы о приемке в ЕИС.
21.03.2024 Заказчиком в ЕИС было опубликован мотивированный отказ от подписания документов о приемке (б/н) от 18.03.2024 в связи с несоответствием поставленного Товара.
22.03.2024 Поставщиком со стороны ООО "ФИШЕР" было получено информационное письмо (исх. N 0059) в котором сообщается о том, что лыжи FISCHER SPEEDMAX 3D CLASSIC Cold для погодных условий - 2°С и ниже. Жесткость лыж med (средняя), stiff (жесткая) в сезоне 2023-2024 не выпускается. Также сообщили о том, что данная модель лыж FISCHER SPEEDMAX 3D CLASSIC Cold, med, stiff выпускалась в сезоне 2021 - 2022 г.
25.03.2024 Поставщиком в адрес Заказчика направлено информационное письмо (исх. N 25/03) в котором предлагалось заключить дополнительное соглашение о внесении изменений в части поставки Товара с улучшенными техническими и функциональными характеристиками Товара без изменения иных условий Контракта.
Более того, к информационному письму (исх. N 25/03) прилагалась таблица с сравнением технических характеристик поставляемого Товара, а также информационные письма со стороны официального дистрибьютера - ООО "ФИШЕР".
02.04.2024 Поставщиком со стороны Заказчика было получено требование о выполнении обязательств по Контракту, в котором выражается отказ в принятии Товара с улучшенными характеристиками.
03.04.2024 со стороны ООО "ФИШЕР" было получено информационное письмо (исх. N 0076) в котором сообщалось о том, что FISCHER SPEEDMAX 3D CLASSIC Cold в сезоне 2023-2024 г. не выпускались и выпускаться в текущем сезоне не будет.
Более того, отметили, что в сезоне 2023-2024 г. вместо этих лыж производятся лыжи FISCHER SPEEDMAX 3D CLASSIC 812. Официальный дистрибьютер самостоятельно рекомендует данную модель лыж для погодных условий -2 и ниже.
04.04.2024 Поставщик направил в адрес Заказчика информационное письмо (исх. N 27/04) в ответ на письмо (исх. N 276) от 02.04.2024, в котором повторно Участник просил заключить дополнительное соглашение на изменение Технического задания с целью поставки необходимых лыж в адрес Заказчика.
17.04.2024 со стороны Поставщика в адрес Заказчика было направлено мотивированные возражения на решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в которых сообщалось о том, что на сегодняшний день Поставщик осуществляет поиск необходимых лыж FISCHER SPEEDMAX 3D CLASSIC Cold для поставки в адрес Заказчика.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ГАЙС СПОРТ Плюс" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС было установлено, что Участник в рамках подготовки к исполнению Контракта получил коммерческие предложение ИП Алексеенко К.К., на основании которого предполагал поставить необходимый Товар.
Однако 01.03.2024 ИП Алексеенко К.К. уведомил Участника об отсутствии товара - Fisher Speedmax 3D Classic Cold, и взамен был предложен товар - Fisher Speedmax 3D Classic 812.
Данное обстоятельство подтверждается письмом 07.03.2024 со стороны ООО "ФИШЕР", в котором сообщалось о том, что с 2023 компания Fisher не выпускает модель Speedmax Classic Cold с холодной скользящей поверхностью. В модели Speedmax Classic 812 используется универсальная конструкция, которая подходит для холодных погодных условий.
При этом 07.03.2024 Поставщик в адрес Заказчика направил письмо с приложением информационного письма со стороны ООО "ФИШЕР" в котором сообщалось, что в поставке были лыжи Fisher Speedmax 3D Classic конструкция 812, которые предназначены для холодных погодных условий (Cold).
Также 17.04.2024 со стороны Поставщика в адрес Заказчика было направлено мотивированные возражения на Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в которых сообщалось о том, что на сегодняшний день Поставщик осуществляет поиск необходимых лыж FISCHER SPEEDMAX 3D CLASSIC Cold для поставки в адрес Заказчика.
ООО "ГАЙС СПОРТ Плюс" неоднократно являлось исполнителем по государственным контрактам, которые были подписаны и исполняются без нареканий со стороны заказчиков, в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения об Участнике, что подтверждает добросовестность ООО "ГАЙС СПОРТ Плюс" в качестве исполнителя государственных и муниципальных контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "ГАЙС СПОРТ Плюс" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "ГАЙС СПОРТ Плюс" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ГАЙС СПОРТ Плюс" (ИНН: 7802210125), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 апреля 2024 г. N РНП-78-640/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2024