Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская Мариинская больница" (далее - Заказчик): ;
АО "ББ ГРУП" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 10646-ЭП-24 от 22.04.2024) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку расходных материалов для нужд больницы (извещение N 0372200000124000475) (далее - Запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении Запроса котировок размещено 16.04.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200000124000475.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 492 869,20 рублей.
В жалобе Заявитель указало на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в объединение в одну закупку медицинский изделий включенных и не включенных в перечень Постановления от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона (п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 настоящей статьи.
Пунктом 1 Постановления N 102 утверждены перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1), а также перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2).
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 102 для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:
а) для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);
б) для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в перечень N 2:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Закона о защите конкуренции, при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в показателе локализации собственного производства медицинских изделий;
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.
Подтверждением процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции является выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации акт экспертизы, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.4 Правил, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) предусмотрено, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 2 ст. 98 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Формирование описания объекта закупки осуществляется Заказчиком в первую очередь с учетом принципов эффективности и результативности. Заказчик принимает решение и устанавливает соответствующие требования к объекту закупки, исходя из своей потребности с учетом специфики деятельности, а именно оказание медицинских услуг надлежащего качества. Аналогичная правовой подход сформулирован Верховным Судом РФ в Определении от 10.04.2019 N 301-ЭС19-4478 по делуN А38-2827/2018.
Действующим законодательством Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Так же Закон о контрактной системе не регламентируют правила отнесения тех или иных товаров, работ или услуг к конкретному коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее- ОКПД2).
Заказчики самостоятельно определяют код по ОКПД2 путём соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учётом специфики закупки в области применения (письмо ФАС от 13.03.2019 NИА/19176/19).
Объектом рассматриваемой закупки является поставка расходных материалов для нужд больницы.
Извещение содержит требования, в том числе, к таким товарам как: позиция N2 "Зонд пищеводный", позиция N4 "Зонд для декомпрессии желудочно-кишечного тракта", позиция N29 "Зонд пищеводный".
Из жалобы Заявителя следует, что, по его мнению, в Перечень N 1 включены вышеуказанные медицинские изделия.
Перечень N1 постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 содержит примечание, согласно которому "При применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия". Рассматриваемый перечень содержит код ОКПД2 32.50.13.190 и наименование вида медицинского изделия - инструменты зондирующие, бужирующие.
Кроме того, в соответствии с примечанием к Перечню N 1 при применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Заказчиком представлены возражения, согласно которым ГОСТ 25725-89 "Инструменты медицинские. Термины и определения" содержит следующее определение зондирующих медицинских инструментов:
Зондирующий медицинский инструмент - медицинский инструмент в виде трубки из металла или полимерного материала для исследования естественных ходов и полостей в организме человека и катетеризации.
При этом заказчик осуществляет закупку по позициям N 2 и N29 - зонд пищеводный, применяемый для остановки кровотечений из вен пищевода. Это медицинское изделие, предназначенное для остановки кровотечения из варикозно-расширенных вен пищевода у пациентов с циррозом печени и другими патологиями гепатобилиарной системой. Изделие не применяется для бужирования и зондирования и не применяется для исследования естественных ходов и полостей в организме человека и катетеризации. Оно используется для оказания экстренной медицинской помощи в жизнеугрожающих ситуациях. Изделие имеет встроенный баллон, раздувание которого обеспечивает компрессию (сдавление) кровоточащих вен пищевода и, соответственно, остановку кровотечения. Согласно данным Росздравнадзора, зарегистрировано несколько изделий такого назначения, например, производства АО "МедСил" ФСР 2009/06538 Зонды силиконовые для остановки кровотечения из вен пищевода; и производства ООО "Объединение Альфапластик" ФСР 2007/00074 Зонд-обтуратор резиновый пищеводно-желудочный Зо-ОЗРИ для остановки кровотечения из расширенных вен пищевода и кардиального отдела желудка. Анализ документации производителей рассматриваемого медицинского изделия, позволяет однозначно утверждать, что, согласно инструкциям на Росздравнадзоре, такие зонды "..предназначены для обеспечения лечения больных с кровотечением из варикозно-расширенных вен пищевода при портальной гипертензии.." и "применяются в хирургии для лечения заболеваний желудка", таким образом они не применяются для исследования естественных ходов и полостей в организме человека и катетеризации.
Аналогично и медицинское изделие, по позиции N 4 объекта закупки - Зонд для декомпрессии желудочно-кишечного тракта, который также не применяется для исследования естественных ходов и полостей в организме человека и катетеризации. Данное изделие предназначено для декомпрессии желудочно-кишечного тракта и используется для лечения пациентов с распространенным перитонитом, для предотвращения несостоятельности кишечного анастомоза, ургентных внутрибрюшных и системных осложнений, в том числе эндогенной интоксикации и сепсиса, что подтверждается также данными технической документации, рассматриваемого зонда. Например, зонды производства АО "МедСил" ФСР 2010/06804 - Зонды силиконовые для декомпрессии желудочно-кишечного тракта, согласно инструкции на сайте Росздравнадзора, "..предназначены для лечения различных контингентов больных при неотложных состояниях и хронических заболеваниях в хирургических отделениях..", также не применяются для исследования естественных ходов и полостей в организме человека и катетеризации.
На основании вышеизложенного Заказчик считает, что медицинские изделия по позициям N 2, 4, 29 н относятся к инструментам зондирующим, бужирующим.
Согласно ч. 2. ст. 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Ни в доводах жалобы, ни на заседании Комиссии УФАС Заявитель надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность довода не представил, в связи с чем довод жалобы не находит своего подтверждения и признается необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 14, 24, 48, 49, 51, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "ББ ГРУП" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 апреля 2024 г. N 44-1829/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2024