Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя; члены Комиссии - Е.О. Хорышев, врио начальника отдела; Г.Г. Мамедова, ведущий специалист - эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - КГБУ СО "Психоневрологический интернат для детей "Подсолнух" (далее - заказчик) ООО "Сибторг" (ИНН 2404022081, КПП 240401001) (далее - общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона ЭА-N-23323/23 "Оказание прачечных услуг (приемка, сортировка, стирка, глажение, упаковка, доставка) (г. Красноярск и прилегающие территории)" с извещением N0119200000123021677 (далее - аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам аукциона (далее - обращение).
Обращение подано в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовало требованиям раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078), в связи с чем подлежало принятию к рассмотрению.
На основании статьи 104 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N 1078 Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения подрядчиком условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты заказчика и общества, указанным в контракте, размещенным в ЕИС, было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению вышеуказанного обращения. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований пункта 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1078 (далее - Правила), было размещено в ЕИС. Таким образом, заказчик и подрядчик считаются надлежащим образом уведомленными о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения заказчика по существу.
Из пункта 13 Правил, следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
До начала рассмотрения обращения в адрес Красноярского УФАС России от заказчика поступили письменные пояснения. Запрашиваемые документы Красноярским УФАС России от общества не поступили.
Рассмотрение обращения состоялось 25.04.2024 в 10:45 в присутствии представителя заказчика, подтвердившего надлежащим образом свои полномочия и личность.
Вместе с тем, у Комиссии возникла необходимость получения дополнительных сведений, в связи с этим в рассмотрении обращения по существу был объявлен перерыв до 15 часов 30 минут 26.04.2024. До начала заседания Комиссии от общества поступили письменные пояснения и ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствие общества.
Указанное ходатайство было рассмотрено и удовлетворено Комиссией Красноярского УФАС России.
Рассмотрение обращения состоялось 26.04.2024 в 15:30 в отсутствие сторон.
Из обращения заказчика следует, что между заказчиком и обществом был заключен контракт, по условиям которого общество обязуется оказать прачечные услуги (приемка, сортировка, стирка, глажение, упаковка, доставка) (далее - услуги) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту) и Спецификацией (Приложение N 2 к контракту, являющимся неотъемлемой частью контракта, а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных в контракте (пункт 1.1 контракта).
Поскольку исполнителем было допущено нарушение существенного условия исполнения контракта, а именно: в обусловленный контрактом срок услуги не были оказаны, заказчиком 08.04.2024 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В течение 10 (десяти) дней с момента надлежащего уведомления общества, нарушение, послужившее основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе, не устранено, что послужило основанием для подачи обращения в адрес Красноярского УФАС России в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев обращение заказчика, документы и сведения, представленные заказчиком к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения по существу, а также размещенные в единой информационной системе при проведении электронного аукциона, заключении, исполнении и расторжении контракта, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
В связи с возникшей потребностью, заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона ЭА-N-23323/23 "Оказание прачечных услуг (приемка, сортировка, стирка, глажение, упаковка, доставка) (г. Красноярск и прилегающие территории)", с установлением начальной (максимальной) цены контракта 17 817 567,27 руб.
На основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.12.2023 NИЭА1 с обществом был заключен контракт N Ф.2024.1677 от 22.12.2023 на сумму 2 168 000,00 руб.
Комиссия отмечает, что лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к неудовлетворению нужд заказчика.
Проанализировав контракт, Комиссия установила что Контракт был заключен на следующих условиях.
В силу пунктов 3.4.1., 3.4.2. контракта исполнитель обязан: своевременно и надлежащим образом оказать услуги в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, условиями контракта и Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту), обеспечивать соответствие оказываемых услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.1. контракта установлено, что услуги оказываются по месту нахождения прачечной.
Сбор и доставка белья осуществляется по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Сады, д. 12.
Согласно пункту 4.2. контракта срок оказания услуг: с 01 февраля 2024 г. по 31 января 2025 г. В силу пункта 4.3. контракта этапы оказания услуг: не предусмотрено.
Согласно разделу 8 контракта "8.1. Изменение существенных условий Контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению Сторон в случаях, предусмотренных Законом N44-ФЗ.
8.2. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. В случае принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом Российской Федерации, такой отказ осуществляется в соответствии со ст. 95 Закона N44-ФЗ.
8.3. В случаях, установленных ч.15 ст.95 Закона N 44-ФЗ, Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
8.4. Внесение изменений в условия Контракта в соответствии с ч.1 ст.95 Закона N 44-ФЗ осуществляется Сторонами с учётом положений ч.1.3 - 1.5 ст.95 Закона N 44-ФЗ.".
Проанализировав совокупность документов и сведений, представленных сторонами, Комиссия установила следующее.
Как следует из документов, представленных на обозрение Комиссии, общество своевременно не приступило к оказанию услуг, являющихся предметом контракта. На основании данного обстоятельства заказчиком в адрес общества были направлены письма исх. NN 489 от 28.02.2024, 617 от 13.03.2024. Заказчиком 14.03.2024 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением пункта 4.2. контракта.
В ответ на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 14.03.2024 общество направило письмо от 20.03.2024 в адрес заказчика, в котором общество указало, что 14.12.2023 было приобретено оборудование (стиральные и сушильные машины) для исполнения контракта, что подтверждается договором N/15/02/5-2023 от 14.12.2023.
Вместе с тем, обществу вышеуказанное оборудование не было поставлено в срок, что подтверждается письмами ООО "Вязьма Сибирь" (исх. NN 1064 от 26.12.2023, 124 от 15.10.2024) (далее - поставщик оборудования), из которых следует, что ввиду задержки поставки комплектующих для сборки, ООО "Вязьма Сибирь" сообщило обществу о сроках изготовления указанного товара, а именно не ранее чем конец февраля 2024 года.
На обозрение Комиссии были представлен акт приёма-передачи белья в стирку N 2934 от 22.03.2024, составленный обществом, из которых следует, что заказчик отказался отдавать исполнителю бельё, поскольку заключил договор с другим исполнителем. Данное обстоятельство было подтверждено представителем заказчика в ходе рассмотрения обращения.
Согласно акту N 2956 от 25.03.2024 заказчиком было сдано бельё, а обществом принято данное бельё. В связи с данным обстоятельством, согласно решению N 1 от 26.03.2024 заказчиком было отменено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 14.03.2024.
В дальнейшем заказчиком были направлено письмо в адрес общества исх. N 728 от 26.03.2024 о направлении заявки на оказание услуг по контракту.
Согласно письму заказчика исх. N 763 от 29.03.2024 обществу сообщалось, что им не возвращено бельё по акту N 2956 от 25.03.2024, а также в период с 26.03.2024 по 28.03.2024 исполнитель не забирал бельё, что подтверждается скриншотами электронной почты от 27.03.2024, 29.03.2024. Также в дальнейшем заказчиком снова были направлены письма в адрес общества исх. NN 725 от 03.04.2024, 800 от 05.04.2024, в которых указывалось, что услуги по контракту не оказываются (бельё обществом не забирается).
Согласно материалам дела, на указанные письма заказчика, от общества ответов не поступало, также отсутствуют иные документы, содержащие причины ненадлежащего исполнения условий контракта.
В силу статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статьи 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно статье 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что обществом были нарушены существенные условия контракта, поскольку услуги, предусмотренные контрактом, не были оказаны надлежащим образом, ввиду чего заказчик лишается того, на что рассчитывал при заключении контракта.
Учитывая, по мнению заказчика неисполнение вышеуказанных услуг в полном объеме, заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, предусмотренное пунктами 11.3, 11.4 контракта, частями 8, 9, 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, принял 08.04.2024 решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Процедура одностороннего отказа от исполнения контракта урегулирована частями 12.1, 13, 14, 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
На основании сведений ЕИС Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 19.02.2024, что соответствует условиям, определенным частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе. Следовательно, с 08.04.2024 общество в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим образом уведомленным об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В случае, если исполнитель не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечению указанного срока считается расторгнутым.
Поскольку, по мнению заказчика, исполнитель в срок до 19.04.2024 не устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, контракт, в силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, считается расторгнутым.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым 19.04.2024.
Комиссия отмечает, что вышеуказанная совокупность сведений относительно проведения процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке по инициативе заказчика свидетельствует о том, что заказчиком была соблюдена такая процедура, предусмотренная статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Однако Комиссией не установлено вышеперечисленных обстоятельств, что лишает возможности Комиссию принять решение об отказе во включении информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, Комиссия также отмечает, что обществом не осуществлялись меры, направленные на исполнение обязательств по контракту, общество не уведомляло заказчика о возникших трудностях, в силу которых исполнение обязательств по контракту является невозможным. Общество также не предлагало заказчику расторгнуть контракт по соглашению сторон. Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что общество не проявило должной осмотрительности при исполнении обязательств по контракту.
На момент рассмотрения обращения у Комиссии отсутствовали доказательства того, что обществом были совершены активные действия по устранению причин, послуживших принятию Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. При этом, доказательств своей добросовестности при исполнении контракта общество Комиссии не представило.
Также Комиссия считает необходимым обратить внимание на тот факт, что обществом не предприняты меры, направленные на оказание услуг в период до вступления решения заказчика в законную силу.
При этом факт того, что лицо уклоняется от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта такому лицу также известен. Изложенное, в случае если такое уклонение не является недобросовестным, обуславливает необходимость осуществления совершения им действий, направленных на установления фактов (если по каким-либо причинам такое лицо не получило официального уведомления): принятия заказчиком решения о признании его уклонившемся от заключения контракта, решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, о рассмотрении контрольным органом обращения заказчика о включении сведений РНП. Не совершение таких действий не может свидетельствовать о добросовестности лица и должно быть принято во внимание контрольным органом при принятии решения (при условии, что заказчиком и контрольным органом направлялись соответствующие уведомления, которые не были получены таким лицом по причинам, не зависящим от заказчика и контрольного органа).
Кроме того тот факт, что лицо не осуществляло самостоятельных действий, направленных на устранение негативных последствий своего нарушения требований законодательства о контрактной системе, лишь дополнительно свидетельствует, что такое лицо не готово и не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность в рамках законодательства о контрактной системе, поскольку такое законодательство предъявляет к своим субъектам более строгие требования, чем гражданское законодательство.
Комиссия также обращает внимание на высокую социальную значимость учреждения заказчика. На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что постоянная замена постельного белья является необходимым в силу сферы деятельности учреждения заказчика.
Характер допущенного исполнителем нарушения существенных условий контракта, наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении общества. Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить сведения об ООО "Сибторг" (ИНН 2404022081, КПП 240401001), директоре Князькове Л.А. (ИНН 244500917844) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
19.04.24 |
23.04.24 |
19.04.24 |
0 |
22.04.24 |
27.04.24 |
26.04.24 |
0 |
03.05.24 |
02.05.24 |
0 |
0 |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента его принятия в установленном законом порядке.
Дополнительно информируем о необходимости уведомления Красноярского УФАС России о факте подачи искового заявления в Арбитражный суд Красноярского края о признании одностороннего отказа заказчика недействительным, поскольку обстоятельство удовлетворение указанного требования является самостоятельным основанием для исключения информации об участнике закупки из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии Е.О. Хорышев
Г.Г. Мамедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26 апреля 2024 г. N 024/10/104-1205/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2024