Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителей департамента городского хозяйства администрации города Кирова, по доверенностям;
- представителя ООО "Энергосервис", по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "Энергосервис", и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
У С Т А Н О В И Л А:
21.04.2024 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "Энергосервис" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Департамент городского хозяйства администрации города Кирова при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству архитектурной подсветки (извещение N 0340200003324005103).
Заявитель сообщает, что описание объекта закупки содержит требования к светильникам, вместе с тем, в нарушение ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) отсутствует обоснование необходимости использования характеристик, не предусмотренных действующим законодательством.
Указывает, что Заказчику при формировании объекта закупки необходимо установить запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616), поскольку запрет распространяется в том числе на товары, поставляемые Заказчику при выполнении закупаемых работ. Светильники имеют код ОКПД2 27.40.39.113, который включен перечень Постановления N 616.
Указывает, что при проведении закупки работ Заказчик не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке.
Указывает, что Заказчик неправомерно установил требование к участникам закупки, предусмотренное позицией 9 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельные положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571), поскольку раздел II устанавливает дополнительные требования к участникам в сфере градостроительной деятельности, а также установлен код ОКПД2 43.21.10.290, в отношении данной закупки распространяются требования ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Рассмотрение жалобы назначено на 25.04.2024 г., отложено на 26.04.2024 г. Стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Представитель Заказчика пояснил, что извещение соответствует требованиям Закона о контрактной системе, описание объекта закупки составлено в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе. Законом о контрактной системе не установлено требование указывать ссылки на нормативно технические документы. При подготовке объекта закупки шести организациям направлены запросы ценовых предложений, от трех поступили ответы с готовностью выполнить работы в соответствии с описанием объекта закупки. При проведении аукциона по данной закупке подали заявки три участника. Указывает, что на баланс будет ставиться сеть архитектурной подсветки, подключенная к сетям наружного освещения города, а не каждый светильник отдельно. Товар используется при выполнении работ и не передается Заказчику отдельно от всей сети, следовательно, акт приема-передачи товара не составляется, в связи с чем считает неправомерным устанавливать запрет в соответствии с Постановлением N 616. Отмечает, что инструкция по заполнению заявки универсальная, предназначена для всех видов закупок на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг. Указание в составе заявки конкретных показателей товара от участника не требуется. Архитектурная подсветка является одной из составляющих работ по благоустройству, в связи с чем правомерно установлено требование к участникам закупки, предусмотренное позицией 9 раздела II приложения к Постановлению N 2571. Считает жалобу необоснованной.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
12.04.2024 г. на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003324005103 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству архитектурной подсветки. Начальная (максимальная) цена контракта - 98 000 000,00 руб. Установлены дополнительные требования к участникам в соответствии с позицией 9 раздела II приложения к Постановлению N 2571.
Относительно первого довода Комиссия Кировского УФАС России сообщает следующее.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчик письменно пояснил, что выполняя требования п. 2 ч. 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, использовал установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминологию, а именно:
- корпус светильника из экструдированного алюминия анодированным покрытием - пункт L.4 п. С, L.5 п. b, L.3, приложения L гост IЕС 60598-1-2017 "Межгосударственный стандарт. Светильники. Часть 1. Общие требования и методы испытаний";
- крепление рассеивателя с помощью прижимных алюминиевых планок - пункт L.4 приложения L ГОСТ IEC 60598-1-2017 "Межгосударственный стандарт. Светильники. Часть 1. Общие требования и методы испытаний" (Во избежание электролитической коррозии контактирующие друг с другом металлические детали должны быть изготовлены из металлов, близких друг в гальваническом ряду);
- боковые крышки из литого под давлением алюминия имеют коэффициент расширения, идентичный материалу корпуса - пункт L.4 приложения L ГОСТ IEC 60598-1-2017 "Межгосударственный стандарт. Светильники. Часть 1. Общие требования и методы испытаний" (Во избежание электролитической коррозии контактирующие друг с другом металлические детали должны быть изготовлены из металлов, близких друг в гальваническом ряде);
- раздельная установка источника питания и светодиодной платы - обоснование: для исключения взаимного теплового влияния (указано в описании объекта закупки);
- у светильников с КСС 20,30,50 защита светодиодного модуля достигается заливкой компаундом - обоснование: для защиты светодиодного модуля (указано в описании объекта закупки);
- рефлекторная оптика для заливающего эффекта или одиночные линзы для формирования КСС - обоснование: для заливающего эффекта, для формирования КСС (кривой силы света) (указано в описании объекта закупки);
- кабельный ввод на задней стенке светильника - пункт 5.2.6-5.2.10 ГОСТ IЕС 60598-12017, требование соответствует положениям пунктов;
- подвижный кронштейн крепления светильника из нержавеющей стали - обоснование: для недопущения подтеков ржавчины на фасаде (указано в описании объекта закупки);
- возможность монтажа с помощью тросового подсвета - п. 4.14 Устройства для подвески, крепления и регулирования ГОСТ IEC 60598-1-2017, требование соответствует положениям пункта.
Таким образом, Заказчик при описании объекта закупки использовал характеристики, предусмотренные документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, а также указал обоснование использования других характеристик.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что описание объекта закупки не нарушает требования п. 2 ч. 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя не обоснован.
Относительно второго довода Комиссия Кировского УФАС России сообщает следующее.
Согласно п. 4 Постановления N 616 запреты, установленные пунктами 1 и 2 настоящего постановления, распространяются в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом лизинга.
Заказчиком установлен код ОКПД2 43.21.10.290 - "Работы электромонтажные прочие, не включенные в другие группировки". Данный код отсутствует в перечне Постановления N 616.
В проекте контракта и описании объекта закупки (раздел 5) указано, что светодиодные светильники относятся к используемым материалам.
Согласно разделу 5 проекта контракта по первому этапу не ранее 15.02.2025, по второму этапу не ранее 15.02.2026 Подрядчик формирует с использованием единой информационной системы (далее - ЕИС), подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя, и размещает в ЕИС документ о приемке.
Согласно п. 5.2 проекта контракта к документу о приемке необходимо приложить документы, которые считаются его неотъемлемой частью (комплект исполнительной документации: акты о приемке выполненных работ (по форме КС-2) на фактически выполненные работы, справку о стоимости выполненных работ (по форме КС-3), документ подтверждающий предоставление обеспечения гарантийных обязательств при формировании документа о приемке по второму этапу).
Согласно п. 5.3 проекта контракта Комплекты исполнительной производственно-технической документации, подтверждающей происхождение, безопасность и качество применяемых материалов, комплектующих, конструктивных элементов и установленного оборудования, пакет отчетной документации:
- Исполнительная схема;
- Акты скрытых работ;
- Журнал производства работ;
- Сертификаты на материалы, комплектующие, оборудование (оригиналы или копии, заверенные Подрядчиком);
необходимо предоставить в бумажном виде представителю Заказчика до формирования документа о приемке.
Представитель Заказчика пояснил, что он руководствуется приказом Минфина России N 209н от 29.11.2017 "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления". В соответствии с данным приказом лимиты бюджетных ассигнований на выполнение работ по устройству архитектурной подсветки доведены Заказчику по 228 КОСГУ. На подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ относятся расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений в нефинансовые активы. Таким образом, по данной закупке приобретается работа - сеть архитектурной подсветки, принимается в соответствии с условиями проекта контракта по КС-2 (акту о приемке выполненных работ) и ставится на баланс как единое целое.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что установление запрета в соответствии с постановлением N 616 не требуется, поскольку светильники не могут выполнять самостоятельные функции без присоединения к электрической сети, следовательно, являются неотъемлемой частью сети уличного освещения, в рамках данной закупки относятся к используемым материалам при выполнении работ.
Довод Заявителя не обоснован.
Относительно третьего довода Комиссия Кировского УФАС России сообщает следующее.
Пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в закупке должна содержать, предложение участника закупки в отношении объекта закупки, в том числе, следующую информацию:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Согласно части 5 статьи 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает безусловное согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если таким законом предусмотрена документация о закупке).
Постановлением Правительства Кировской области от 21.04.2015 N 34/213 "О государственном казенном учреждении Кировской области, уполномоченном на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков" утвержден Порядок взаимодействия заказчиков с Кировским областным государственным казенным учреждением "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" (далее - Порядок).
Согласно п. 2.14 Порядка на основании направленной заказчиком заявки на закупку уполномоченным учреждением формируется извещение об осуществлении закупки, содержащее пакет документов, в который включается инструкция по заполнению заявки на участие в закупке. Инструкция по заполнению заявки на участие в закупке утверждается правовым актом уполномоченного учреждения.
Согласно извещению инструкция по заполнению заявки утверждена приказом директора КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" от 29.09.2023 N 8.
Представитель Заказчика пояснил, что данная инструкция универсальная, предназначена для всех видов закупок на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг. Указание в составе заявки конкретных показателей товара от участника не требуется.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
В извещении в структурированной форме отсутствуют характеристики к товару, поскольку требуется выполнение работ, а светодиодные светильники являются используемым материалом.
Довод Заявителя не обоснован.
Относительно четвертого довода Комиссия Кировского УФАС России сообщает следующее.
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением N 2571 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям (Приложение).
Согласно п. 9 Приложения к Постановлению N 2571 при выполнении работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории к участникам закупки предъявляются дополнительные требования:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Порядок и требования по содержанию и уборке городской территории, содержанию и внешнему благоустройству жилых и нежилых зданий, иных сооружений и объектов, проведению ремонтных и строительных работ зданий, сооружений, выполнение которых осуществляется путем совершения необходимых действий и заключения соответствующих договоров, установлены Правилами внешнего благоустройства в муниципальном образовании "Город Киров" N 19/41 (далее - Правила N 19/41).
Согласно пункту 2.2 Правил N 19/41 благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленная Правилами, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Согласно пункту 5.6 Правил N 19/41 архитектурно-художественная подсветка как система программируемого искусственного освещения фасадов зданий и сооружений, произведений монументального искусства и элементов городского ландшафта должна способствовать художественной выразительности.
Разделом 15 Правил N 19/41 предусмотрена организация освещения территории муниципального образования "Город Киров", включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений.
В силу пункта 15.5 Правил N 19/41 осветительные установки архитектурно-художественного освещения подразделяются на стационарные и временные.
К временным осветительным установкам архитектурно-художественного освещения относится праздничная иллюминация, предусмотренная разделом 16 настоящих Правил.
В целях архитектурного освещения могут использоваться также осветительные установки функционального освещения для монтажа прожекторов, нацеливаемых на фасады зданий, сооружений, зеленые насаждения, для иллюминации, световой информации и рекламы, элементы которых могут крепиться на опорах уличного освещения.
Осветительные установки архитектурно-художественного освещения должны иметь либо повседневный режим включения, либо повседневный и праздничный режимы включения.
Таким образом, Заказчик обоснованно установил в извещении об осуществлении закупки дополнительные требования, предусмотренные п. 9 Приложения к Постановлению N 2571.
Довод Заявителя не обоснован.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Энергосервис" на действия Заказчика - Департамент городского хозяйства администрации города Кирова при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству архитектурной подсветки (извещение N 0340200003324005103).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 26 апреля 2024 г. N 043/06/106-392/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2024