Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела КЗ Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителя ИП, по доверенности;
в присутствии:
- представителей прокуратуры Кировской области, по доверенностям.
рассмотрев материалы прокуратуры Кировской области (далее - Заказчик) о включении сведений об ИП (далее - Поставщик, ИП) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
18.04.2024 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещены материалы прокуратуры Кировской области о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на услуги по чистке и уборке помещений, прилегающей территории, мытье окон (извещение N 0140100007923000046).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение указанного заявления и материалов назначено на 24.04.2024 г., отложено на 25.04.2024 г., на 26.04.2024 г. стороны извещены надлежащим образом.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение о расторжении контракта в связи односторонним отказом заказчика от исполнения контракта из-за существенных нарушений Исполнителем условий контракта, поскольку обязательства по контракту исполнялись не в полном объеме, в связи с чем 18.03.2024 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое было размещено в ЕИС, 29.03.2024 г. решение вступило в законную силу.
Представитель Исполнителя подтвердил письменные пояснения, сообщил, что клининговые услуги ИП оказывались надлежащим образом, при получении уведомлений от Заказчика об исполнении условий контракта, сообщалось, что выявленные нарушения устранены, при этом Заказчиком не принято решение об отмене не вступившего в силу решения об одностороннем отказе.
Отметил, что услуги по уборке снега оказывались надлежащим образом и в срок, на территории присутствовал постоянный дворник. Все расходные материалы приобретались и раскладывались на объектах в объеме установленном контрактом. Заказчиком нарушен порядок фиксации недостатков, проверки проведены без участия Исполнителя.
Указал, что в период исполнения контракта на объекте областной прокуратуры систематически не представлялся доступ в помещения здания по причине отсутствия должностных лиц, у которых есть ключи, со слов охраны без хозяина в кабинет зайти для уборки нельзя, уборка производилась позднее во время присутствия ответственных лиц, объемы услуг, которые не были оказаны по данным обстоятельствам, вычтены из причитающегося вознаграждения по контракту. Считает, что Исполнитель не допускал существенного нарушения условий контракта, просит не включать ИП в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
25.10.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0140100007923000046 о проведении электронного аукциона на услуги по чистке и уборке помещений, прилегающей территории, мытье окон. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 741 160,00 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.11.2023 NИЭА1, победителем признана ИП, заявка которой соответствует требованиям Закона о контрактной системе, с ценой контракта - 5 396 690,40 руб.
14.11.2023 г. между Заказчиком и Исполнителем заключен контракт N 3/24 на услуги по чистке и уборке помещений, прилегающей территории, мытье окон (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта Исполнитель по Заданию Заказчика обязуется выполнить работы по уборке служебных, санитарно-гигиенических помещений, прилегающих территорий, мытью окон, обеспечение средствами гигиены туалетных комнат в соответствии с техническим заданием (приложения N1, приложение N2) (далее - Услуги), которое является неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Согласно п. 3.1 Контракта стадии исполнения контракта, разбивка Цены Контракта приведена в Приложении N 3.
Согласно п. 4.1 Контракта Исполнитель не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок (единой информационной системы), подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени исполнителя, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать информацию и документы определенные п.п. 1 и 2 части 13 статьи 94 Закона N 44-ФЗ, с обязательным приложением копий актов промежуточной приемки работ заполненных и подписанных сторонами по каждому объекту Заказчика.
Согласно разделу I Приложения N 1 "Техническое задание" к Контракту Исполнитель обязан в течении одного рабочего дня с даты заключения контракта предоставить заказчику перечень уполномоченных лиц на оказание услуг по Контракту. Перечисленные в перечне уполномоченные лица наделены правом принимать участие от имени Исполнителя в промежуточной приемке работ, получать нарочно, под роспись корреспонденцию (письма, ходатайства, уведомления и т.д.) направляемую Исполнителю.
В разделе IV Приложения N 1 "Техническое задание" к Контракту установлены требования к объему работ, периодичность, срок исполнения условий Контракта.
Согласно п. 5.1, п. 6 раздела VI Приложения N 1 "Техническое задание" к Контракту результаты контроля качества услуг уборки по каждому объекту заносятся в акт промежуточной приемки работ. Акт промежуточной приемки работ оформляется в двух экземплярах и подписывается лицами, осуществлявшими контроль: работник исполнителя, представитель Заказчика. В случае не предоставления Исполнителем в день промежуточной приемки акта Заказчику - Заказчик вправе не принимать работы и не оплачивать работы за данный день. Исполнитель (его уполномоченный представитель) осуществляют хранение Акта промежуточной приемки работ на объекте заказчика. По требованию Заказчика (представителя Заказчика) Исполнитель обязан предоставить Акт промежуточной приемки работ для ознакомления и (или) занесения результатов оценки качества и объемов выполненных работ.
В разделе VIII Приложения N 1 "Техническое задание" к Контракту указаны адреса объектов Заказчика.
Письмами от 12.12.2023 г., 25.12.2023 г., 17.01.2024 г., 18.01.2024 г., 26.01.2024 г., 31.01.2024 г., 14.02.2024 г. Заказчик направляет информацию Исполнителю о необходимости исполнять условия Контракта (предоставить перечень уполномоченных лиц на оказание услуг), систематически нарушается график ежедневной (основной) уборки, не осуществляется ведение и не предоставляется представителю прокуратуры области для фиксации нарушений акт промежуточной приемки работ, уборка прилегающей территории не выполняется или выполняется не в полном объеме, требует очистить от снега дворовую территорию, арку у здания облаппарата, обеспечить ежедневную очистку от снега установленных Контрактом прилегающих территорий, просит в течение 3 рабочих дней осуществить вывоз накопившегося снега с дворовой территории здания облаппарата, не выполняются установленные Контрактом виды работ: не выполняется сухая уборка коврового покрытия пола с использованием пылесосов в помещении вестибюля (холла), в конференц-зале, в актовом зале; не осуществляется удаление пятен и спонтанных загрязнений с коврового покрытия, выведение пятен с ковровых покрытий, не выполняется чистка коврового покрытия (ковра или ковров) методом шампунирования в помещении вестибюля (холла); не выполняется дезинфекция помещений, ручек, перил; не выполняется удаление спонтанных загрязнений со стен и дверей; не выполняется чистка стен от паутины; уборка прилегающей территории не выполняется или выполняется не в полном объеме; не осуществляется уборка подвальных помещений; не осуществляется уборка столов и мебели; показатели качества выполнения работ не соответствуют условиям Контракта, уборка осуществляется не во всех помещениях: не выполняется уборка помещений подвала, не регулярно выполняется уборка кабинетов; не соблюдается график выполнения работ, повторно требует очистить от снега прилегающую территорию облаппарата, просит осуществить вывоз накопившегося снега с дворовой территории здания прокуратуры Ленинского района, выявлено не оснащение расходными материалами помещений ряда прокуратур, требует оснастить облаппарт и горрайспецпррокуратуры расходными материалами в количестве, установленном Техническим заданием на моющие средства и расходные материалы). Данные письма направлены в адрес Исполнителя посредством ЕИС, что подтверждается представленными материалами от Заказчика.
12.02.2024 г., 14.02.2024 г., 20.02.2024 г., 06.03.2024 г., 14.03.2024 г. Заказчиком составлены акты осмотра территории зданий прокуратуры Кировской области с фото с выявленными недостатками.
Заказчиком также представлена выписка из журнала учета посетителей здания прокуратуры Кировской области за период с 13.02.2024 г. по 18.03.2024 г., поступившая на запрос Заказчика от филиала ФГУП "Охрана" Росгвардии по Кировской области. Данной выпиской подтверждается нарушение графика ежедневной (основной) уборки.
15.01.2024 г., 18.01.2024 г., 19.01.2024 г., 23.01.2024 г., 01.02.2024 г., 07.02.2024 г., 09.02.2024 г., 14.02.2024 г., 30.01.2024 г., 26.02.2024 г., 04.03.2024 г., 05.03.2024 г., 14.03.2024 г., 01.04.2024 г., 11.04.2024 г. от прокуратур районов Кировской области, прокуратуры г. Кирова в адреса Заказчика направлены письма об исполнении условий контракта ИП, согласно которым, в том числе указано, что уборка помещений, прилегающих территорий не производится либо производится некачественно и не ежедневно, не обеспечивается раскладка туалетной бумаги, не предоставлены предусмотренные контрактом моющие средства и расходные материалы и пр.
При рассмотрении материалов РНП Заказчиком представлены акт промежуточной приемки работ за январь-март 2024 г. с замечаниями и подписью представителя Исполнителя.
При рассмотрении материалов РНП Исполнителем представлены договор оказания услуг N 10-21/С от 10.12.2021 г. на очистку и вывоз снега, акт от 29.02.2024 г. N 45 на сумму 7350 руб., акт от 29.02.2024 г. N 44 на сумму 24750 руб., договор на поставку товара от 01.10.2023 г. (моющие средства и химия, клининговое оборудование, запчасти, уборочный инвентарь и аксессуары для клининга), счета-фактуры от 18.12.2023 г., 29.01.2024 г., 26.02.2024 г., письмо о подтверждении добросовестности, приказ о приеме на работу дворника.
18.03.2024 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, поскольку обязательства не исполняются в полном объеме, а также некачественно.
При рассмотрении материалов РНП Исполнителем представлено письмо от 19.03.2024 г., согласно которому Исполнитель не согласен с решением об одностороннем отказе от исполнения контракта, поскольку проведена проверка качества оказания услуг, все недочеты устранены, услуги оказываются надлежащим образом и в установленный контрактом срок, считают решение незаконным и необоснованным.
Согласно информации из ЕИС Заказчиком приняты и оплачены услуги на сумму 504 307,29 руб.
Согласно п. 7.3 Контракта контракт может быть расторгнут по взаимному соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Согласно разделу VII Приложения N 1 "Техническое задание" к Контракту Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств:
- не выполнение ежедневных работ на любом из объектов Заказчика более 3 дней подряд или более 10 дней в месяце (статья 715 ГК РФ);
- если исполнитель не приступает к исполнению заявки Заказчика более 2 дней по окончанию установленного срока (статья 715 ГК РФ);
- не соблюдение качества выполнения работ на любом из объектов Заказчика более 3 дней подряд или более 10 дней в месяце (статья 715 ГК РФ);
- не устранение выявленных недостатков в течении 3 рабочих дней с дня направления претензии Заказчиком (статья 723 ГК РФ);
- при получении травм гражданами, в том числе работниками прокуратуры, вызванных при ненадлежащим исполнением или неисполнением Исполнителем своих обязательств (статья 723 ГК РФ);
- при повреждении, порчи объекта, подлежащим обслуживанию Исполнителем, при ненадлежащим исполнением или неисполнением Исполнителем своих обязательств (статья 723 ГК РФ);
Перечень случаев для одностороннего отказа Заказчиком от исполнения контракта не ограничен настоящим разделом.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 715 ГК РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность. Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1 статьи 782 ГК РФ определено, что заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте.
В соответствии с требованиями с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 18.03.2024 г. сформировано, подписано и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с существенным нарушением Исполнителем условий Контракта.
В силу п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части решение автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Согласно информации, размещенной в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Исполнителем 18.03.2024 г. в 13:55 ч., что свидетельствует о надлежащем уведомлении поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 29.03.2024 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Правовым последствием нарушения условий контракта является включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, что является дополнительной мерой ответственности, помимо тех, которые предусмотрены ст. 34 Закона о контрактной системе (пени, штрафы).
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение ИП в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При этом такими действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений. Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в РНП.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Вместе с тем, Исполнителем не представлены документы, обосновывающие невозможность исполнения контракта в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы.
Представленные документы не подтверждают добросовестность Исполнителя, поскольку отсутствовала ежедневная уборка помещений, уборка и вывоз накопившегося снега по требованиям прокуратур, не выполнялась дезинфекция помещений (январь 2024 г. - прокуратура Санчурского района, прокуратура Унинского района, февраль 2024 г. -прокуратура Санчурского района), не обеспечивалась раскладка туалетной бумаги, мыла и др. расходные материалы (январь 2024 г. - прокуратура Белохолуницкого района, Вятскополянская межрайонная прокуратура, прокуратура Нагорского района, прокуратура Немского района, прокуратура Свечинского района, прокуратура Унинского района, март 2024 г. - прокуратура Оричевского района).
Следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, в случае ненадлежащего исполнения контракта. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленные им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
При рассмотрении материалов РНП Исполнитель обязан представить доказательства, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Таким образом, на момент заключения контракта Исполнитель не оценил свою возможность исполнить принятые по контракту обязательства. Материалы дела не содержат доказательств, указывающих на объективную невозможность выполнить условия контракта, что свидетельствует о недобросовестном поведении ИП при исполнении Контракта.
Согласно п.п. б) п. 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
В силу п. 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Таким образом, при рассмотрении обращения не выявлены нарушения требований Закона о контрактной системе при принятии Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта; подтвержден факт существенного нарушения условий контракта и заказчиком представлены информация и документы, подтверждающие основания для одностороннего отказа от исполнения контракта. При этом Исполнителем не представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
В данном случае характер допущенного Исполнителем нарушения условий контракта и наличие в его действиях вины, свидетельствуют о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ИП.
Применение в рассматриваемом случае соответствующей санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Руководствуясь ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) следующую информацию об ИП:
1) наименование: , ОГРНИП:, ИНН:;
2) ИКЗ: 231434800631243450100100010038121244.
Согласно п. "б" ч. 9 ст. 104 Закона о контрактной системе информация исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет в случае получения решения суда о признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 26 апреля 2024 г. N 043/10/104-380/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2024