рассмотрев материалы дела N 7-3/265 по обращению заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевой клинический центр онкологии" министерства здравоохранения Хабаровского края (далее также - КГБУЗ "Краевой клинический центр онкологии", заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений обществе с ограниченной ответственностью "Декстра" (ИНН 6679168276) (далее также - ООО "Декстра", Общество) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 15.01.2024 N 13/2024 на поставку перчаток смотровых (реестровый номер 2272102605524000038), заключенного по результатам электронного аукциона (Извещение от 14.12.2023 N 0122200002523005478), и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником закупки ООО "Декстра",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступило обращение заказчика - КГБУЗ "Краевой клинический центр онкологии" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Декстра" (ИНН 6679168276) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 15.01.2024 N 13/2024 на поставку перчаток смотровых (реестровый номер 2272102605524000038), заключенного по результатам электронного аукциона (Извещение от 14.12.2023 N 0122200002523005478), и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником закупки ООО "Декстра".
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее также - Постановление N1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Уполномоченным органом - комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края для заказчика - КГБУЗ "Краевой клинический центр онкологии" проведен электронный аукцион на поставку перчаток смотровых.
Извещение N 0122200002523005478 о проведении закупки размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) - 14.12.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 000 000,00 рублей.
По результатам торгов между КГБУЗ "Краевой клинический центр онкологии" и ООО "Декстра" (далее также - Поставщик) 15.01.2024 заключен контракт N 13/2024 на поставку перчаток смотровых (реестровый номер 2272102605524000038) (далее также - контракт), с максимальной ценой контракта 3 000000 руб. (три миллиона рублей 00 копеек) (п. 2.1 контракта). Цена единицы Товара составляет 9,78 руб. (Девять рублей семьдесят восемь копеек, УСН без НДС на основании п. 2 ст. 346.11 (п. 2.2 контракта).
В соответствии с п. 1.1 контракта предметом контракта является поставка перчаток смотровых. Поставщик обязуется поставить Товар в соответствии со Спецификацией (Приложение 1 к контракту) (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Согласно п. 1.2 контракта поставляемый Товар должен соответствовать требованиям, указанным в Технической части (Приложение 2).
Приложением 1 к контракту Стороны согласовали Спецификацию
Приложением 2 к контракту Стороны согласовали Техническую часть контракта (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара).
В соответствии с п.п. 5.1, 5.2 контракта срок поставки Товара: с даты заключения контракта по 30.06.2024. Дата начала исполнения контракта - с даты заключения контракта. Дата окончания исполнения контракта - 15.08.2024. Место поставки Товара: Российская Федерация, Хабаровский край, г. Хабаровск, Воронежское шоссе, 164, аптека (далее - место поставки).
Согласно п. 5.3 контракта поставка Товара осуществляется на условиях доставки, разгрузки в месте поставки. Поставка Товара осуществляется отдельными партиями в соответствии с предварительной заявкой Заказчика, направленной Поставщику не позднее, чем за 14 дней до предполагаемой даты поставки Товара посредством любых средств связи с указанием наименования и размеров, количества Товара, места и даты поставки. Приемка Товара осуществляется в рабочие дни с 9.00 час до 15.00 час (время местное).
Права и обязанности Сторон установлены в разделе 4 контракта.
В соответствии с п. 4.4.1 контракта Поставщик обязан своевременно и надлежащим образом поставить Товар в соответствии с условиями настоящего контракта, произвести все виды погрузочно-разгрузочных работ и представить все необходимые документы, предусмотренные разделом 1 настоящего контракта.
Заказчик обязан своевременно принять и оплатить поставку Товара в соответствии с условиями настоящего контракта (п. 4.2.1 контракта).
Согласно п. 5.4 контракта при поставке Товара Поставщик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, содержащий сведения в соответствии с требованиями законодательства РФ.
В соответствии с п. 6.5 контракта приемка Товара осуществляется Заказчиком по количеству, ассортименту и комплектности (при необходимости) в соответствии со Спецификацией, по качеству в соответствии с Технической частью.
Датой приемки поставленного Товара считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком (п. 6.9 контракта).
В соответствии с п. 11.1 контракта настоящий контракт вступает в силу с момента заключения и действует до полного исполнения обязательств Сторонами по настоящему Контракту.
Согласно п. 9.1 контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В силу п. 13.1 контракта настоящий контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, в судебном порядке, в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с п. 13.2 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта: в случае просрочки поставки Товара более чем на 30 дней (п. 13.2.1); в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством (п. 13.2.2).
Как следует из обращения заказчика, срок поставки Товара согласно п. 5.1 контракта - с даты заключения контракта по 30.06.2024. В соответствии с п. 5.3 контракта поставка Товара осуществляется на условиях доставки, разгрузки в месте поставки. Поставка Товара осуществляется отдельными партиями в соответствии с предварительной заявкой Заказчика, направленной Поставщику не позднее, чем за 14 дней до предполагаемой даты поставки Товара посредством любых средств связи с указанием наименования и размеров, количества Товара, места и даты поставки. Приемка Товара осуществляется в рабочие дни с 9.00 час до 15.00 час (время местное).
20.02.2024 в адрес Поставщика посредством электронной почты направлена заявка на поставку перчаток в количестве 5 000 пар. С учетом требований п. 5.3 контракта дата поставки товара - 06.03.2024. Однако товар на указанную дату не поставлен.
05.03.2024 в адрес Поставщика посредством электронной почты направлена заявка на поставку перчаток в количестве 5 000 пар. С учетом требований п. 5.3 контракта дата поставки товара - 19.03.2024. Однако товар на указанную дату также не поставлен.
В связи с тем, что товар в установленные контрактом сроки не поставлен, просрочка поставки товара составила более 30 дней, последнее явилось основанием для принятия заказчиком 10.04.2024 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и обращением в контрольный орган о внесении сведений об ООО "Декстра" (ИНН 6679168276) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Контракт расторгнут с 23.04.2024.
В результате изучения материалов дела N 7-3/265, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона NN 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что по результатам торгов между КГБУЗ "Краевой клинический центр онкологии" и ООО "Декстра" 15.01.2024 заключен контракт N 13/2024 на поставку перчаток смотровых (реестровый номер 2272102605524000038). Согласно п. 5.1 контракта срок поставки Товара - с даты заключения контракта по 30.06.2024. В соответствии с п. 5.3 контракта поставка Товара осуществляется на условиях доставки, разгрузки в месте поставки. Поставка Товара осуществляется отдельными партиями в соответствии с предварительной заявкой Заказчика, направленной Поставщику не позднее, чем за 14 дней до предполагаемой даты поставки Товара посредством любых средств связи с указанием наименования и размеров, количества Товара, места и даты поставки. Приемка Товара осуществляется в рабочие дни с 9.00 час до 15.00 час (время местное).
20.02.2024 в адрес Поставщика посредством электронной почты направлена заявка на поставку перчаток в количестве 5 000 пар. С учетом требований п. 5.3 контракта дата поставки товара - 06.03.2024. Однако товар на указанную дату не поставлен.
05.03.2024 в адрес Поставщика посредством электронной почты направлена заявка на поставку перчаток в количестве 5 000 пар. С учетом требований п. 5.3 контракта дата поставки товара - 19.03.2024. Однако товар на указанную дату также не поставлен.
В связи с тем, что товар в установленные контрактом сроки не поставлен, просрочка поставки товара составила более 30 дней, последнее явилось основанием для принятия заказчиком 10.04.2024 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru - 10.04.2024.
Дата по истечению десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком Поставщика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта - 21.04.2024.
В десятидневный срок, предусмотренный ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Учитывая то, что последний десятый день, предоставляемый Поставщику для устранения допущенных нарушений, выпадает на выходной день и в данном случае последний десятый день срока переносится на ближайший следующий за выходным рабочий день, т.е. на 22.04.2024, датой расторжения контракта в силу положений ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации будет являться 23.04.2024.
23.04.2024 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт расторгнут с 23.04.2024.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Правил, утвержденных Постановлением N1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
В соответствии с п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельствнепреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Обстоятельств, предусмотренных п. 15 Постановления N1078 не установлено.
Принимая участие в закупке, ООО "Декстра" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 ГК РФ, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
От ООО "Декстра" в адрес Хабаровского УФАС России пояснений о нарушении условий контракта, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, не поступало.
Вместе с тем, Обществом не предприняты меры по устранению нарушений условий контракта, что свидетельствует о недобросовестности действий последнего при исполнении государственного контракта. Доказательств иного в материалы дела не представлено.
Поскольку хозяйствующий субъект ООО "Декстра", обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 104 Закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - КГБУЗ "Краевой клинический центр онкологии" об ООО "Декстра" (ИНН 6679168276) и учредителе (директоре) Общества Никояне Азате Геворговиче (ИНН 668509067448) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 15.01.2024 N 13/2024 на поставку перчаток смотровых (реестровый номер 2272102605524000038), заключенного по результатам электронного аукциона (Извещение от 14.12.2023 N 0122200002523005478), сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в трехмесячный срок со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 2 мая 2024 г. N РНП-204
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2024