Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя;
члены Комиссии: <_>. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_>.- специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Комиссии
в присутствии
представителей Заказчика - ТО Администрации города Администрация Октябрьского р-на г. Ижевска (далее - Заказчик) - <_> (доверенность от 25.04.2024 N 01-29105), <_>. (доверенность от 25.03.2024 N07-29/03),
законного представителя Победителя закупки - ООО "Людмила" (далее - Победитель) - <_>.,
в присутствии посредством ВКС:
представителя Уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение) - <_> (доверенность от 25.01.2024 N 19-юр)
в отсутствие:
Заявителя - ООО "ЭКОДОМ" (далее - Заявитель), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
рассмотрев обращение Заявителя - ООО "ЭКОДОМ" (ИНН 7724499299) (далее - Заявитель) с жалобой на положения извещения при проведении запроса котировок в электронной форме N зз-0016-13090 - 2024 "Оказание услуг по санитарному содержанию и эксплуатационно-техническому обслуживанию тротуаров, газонов и малых архитектурных форм и зеленных насаждений в скверах на территории Октябрьского района города Ижевска" (номер извещения в ЕИС -0813500000124005580, далее - закупка) в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступила жалоба ООО "ЭКОДОМ" (вх.N 3272/24 от 22.04.2024) на положения извещения при проведении запроса котировок в электронной форме N зз-0016-13090 - 2024 "Оказание услуг по санитарному содержанию и эксплуатационно-техническому обслуживанию тротуаров, газонов и малых архитектурных форм и зеленных насаждений в скверах на территории Октябрьского района города Ижевска"
Согласно жалобе Заявителя, в извещении об осуществлении закупки не установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с п.9 раздела II Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП N2571).
Согласно пояснениям представителя Заказчика, Решением Городской думы города Ижевска от 28.06.2012 N 308 "Об утверждении правил благоустройства города Ижевска" утверждены правила благоустройства города Ижевск (далее - Правила).
Абзацем 29 Раздела 2 Правил "Основные термины и определения, используемые в правилах" дано понятие Объект благоустройства - территория (в том числе территория предприятий, учреждений, организаций, земельных участков многоквартирных домов, объектов социального и культурно-бытового назначения, территория общего пользования), здание, строение, сооружение, объекты природного, антропогенного или природно-антропогенного происхождения, которые подлежат содержанию и в отношении которых должны осуществляться работы по благоустройству.
Абзацем 30 Раздела 2 Правил определено, что содержание объекта благоустройства - это выполнение в отношении объекта благоустройства комплекса работ (в том числе очистка и уборка), обеспечивающих его чистоту, надлежащее физическое и техническое состояние, а также безопасность.
Предметом спорной закупки является "Оказание услуг по санитарному содержанию и эксплуатационно-техническому обслуживанию тротуаров, газонов и малых архитектурных форм и зеленных насаждений в скверах на территории Октябрьского района города Ижевска", что, исходя из абзаца 30 Раздела 2 Правил, относится к содержанию объекта благоустройства.
Кроме того, Согласно п. 3.2 СП 82.13330.2016 "Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75", утвержденного приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 972/пр (далее - СП 82.13330.2016), установлено, что благоустройство территории - комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Указанные в техническом задании услуги относятся к текущему содержанию существующих объектов благоустройства, не предполагают изменения существующего облика территорий и не подразумевают создание каких-либо новых инженерных элементов на данных объектов, или благоустройство новых территорий.
Закупаемые услуги не предусматривают проведения комплекса мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка, следовательно, не относятся к благоустройству территории.
Представитель Уполномоченного учреждения вышеуказанные доводы поддержал.
Представитель Победителя указал, что готов выполнить работы по Контракту в полном объеме, имеет опыт работ по благоустройству территорий.
Рассмотрев жалобу Заявителя и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
15.04.2024 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении открытого конкурса.
Начальная (максимальная) цена Контракта установлена в размере 7 963 999,98 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов запрос котировок от 22.04.2024 N ИЗК1 было подано шесть заявок, соответствующих требованиям извещения о проведении закупки. Победителем признано - ООО "Людмила". Цена контракта - 3 145 779,60 рублей. Снижение - 60.5%.
В соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе процедура заключения контракта приостановлена по жалобе.
Рассмотрев жалобу Заявителя, по результатам проведения внеплановой проверки, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу пункта 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В Приложении Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" содержится Раздел II "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям", в который включаются:
- Позиция N 9. Работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
Согласно пункту 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в т.ч. территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Согласно пункту 1.1. Правил - Правила благоустройства города Ижевска устанавливают обязательные для исполнения требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
Согласно описанию объекта закупки Исполнитель обязан оказать услуги по санитарному содержанию и эксплуатационно-техническому обслуживанию тротуаров, газонов, малых архитектурных форм и зеленых насаждений в скверах на территории Октябрьского района города Ижевска в 2024 году.
Исходя из буквального толкования пункта 36 части 1 ГрК РФ благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленные в том числе на поддержание эстетического состояния территории муниципального образования, на содержание территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в т.ч. территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Согласно описанию объекта закупки работы по Контракту направлены на санитарное содержание и эксплуатационно-техническое обслуживание тротуаров, газонов, малых архитектурных форм и зеленых насаждений в скверах.
Согласно техническому заданию (Приложение N 2 к контракту ) Исполнитель обязан оказать следующие услуги:
- Установка 1 урны бетонной парковой (по письму-заказу);
- Приобретение и установка вкладышей в урну металлических оцинкованных на территории Сквера им. В.С. Тарасова (по письму-заказу);
- Сбор случайного мусора, в том числе с газонов, МАФ, деревьев. Очистка урн
- Подметание тротуаров, удаление грунтовых наносов, листвы с твердых покрытий и удаление посторонних предметов, с последующим вывозом на полигон;
- Уборка с территории крупного мусора (упавших веток, строительного мусора и пр.) (не более 20 куб. м за весь срок оказания услуг);
- Удаление поросли с покрытий тротуаров, лестничных спусков, с использованием гербицида или ручным способом;
- Очистка ливнеприемников от мусора, удаление грунтовых наносов и посторонних предметов, с последующим вывозом на полигон;
- Прогребание газонов от опавшей листвы;
- Мойка и очистка конструкций МАФ от пыли и грязи;
- Удаление рекламных объявлений с МАФ, в том числе закрашивание надписей краской (или удаление растворителем);
- Ремонт тротуара, устранение просадок - переукладка существующей тротуарной брусчатки с восстановлением песчано-щебеночного основания;
- Скашивание травостоя на газонах с утилизацией травы;
- Формовочная обрезка кустарников (удаление сухих ветвей, осветление проходов) с последующей утилизацией порубочных остатков (по письму-заказу);
- Расконсервация и проверка системы автоматического полива (по письму-заказу);
- Консервация (слив воды из системы, продув) и подготовка системы автоматического полива к зимнему периоду (по письму-заказу).
Таким образом, доводы Заказчика и Уполномоченного учреждения о том, что работы по Контракту не являются работами по благоустройству, так как они не предполагают изменения существующего облика территорий и не подразумевают создание каких-либо новых инженерных элементов, не являются обоснованными, так как в мероприятия по благоустройству территории входят в том числе мероприятия по поддержание и содержанию.
Опровергая довод, Заказчика и Уполномоченного учреждения о том, что исходя из абзаца 30 Раздела 2 Правил работы по Контракту являются работами по содержанию объекта благоустройства, а не работами по благоустройству, необходимо отметить, что пункт 1.1. Правил содержит следующее: Правила благоустройства города Ижевска устанавливают обязательные для исполнения требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
Таким образом, указанные Правила устанавливает перечень работ по благоустройству, направленные на содержание зданий, сооружений и земельных участков и т.д., что в свою очередь является деятельностью по благоустройству в рамках ГрК РФ, Правила не вводят какие-либо новые категории работ в рамках российского законодательства, действуют в пределах понятийного аппарата ГрК РФ.
Более того, исходя из системного толкования, мероприятия по содержанию объекта благоустройства входят в комплекс мероприятий по благоустройству территории.
Таким образом, Заказчиком и Уполномоченным учреждением было неверно истолковано понятие "благоустройство территории".
Следовательно, в рассматриваемом случае, необоснованное неустановление дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с позицией 9 приложения ПП РФ N 2571, могло привести к негативным последствиям для Заказчика - некачественному выполнению работ, поскольку исполнитель по контракту не обладал бы достаточным опытом работы по благоустройству территорий.
В силу части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, о совершении (при необходимости) действий, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, и выдает (при необходимости) предписание об устранении допущенных нарушений, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что определение поставщика завершено, снижение цены Контракта составляет 60.5%, учитывая принцип эффективности осуществления закупок, а также что заявитель - ООО "ЭКОДОМ" не подавал заявку на участие в закупке, и его права и законные интересы не были нарушены, основания для выдачи предписания отсутствуют
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частями 1, 3, 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭКОДОМ" на на положения извещения при проведении запроса котировок в электронной форме N зз-0016-13090 - 2024 "Оказание услуг по санитарному содержанию и эксплуатационно-техническому обслуживанию тротуаров, газонов и малых архитектурных форм и зеленных насаждений в скверах на территории Октябрьского района города Ижевска" (номер извещения в ЕИС -0813500000124005580) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ТО Администрации города Администрация Октябрьского р-на г. Ижевска, Уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела N 018/06/106-335/2024 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 26 апреля 2024 г. N 018/06/106-335/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2024